쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » История Кавказа » Роль тейпа Беной в истории чеченского народа


Роль тейпа Беной в истории чеченского народа

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

http://s3.uploads.ru/t/8DdSw.jpg

На юго-востоке Чечни (Нохчийчоь) в верхней Ичкерии (Нохчмохк — современный Ножай-Юртовский район) в котловине, окруженной лесистыми горами до самого хребта, лежат хутора. Это место называется «Бена». Бена граничит на севере с Энгана и Гендаргана, на западе с Даьрrla (Веденский район), на востоке с сел. Даттых, на юге через хребет находится с. Г1аг1атли (Даг. АССР-1аьндий) Дагестанцы называли это селение Баян, часть аварцев —Баини, русские — Беной. Вокруг селения Бена лежат больше десятка хуторов: Бенойн Ведана, Оьси-Юрт, 1ожа-Юрт, Коьрен Бена, Гуьржийн мохк, Пхьачу, Оьламохк, Денги-Юрт, Лоьмк Арц, Стерчийн керташка, Булгат ирзу, Чилла к1ажа и другие.

Живущих здесь людей называют беноевцами (беной). Люди этого тайпа считают друг друга тайповыми братьями и сестрами, и где бы они ни находились, узнав, что они одного тайпа, стараются помочь друг другу в случае опасности или нужды.

Тайп беной входит в тукхум Нохчмахкахой и делится на 9 крупных гаров:

1. Жоби-некъе

2. Уонжби-некъе

3. 1асти-некъе

4. Ати-некъе

5. Чопал-некъе

6. Очи-некъе

7. Доьвши-некъе

8. Эди-некъе

9. Гуьржмахкахой

В тайпе беной все считаются равными и нет деления на лучшие и худшие гары и некъе.

Люди одного гара считаются родственниками (гергара нах). После расселения беноевцев в других аулах от больших гаров стали отпочковываться более мелкие некъе, имеющие название по имени первопоселенцев или отдельных долгожителей в роду.

К примеру, в гар Жоби-некъе, сейчас входят Жа1пар-некъе, Джонха-некъе, 1иски-некъе, Щаци-некъе, Лит1и-некъе и другие.

Беноевский тайп самый крупный по численности, самый сильный и влиятельный тайп в Чечне. Наиболее крупные общины беноевцев живут в Беное, Шелковском и Гудермесском районах, селениях Урус-Мартан, Новые Атаги, Гойты, Алхан-Юрт, Шали и других. Больше всего беноевцев в г. Урус-Мартан. Представители тайпа беной проживают в Чеченской Республике, Республике Дагестан, Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Кыргызстан, Иордании, Турции, Саудовской Аравии и в других странах. Беноевцы считаются истинными чеченцами (ц1енна нохчий). Они гордятся своей принадлежностью к этой нации и свое национальное имя «нохчий» произносят с большим достоинством, в отличие от некоторых нечистых чеченцев, которые неохотно называют себя «нохчий», стараются убрать из употребления это название и заменить его названием «вайнах».

В чеченском представлении истинный беноевец (ц1енна бено) выглядит как человек крупного телосложения, высокого роста с большими ногами (Есть даже поговорка «баккхий когаш болу беной»). Отличительная черта беноевцев — это чистосердечность, доверчивость к людям и спокойный нрав. «Но если беноевца выведешь из себя, то его ничем не остановишь», — говорят люди.

В местности Бена, как и во всей Чечне, люди живут с древнейших времен, по крайней мере, на протяжении 40 тысяч лет, со времен, когда люди пользовались еще каменными орудиями труда. Об этом говорят случайные находки каменных орудий труда в Беное и его окрестностях. К сожалению, никто из археологов еще не занимался раскопками в Беное.

Бена очень древнее чеченское селение. Что означает это название, пока точно не известно. Но известно, что древнейшее государство Урарту на территории Закавказья на языке урартов, язык которых был схож с современным чеченским, называлось «Биайна».

Некоторые ученые считают, что беноевцы потомки урартов (проф. К. Чокаев, Л. Бабахян).

По беноевским арабоязычным тептарам и генеалогическим преданиям стариков, беноевцы, как и другие родственные им чеченские тайпы (ц1онтарой, гендер-геной, энганой, зандакъой, билтой, 1алларой, гуной, бел-г1атой, курчалой, харачой, эрсаной и другие), являются потомками сирийского шахиншаха (царя) Сайд-Али-аш-Шами и, попав на Кавказ, поселились в X веке нашей эры в местности Нашха (Галанчожский район), откуда переселились в Махкеты, затем на реку Аргун и оттуда легендарный родоначальник беноевцев Биан через Тевзана переселился в место, где основал свой аул Бена более 1000 лет назад.

Множившееся население Беноя вынуждало беноевцев переселяться на другие земли, где, живя своими общинами, беноевцы начинали играть заметную роль в социаль-но:политической жизни чеченских селений. Кроме того, некоторые беноевцы, переселявшиеся от малоземелья или по причине кровной мести на другие земли> смешивались с другими народами, основывая среди, них новые, фамилии. Так, по преданиям, андийцы происходят от беноевцев.  А. Берже в своей книге «Чечня и чеченцы» называет тайп беной среди коренных чеченских дворянских (узденских) фамилий. Беноевцы, как самое крупное по численности племя в чеченском народе, долгое время играли ведущую роль в общественно-политической жизни Чечни. После закрепления царских войск на плоскости.Чечни И Перенесения в 20-х годах XIX века крепостей на. реку Сунжу центр сопротивления чеченцев переходит в горы непокорного Нохчмохка (Ичкерии). Русские источники называют ичкеринцев (нохчмахкахой) «самым сильным и воинственным чеченским племенем». Базой и эпицентром всех политических движений стал «самый центр земли ичкеринцев, главный их аул Беной».

Беноевцы и их лидеры Баьршкхин Байсунгур (Бойса-rlap) и Солумгирин Солтамурад, дав клятву на верность имаму Шамилю, самоотверженно отдавали свои жизни в газавате за свободу и независимость Чечни.
Именно в то время родилась поговорка о том, что когда непреодолимо наседали враги, то изнуренные воины просили у Аллаха: «Ва Везан Дела, бенойн орца лолахь!» (О Великий Боже, дай в помощь беноевское войско). Считалось, что распалившегося беноевца и пушкой не остановишь («Чуьра ваьлла бено йоккха топ тоьхча а саца-лурвац»).

В ходе геноцида против беноевцев царские власти применяли и более подлый метод, стараясь через своих местных агентов унизить авторитет беноевцев среди чеченского народа. Именно в то время, когда уже после завоевания всей Чечни непокорные беноевцы продолжали сопротивляться и влияли на других чеченцев, призывая их на борьбу за свободу Родины, царские агенты стали широко распространять среди чеченцев слухи о якобы глупости беноевцев, сочинять про них анекдоты и нелепые слухи.

Книга Далхана Хожаева " РОЛЬ БЕНОЕВСКОГО ТАЙПА В ИСТОРИИ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА", 1993 год.


http://nohchalla.com/stihi/82/645-2012- … 36-44.html

0

2

Swenson написал(а):

Книга Далхана Хожаева " РОЛЬ БЕНОЕВСКОГО ТАЙПА В ИСТОРИИ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА", