쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Всемирная история » -=Языкознание, генетика, антропология


-=Языкознание, генетика, антропология

Сообщений 21 страница 30 из 30

21

История "Красавицы и чудовища" и нескольких других сказок прослеживается до бронзового века, утверждают ученые

http://image.newsru.com/pict/id/large/1892257_20160121170557.gif

http://image.newsru.com/pict/id/large/1892222_20160121164541.gif

Антрополог Даремского университета Джейми Теграни убежден, что волшебные сказки сопровождали человечество едва ли не с самого момента его возникновения и уж совершенно точно - с позднего бронзового века. Если верить результатам исследования Королевского общества открытой науки, заслуги Шарля Перро и братьев Гримм ограничиваются лишь литературной обработкой, тогда как записанные ими сюжеты гораздо древнее.

Прийти к таким выводам позволило применение принципов филогенеза к развитию индоевропейских языков, поясняет Scienc News. Теграни и его коллега, Сара Граса да Силва из Нового университета в Лиссабоне, выделили 275 сюжетов из более чем 2000 различны сказок. Эти истории упоминают волшебных существ или предметы со сверхъестественными свойствами. Возраст 75 сказок удалось определить относительно точно.

Как оказалось, четыре сказки с высокой степенью вероятности были распространенными еще во время существования протоиндоевропейского языка. Так, можно предположить, что сказке "Кузнец и дьявол" о хитрой сделке не менее шести тысяч лет, "Красавице и чудовищу" и "Румпельштильцхену" от трех до четырех тысяч лет. А истории о Джеке и бобовом стебле - больше пяти тысяч лет.

Стоит признать, не все ученые поддержали теорию Теграни. Так, Джон Линдоу, фольклорист из калифорнийского университета Беркли, указывает, что в индоевропейском словаре довольно ограничен запас слов, относящихся к работе с металлом. И, возможно, самого понятия "кузнец" не существовало. "История Фауста - вечна", - не соглашается британская The Telegraph.

Впрочем, Теграни непоколебим в своей уверенности. Он предложил относиться к сказкам как к генетической информации, которая передается от поколения к поколению. "Мы не изобретаем заново культуру каждое поколение. Мы получаем многое в наследство", - говорит он.

Предыдущее исследование антрополога, опубликованное, как отмечалось в Popular Science, в 2013 году, касалось происхождения сказки о Красной шапочке. Он проследил распространение сказки в Европе, Африке и Азии, опубликовав своего рода генеалогическое древо. Одной из неожиданностей в этой работе стало выявление сродства сказки о Красной шапочке и истории о волке и семерых козлятах.

http://newsru.com/cinema/21jan2016/bell.html

0

22

192.168 написал(а):

Мы все в школе читали, что выходец из Африки был охотник-собиратель. И, в общем, складывалась такая картинка расселения: они охотились на мамонта, мамонт уходил, они шли за ним, так и расселялись. А теперь выясняется, что они плыли. И они приставали к берегу, основывали поселения, ели там, жгли костры, оставляли кости, посуду, рисунки, причем делали это там, где сейчас 120 метров воды, да еще и грунт в море вынесло. Есть ли какой-то шанс раскопать что-то — ну в Индийском океане или у побережья Суматры?

— Пока морская археология — это почва для красивых статей. Мы не можем толком раскопать даже Средиземное море. Есть раскопки в Александрии, есть раскопки Черного моря в его северной части. Поскольку, как мы знаем, Черное море было пресным озером…

— И стало морем, прорвав Босфор за 5600 лет до н.э.

— Похоже, что это и был Всемирный потоп. Так вот, даже в таком близком бассейне очень мало найдено. Нужны очень большие технические капиталовложения. Один английский университет построил глубоководную подводную лодку для такого рода исследований. Выяснилось, например, что внутри Черного моря есть до сих пор поток пресной воды, текущий, как река. В общем, если бы в мире была нормальная ситуация и вместо того, чтобы разными способами бомбить Ближний Восток, мы вложили бы деньги в подобные исследования, мы бы сразу много узнали про историю человечества.

0

23

RusKras написал(а):

В общем, если бы в мире была нормальная ситуация и вместо того, чтобы разными способами бомбить Ближний Восток, мы вложили бы деньги в подобные исследования, мы бы сразу много узнали про историю человечества.

Невольно напрашивается этакий всеобщий контроль над населением земли что бы люди не конфликтовали как роботы а работали все в одном направлении видимо тоже как роюоты или стадо). Что то потеряем что то видимо приобретем.

0

24

Обращаюсь к теме этого замечания Иванова о дате прорыва слоёными водами Средиземного моря в Чёрное море, являвшееся как и Каспий, закрытый пресный водоём. Это случилось , как сейчас предполагают около 7600 лет тому назад (5600 лет до н.э. + 2000 н.э). Приходилось читать, что на побережье Чёрного моря в то время обитало высокоцивилизованное население, которое владело значительными знаниями, будучи аграриями, скотоводами, металлургами, гончарами и пр. Но в силу осолонения вод своей родины обитатели побережья Чёрного моря  были вынуждены покинуть свои земли. И тут уместно вспомнить как внезапно появились на территории Ближнего Востока шумеры. «Как из ниоткуда» - замечают учёные. Шуме́р — первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Месопотамии — региона в междуречье Тигра и Евфрата — с IV по III тысячелетия до н. э. Если мы 4000 лет до н.э. сложим с 2000 лет н.э., то итоговое число – около 6000 лет – позволяет нам предположить, что шумеры являлись одним из движений вынужденных переселенцев. Как мы знаем, шумеры, как позже из Малой Азии в Италию добирались этруски, добрались до новой родины вплавь. Утраченная родина Дильмун и Арата, по воспоминаниям шумеров, была схожа с раем и разительно отличалась от нынешнего места обитания и по климату и уровню жизни.
У шумеров был очень сильно развит культ почитания деревьев. Причём, это были не пальмы, а лиственные деревья и кусты, которых на новой жаркой было чрезвычайно мало. И тут на память приходит история о «неопали́мой купине» — в Пятикнижии: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает»  (Исх. 3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста… Эта традиция сходна с древней традицией поклонения деревьям и рощам, которая в большей степени была присуща абхазо-адыгским народам, в меньшей степени другим северокавказским этносам. Прошлым летом лично разговаривал на черноморском побережье с местным шапсугом, который прямо и вкратце пояснил, что он поклоняется деревьям, как его предки.
Вспомним, что по тому же Базоркину в недалекие языческие времена ингуши ходили молиться в гору. По всей видимости, схожие ритуалы были широко распространены на Кавказе. В связи с этим вернёмся к Моисею. То есть Моисей, подобно хурритам и хеттам, последовал за поклонением/откровением в гору, которая тогда именовалась Хорив. (Исх., 3: 1. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего… Однажды провел он стадо… к горе Божией Хориву). А вот цитата из еврейской библиотеки Ежевика: «Библия называет хурритов «хори» и сообщает, что «на Сеире [см. Эдом] жили прежде хорреи; но сыны Исавовы прогнали их и истребили их от лица своего и поселились вместо них» (Втор. 2:12; ср. Быт. 36)» … То есть, вполне возможно гора Хорив являлась древним местом поклонения хурритов.
Эти и ряд иных замечаний позволяет обоснованно предполагать, что Кавказ, территория вокруг Чёрного моря и Каспия, - место древнейшего допотопного острова мировой цивилизации.

0

25

«К истокам языкового разнообразия»

http://i73.fastpic.ru/big/2016/0308/8a/08f127607924713f0c210dde9a4e698a.jpg

скачать можно здесь (через эту программу utorent)

купить можно здесь

0

26

http://postnauka.ru/lectures/22294


0

27

http://генофонд.рф/

0

28

Происхождение и родственные связи языков народов России

Доклад чл-корр. РАН А.В.Дыбо на заседании Президиума РАН

--

Публикуем изложение доклада чл-корр. РАН Анны Владимировны Дыбо (Институт языкознания РАН),  размещенное на сайте РАН.

Читайте также ниже, в разделе «Мнения экспертов» комментарий профессора Л.С.Клейна «Языки, археологические культуры и старые гипотезы»

К настоящему времени насчитывается более 6000 человеческих языков; на территории Евразии их около 1000, на территории России — около 200. Существуют различные способы их классификации: типологические (по сходным структурным особенностям); генеалогические (такие классификации строят генеалогические деревья языков, в которых объединяются в один узел родственные языки). Этим занимается сравнительно-историческое языкознание, оно же — лингвистическая компаративистика.

В докладе вводятся формальное понятие языкового родства и основные положения сравнительно-исторического метода. Излагается современное представление о целях и возможностях сравнительно-исторического изучения языков мира.

Демонстрируются достижения классической компаративистики и данные, полученные в последние 50 лет на основании применения сравнительно-исторического метода к отдаленно родственным языкам.

1. Индоевропейская семья. Местонахождение индоевропейской прародины к настоящему времени спорно, но после получения датировок распада отдельных групп вопрос встает на более материальную почву. Так, судя по реконструируемой для праиндоевропейского лексике природного окружения, степь должна быть исключена из возможных прародин; ландшафт явно указывает на горную местность; кроме того, праиндоевропейское состояние никак не может соотноситься по времени с ямной культурой, поскольку распадается за 1000 лет до ее существования; таким образом, можно отказаться от «курганной гипотезы» М. Гимбутас.

1.1. Славянские языки. Недавно отработанное нами для совместной работы с генетиками балто-славянское древо дает датировку распада славянских языков на две группы — восточнославянские и прочие, около 2-го в. н.э. (что является более ранней датой, чем принятая ранее у глоттохронологов VI-VIII вв.). Во II-III вв. н.э. существовали, действительно, две археологических культуры, атрибуируемых праславянам: Пшеворская и Зарубинецкая. Датировка распада пра-балто-славянского единства падает на 1400-1300 до н.э. (что совпадает с предшествующими глоттохронологическими датировками). Это совпадает со временем формирования Поморской группы памятников Лужицкой археологической культуры — возможно, началом отделения праславянского от группы западно-балтийских диалектов.

1.2. Иранские языки: на территории РФ компактно проживают носители осетинского (северо-восточный иранский) и татского (юго-западный иранский) языков. Иранская группа составляет внутри индоевропейской семьи группу более высокого порядка с индоарийскими и дардскими языками. Вероятно, именно это единство следует связывать со степной ямной культурой. Не исключено, что именно контакты с праиранцами как носителями более поздней срубной культуры дали значительное количество заимствованной культурной лексики в финно-угорских языках. Распад иранского единства датируется приблизительно 1300 г. до н.э.

2. Алтайская семья языков. Праалтайский язык по предварительным оценкам мог распасться около VI тысячелетия до н.э. Восстанавливаемая лексика природного окружения и фрагменты культурной лексики в целом не противоречат гипотезе связи праалтайского с археологической культурой Яншао ( VII-III тыс.л. до н.э.).

2.1. Глоттохронологически датированное генеалогическое древо тюркских языков дает датировку первого распада пратюрков в районе рубежа эры. Эта дата хорошо коррелирует с тем фактом, что реконструируемые для пратюркского состояния слова, представляющие собой китайские заимствования, заимствованы в фонетическом облике, свойственном эпохам Западной и Восточной Хань; более того, цитируемые в ханьских исторических источниках слова из языка сюнну — это главным образом слова тюркского праязыка. Это позволяет отождествить носителей пратюркского языка с какой-то частью народов кочевой империи сюнну, которая как раз в это время выходит на историческую арену. Лексика природного окружения, восстанавливаемая для пратюркского состояния, позволяет связывать прародину тюрков с широкой территорией от монгольского Алтая до Ордоса. Мы находим заимствования из пратюркского языка в лексике, реконструируемой для прасамодийского и праенисейского состояний.

2.2. На территории РФ представлены три языка монгольской группы: калмыцкий, бурятский, хамниганский. Первый распад монгольской группы датируется V — VII вв. н.э. В прамонгольском языке наблюдается значительное количество заимствований из пратюркского, в том числе через тюркский заимствованы древнекитайские слова. О времени и месте распада монгольских языков косвенно говорят следующие факты: а) не обнаруживается прамонгольских (т.е. встречающихся в дагурском, могольском и кукунорской группе) древне-китаизмов и древне-иранизмов, которые не были бы заимствованы через тюркское посредство; б) имеются заимствования в прамонгольский из среднекитайского без тюркского посредства; в) имеются заимствования в прамонгольский из согдийского через древнетюркский; г) ряд формально прамонгольских тюркизмов (с развитием t > č) отсутствует в дагурском; д) ряд заимствований из (ранне)древнетюркского (с фонетическими приметами общетюркского) не обнаруживается в языках кукунорской группы; другая группа таких заимствований не обнаруживается в дагурском. Специалисты склоняются к признанию прамонголов лесными охотниками, однако восстанавливаемая терминология войлочного производства все-таки показывает скотоводческий характер прамонгольской культуры.

2.3. Тунгусо-маньчжурская группа. Сейчас большинство исследователей — сторонники приамурской прародины для пра-тунгусо-маньчжурских языков (ср. лексику природного окружения; наличие ПТМ термина для рыбьей кожи и под.).

3. Уральская семья. О контактах и местоположении прауральского пока трудно говорить. Обычно его прародину располагают в Западной Сибири, но приводится новая аргументация в пользу более западной локализации. Имеются данные о контактах двух дочерних групп. Прафинноугорский (распад — III-II тыс. до н.э.) содержит значительное количество заимствований предположительно из праиндоиранского или праязыка какой-то из его дочерних семей; место этих контактов относят обычно к локализации археологической срубной культуры. Прасамодийский (распад близок к рубежу эры) демонстрирует пратюркские и праенисейские контакты.

На основании ступенчатой реконструкции и с помощью применения глоттохронологических методик компаративисты продолжают работу по установлению древнего родства языков.

На территории России представлены языки, относящиеся в основном к двум макросемьям Старого Света — ностратической (семьи: индоевропейская, алтайская, уральская) и дене-кавказской (семьи: северокавказская, сино-тибетская, енисейская); кроме того, пока неуверенно аффилируемые группы (эскимосо-алеутская семья — возможно, ностратическая; юкагирская группа — по одной гипотезе ностратическая, близкая к уральским языкам, по другой — палеосибирская; чукотско-камчатская семья, возможно, вместе с нивхским (и юкагирским?) составляющая палеосибирскую макросемью).Многие из языковых групп и семей находятся в статусе исчезающих. Таковы все языки самодийской группы уральской семьи; все языки тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи; все российские языки западно-кавказской группы северокавказской макросемьи; последний сохранившийся язык енисейской семьи — кетский; юкагирская группа языков.

Стираются диалектные различия внутри языков; между тем, диалекты представляют собой естественную среду, подпитывающую литературные языки. Кроме того, диалектное разнообразие предоставляет чрезвычайно ценный материал для историка языка, который может пролить свет на историко-языковые изменения и дать возможность восстановить предковые формы существующих идиомов. Все это делает необходимой работу по фиксации (документации) языков и диалектов с помощью современных средств (интегральное описание; ср. наши действующие проекты «Полная электронная этимологическая база по тюркским языкам» (Программа фундаментальных исследований Секции языка и литературы ОИФН РАН «Язык и литература в контексте культурной динамики», рук. Шеймович А.В.), «Создание корпусов миноритарных тюркских языков России» (направление 3 «Создание и развитие корпусных ресурсов по языкам народов России» Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Корпусная лингвистика», рук. А.В.Дыбо); «Построение виртуальной лаборатории для надёжного хранения и распределённой обработки данных исчезающих языков» (РФФИ 14-06-00271, рук. А.В.Дыбо), «Разработка анкет для сбора материалов к интегральному описанию миноритарных тюркских языков и диалектов России» (РГНФ № 15-04-00370, рук. А.В.Дыбо), «Информационная система для описания малочисленных языков народов мира. Создание описаний алтайских и уральских языков России, находящихся на грани исчезновения» (РНФ № 15-18-00044, рук. В.М.Алпатов) и ряд других проектов, объединяемых теми же целями.

Работа по документации языков и диалектов России, проводимая в рамках этих проектов, позволяет значительно уточнить внутриязыковую классификацию, понять сложную историю отношений между различными идиомами и их носителями, уточнить историческую реконструкцию языков в связи с историей народов. (Пример: в результате августовской экспедиции по изучению хакасских диалектов нам удалось обнаружить ранее не идентифицировавшийся идиом, который может являться остатком западно-хакасского диалекта, впоследствии стертого шорской миграцией. Другой след этого диалекта мы обнаруживаем в мигрировавшем на территорию Ганьсу на рубеже 1-го тыс. н.э. сарыг-югурском языке).

Уже сейчас можно утверждать, что не исключено генетическое родство между макросемьями языком Евразии, в которые входят языки народов России.

http://генофонд.рф/?page_id=9869

+ комментарии ученых

0

29

Из чего сделаны японцы

В этом материале мы расскажем о японской популяции. Воспринимаемые европейцами как нация, изолированная от внешнего мира собственным культурным контекстом и особенностями менталитета, японцы подчеркнуто едины в своей обособленности и горды своим единством. «Одна раса, одна цивилизация, один язык и одна культура». Закономерно, в таком случае, задать вопрос: является ли японский народ исторически и этнически цельным образованием? Если это так, то кто эти люди — пришельцы, завоеватели или исконные жители Японского архипелага? В противном случае, если это сплав, слияние, агрегат нескольких разрозненных племен, то откуда они пришли и где их родина? Долгое время этот вопрос оставался предметом археологии, этнографии и лингвистики. Сейчас к разрешению проблемы приступили популяционные генетики.

https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/324/20e/bc8/32420ebc8d09ea303038c2dd7effdb65.jpg

Известно, что загадочная цивилизация с архипелага в Тихом океане сформировалась около 10 000 лет тому назад. Где истоки японской популяции и что несет этот термин в новом материале Genotek.

Ликбез: стереотипы о Японии

Сакура. Хокку. Самурай. Ниндзя. Аниме. Хиросима. Сумо. Нинтендо. Суши (правильно — суси). Гейша. Синтоизм. Император. Харакири. Страна восходящего солнца. Бинго! Мы ничего не знаем о Японии. В облаке тэгов-стереотипов не отразить того, что под архипелагом заложена демографическая часовая бомба, которую стараются не замечать политики. С одной стороны, страна не принимает неквалифицированную рабочую силу. Большая часть мигрантов в Японии — либо талантливые студенты, либо мотивированные специалисты, либо обеспеченные учащиеся японских языковых школ. Несмотря на холодную толерантность к «белым людям», они навсегда остаются иностранцами, вынужденными поспевать за бешеным ритмом жизни. С другой стороны — то, что предпочитают не обсуждать японские политические лидеры. Население Японии стареет в единении. Люди рождаются, но их недостаточно, чтобы обеспечить естественный прирост населения. При этом действие «японского экономического чуда» ослабевает. Наблюдатель со стороны видит только безмятежность и философское отношение к жизни, из которых соткана японская культура. И японцев.

Как попасть в Японию без визы

Считается, что в период Гэнси, 40 000 лет назад архипелаг еще был связан с материком перешейком, и туда могли мигрировать люди. Первыми поселенцами на острове стали представители культуры Дзёмон. Считается, что современными прямыми потомками культуры Дзёмон являются айны. Изначально охотники и собиратели, люди народа Дзёмон перешли к оседлому образу жизни и начали изготавливать керамические изделия, которые дали название всему периоду. Слово «дзёмон» переводится как «след от верёвки» — орнамент, который использовался для украшения керамических изделий того времени. Японская посуда культуры Дзёмон была одной из древнейших керамических находок. Другими словами, изначально территорию современной Японии заселил народ, культурные достижения которого считались передовыми для того времени. После расселения народов культуры Дзёмон по архипелагу с Большой земли пришли люди народа Яёй. Описание дальнейших событий представляет собой гипотезы антропологов.

Расёмон-эффект

Существует две полярных версии произошедшего между двумя народами. Первый вариант развития подразумевает распространение культурных достижений одного народа в питательной среде другого. Люди народа Яёй принесли с континента заливное рисосеяние, обработку металлов, гончарный круг и ткацкий станок. Распространение информации и технологий среди Дзёмон было равносильно трансформации этого народа. В соответствии со вторым вариантом Яёй полностью сменили Дзёмон на архипелаге мирным или насильственным путем. Обе гипотезы: и трансформация Дзёмон, и замещение на Яёй подразумевают гомогенное происхождение — один источник. Компромиссом между этими двумя сценариями является сценарий гибридизации — смешения двух народов.

Пьеса по ролям

Чтобы изучить процессы смешивания популяций, исследователи решили сравнить геномные данные японцев с данными от двух других популяций. Было доказано, что айны — прямые потомки народа Дзёмон. Айны — богатыри с Востока. Внешне они отличаются от японцев: у них глубоко посаженные миндалевидные глаза, большие уши, жесткие волосы и есть склонность к облысению, нос большой, слегка крючковатый, с широкими ноздрями. Самое заметное в айнах — это их борода, в культуре айнов было принято растить бороду. Народ Яёй — мигранты, которые привезли на архипелаг бронзу и железо. Их прямыми потомками, не состоящими в родстве с Дзёмон, считаются континентальные народы восточной Азии. В данном исследовании в этом качестве был использован 221 корейский геном.

Этот смутный объект исследования

Японские исследователи получили «образ» каждой из трех популяций: каждый из доступных геномов они анализировали не целиком, а разбив на гаплотипы. Гаплотип — это набор нескольких вариантов (локусов), находящихся рядом в геноме. Рассмотрение гаплотипов, а не локусов по отдельности, даёт более широкие возможности в плане определения таких популяционных событий, как разделение популяций, дрейф генов. В качестве меры разнородности или похожести вычислялась многомерная статистика, основанная на частотах встречаемости тех или иных гаплотипов в каждой из популяций.

https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/0cd/c7d/1c6/0cdc7d1c639147049500f152ade9654e.jpg

На картинке графически показаны три модели. AIN, JPT, CHB — названия трех популяций, айнцев, японцев, корейцев, соответственно. N в каждом случае исходная численность популяции, а T — время смешения.

Увидеть прошлое

Авторы исследования проверяли три гипотезы возникновения популяции японцев: трансформацию Дзёмон, гибридизацию Дзёмон и Яёй и вытеснение Дзёмон народом Яёй. Для каждой гипотезы была построена модель симуляции “современных” геномов в предположении, что популяции смешивались согласно модели. Сгенерированные данные позволяют оценить вероятность получения наблюдаемой статистики частот гаплотипов в каждой модели (при каждой из трех гипотез). Чтобы провести симуляцию, авторы статьи самостоятельно вводили такие параметры, как численность исходных популяций, длительность сосуществования, время расхождения популяций, пропорция смешивания. Также исследователи применили байесовские методы для оценки параметров моделей, таких, как временные рамки смешения и интенсивность миграций.

Восточная смесь

С большим отрывом победила гипотеза о гибридизации двух народов. По результатам симуляций именно она оказалась наиболее правдоподобной. Получается, что около 10 000 лет назад с запада на восток японский архипелаг, место обитания продвинутой цивилизации того времени, заселили континентальные мигранты, которые завезли технологии с большой земли. Такое смешение дало начало японцам. При этом авторы признают, что степень смешения на протяжении всего архипелага может быть разной. Однако «японская популяция» — это не только японцы, потомки двух древних культур. Этническое многообразие сохраняется и по сей день.

Коренные народы

Помимо народа Ямато (самоназвание японского народа), к коренным японцам относят айнов и рюкюсцев, жителей Окинавы. Оба народа относятся к ветви Дзёмон, они жили на островах изолированно и не подвергались влиянию миграционных волн. Долгое время у рюкюсцев было собственное королевство, свой язык и своя религия. Однако полного суверенитета не было никогда: сначало нужно было платить дань императорам китайских династий, потом — главе Японской префектуры. В конце XVII века Японская империя аннексировала архипелаг Рюкю, так образовалась префектура Окинава. Айны также являются коренными жители Японии, Курильских островов и Сахалина. Совокупность их внешних признаков и языка не позволяет вывести их происхождение из какой-то отдельной расы. Происхождение Дзёмон ученым еще предстоит разрешить.

Каста неприкасаемых

Неизвестно, стоит ли говорить об этом в контексте популяционной генетики, но в Японии также существует особая каста людей, называемая буракуминами. Парадокс заключается в том, что с точки зрения генетики это коренные японцы, а с точки зрения японцев это табуированная тема для разговора. Впрочем, исследований по происхождению буракуминов не проводилось, существует также мнение, что это китайские ремесленники, иммигрировавшие в Японию. Буракуминами в наши дни являются потомки людей, в прошлом связанных с «нечистыми профессиями» — выделкой шкур, вывозом мусора, уборкой храмов, шутовством. Тогда они имели право жить на специально отведенной территории, не имели права иметь отношения с людьми вне своей касты. На данный момент эти люди составляют около 2% населения современной Японии, однако как группа населения в современной Японии они не признаются. Понятие «буракумин» переводится как «человек из особого поселка», о принадлежности человека к буракуминам можно сказать на основании архивных документов. Оскорбительным жестом считается поднятие руки вверх с четырьмя оттопыренными пальцами, в знак того, что эти люди являются «четвероногими», то есть, не людьми. Формально буракуминов принимают в университеты и на работу, а затем начинается анонимная травля. Родители тщательно проверяют происхождение избранников и избранниц своих детей. Дискриминация буракуминов является предметом наблюдения ООН.

Популяционная генетика раскрывает прошлое, не основываясь на чьем-то мнении или идеологии. Препарируя человеческое происхождение, исследователь выясняет судьбу нации, восстанавливает по кусочкам историю места. Понятие национальности становится условностью. Происхождение человека позволяет решить вопрос собственной идентичности и понять самое себя. Теперь это доступно и нам.

https://geektimes.ru/company/genotek/blog/282642/

0

30

В России из 156 языков коренных народов, существовавших в XIX веке, 7 вымерли, десяткам грозит та же участь

Совет по правам человека (СПЧ) при президенте РФ подготовил отчет о проблемах сохранения и развития языка и культуры так называемых малых народов России. В ближайшее время его передадут в администрацию президента. Как утверждают правозащитники, около полусотни народностей РФ сегодня находятся под угрозой исчезновения.

Их возможная гибель - не только культурная, но и политическая проблема. В письме правозащитников говорится, что российские власти не заинтересованы в сохранении национальных диалектов. По этой причине, к примеру, было запрещено функционирование полностью карелоязычных яслей в Республике Карелия. При этом игнорируется мировой опыт двуязычия.

Свои прогнозы правозащитники подтверждают данными Федеральной службы госстатистики, которая указывает, что из 156 языков коренных народов России, существовавших еще в XIX веке, семь уже вымерли, а еще десяткам грозит та же участь. Эти языки входят и в изданный ЮНЕСКО "Атлас исчезающих языков мира" из 2500 языков и диалектов.

Так, югский язык в 2002 году знал 131 человек, а сегодня им уже никто не владеет. Язык народа юги (юген) наряду с кетским языком входит в югско-пумпокольскую группу енисейской семьи. Носители его проживали в верховье Кети - правого притока Оби. Письменности югский язык никогда не имел. Ныне этот язык считается вымершим.

Безвозвратно утрачен айнский язык. Айны на территории России жили в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. В настоящее время айны остались в основном только в Японии. В России по итогам переписи 2010 года было 109 айнов. Однако на айнском языке они не говорят. Это язык вымер в России много десятилетий назад.

Убыхский язык, ранее распространенный на территории нынешних Лазаревского, Центрального и Хостинского районов Сочи и относящийся к абхазо-адыгской семье, исчез в России из-за того, что после окончания Кавказской войны убыхи были выселены правительством России в Турцию. Последний носитель этого языка скончался в Турции в 1992 году.

Уйльтинским (орокским) языком, входящим в южную (нанийскую) подгруппу тунгусской ветви тунгусо-маньчжурских языков алтайской семьи, владеет не более 10 человек по всей России. Его можно отнести к вымирающим языкам, хотя несколько энтузиастов в поселке Вал Ногликского района Сахалинской области дают детям уроки их родного языка, изучают букварь уйльтинского языка, выпущенный в 2008 году.

Орочский язык, распространенный в Хабаровском крае и получивший письменность лишь в начале 2000-х годов, знают около восьми человек. Язык находится на грани исчезновения.

Еще несколько языков малых народов России имеют устойчивую тенденцию к снижению числа своих носителей.

Однако то, что гибнущие языки можно спасти, доказано на примере нивхского языка - языка-изолята (то есть не принадлежащего ни к одной известной языковой семье). Его носителей в России, по данным переписи 2010 года, было не более 198 человек, из которых 118 проживали в Сахалинской области. Еще недавно этот язык исчезал прямо на глазах, и казалось, сделать было ничего невозможно - на четыре очень непохожих друг на друга диалекта в общей сложности приходилось всего около 100 носителей.

Ситуацию начали менять исследователи из Университета Хельсинки, которые уже два года занимаются ревитализацией (возрождением) нивхского языка. Во-первых, они стали проводить очень простые акции, направленные на повышение престижа нивхского языка: повесили в местных магазинах ценники на нивхском, написали на автобусных остановках нивхские названия населенных пунктов, организовали несколько программ "учитель - ученик", когда полноценный носитель нивхского регулярно встречается с несколькими изначально не говорящими по-нивхски учениками.

Аналогично, в том числе с помощью наглядных пособий, возрождается в столице Республики Мордовия исчезающие мокшанский и эрзянский языки. Таблички с названиями улиц в Саранске теперь на трех языках, включая русский. На мокшанском и эрзянском языках в Мордовии издается литература и периодика, они изучаются в школе и вузах. Некоторые радиостанции часть эфира ведут на мокшанском и эрзянском языках.

Однако силами одних энтузиастов и местных властей без эффективной государственной политики ситуацию в деле поддержке коренных малочисленных народов изменить не удастся.

Большинству из вымирающих языков по-прежнему не присвоили статус регионального или местного, сообщает "Независимая газета".

Более десятилетия в России шли разговоры о создании Красной книги малочисленных коренных народов. Однако, говорится в обращении, власти даже не хотят помочь тем, кто предположительно мог бы попасть в нее.

В Мурманской и Архангельской областях проживает народ поморов, разговаривающих на языке "поморска говоря". Однако ни один из данных субъектов не выступил с инициативой внесения народности в перечень. В него же, несмотря на неоднократные обращения СПЧ, не могут попасть и два маленьких крымских народа - караимы и крымчаки.

Теперь правозащитники просят у главы государства принять закон "О сохранении национального и языкового многообразия народов России", который бы дополнил законодательство, защищающее коренных жителей Сибири и Дальнего Востока.

Кроме того, СПЧ предлагает классифицировать малочисленные народы по нескольким разным категориям. Первые две они предлагают обозначить как находящиеся "в неблагополучном" и "в крайне неблагополучном положении".

Речь идет о народах, где количество носителей диалекта устойчиво снижается: неблагополучных насчитывается более 10 тыс., а совсем неблагополучных - до 10 тыс. Для тех и других предлагается обустроить национальные районы и поселения. А заодно обеспечить подготовку педагогов "для обучения на национальных языках", а в детских дошкольных учреждениях и школах заставить преподавать родной язык, литературу, историю и культуру народа.

К третьей категории совет предлагает причислить народы на грани вымирания, то есть где количество носителей языка составляет от 100 до 1 тыс. человек и не имеет тенденции к увеличению. Для них, помимо уже названных инициатив, предлагается ввести поощрительную выплату - каждому жителю, не употребляющему крепких спиртных напитков, - в размере 0,5 МРОТ. Речь идет и о введении прогрессивной шкалы выплат родителям (в зависимости от числа детей) с оплатой 1 млн руб. за четвертого и каждого последующего ребенка. СПЧ настаивает также на освобождении от налогов предприятий малых народов, ведущих традиционные виды хозяйственной деятельности.

Еще к одной категории предлагается отнести обратимо и необратимо вымершие народы. Что касается последних, то память о них хотят увековечить в музеях и специальной литературе. Для обратимо вымерших, по мнению совета, нужно создать межведомственные и междисциплинарные рабочие группы "для максимально полного описания языков и культуры данных народов" и обеспечить подготовку педагогов для обучения на национальных языках.

Помимо прочего, в документе есть и ряд общих предложений. Среди них - включить в перечень коренных малочисленных народов России поморов, айнов, караимов, крымчаков и др. Ввести в местах их проживания специальную должность - советник губернатора по защите их прав. Создать реестр лиц, которые могли бы стать преподавателями языков. Предусмотреть квоты для обучения в высших образовательных заведениях. А также написать учебники по языку, культуре и литературе коренных малочисленных народов России за счет средств бюджета.

Подробнее: http://www.newsru.com/cinema/29nov2016/narod.html?tema

http://www.unesco.org/languages-atlas/en/atlasmap.html - Атлас UNESCO исчезающих языков мира - http://www.unesco.org/languages-atlas/i … e=atlasmap

0


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Всемирная история » -=Языкознание, генетика, антропология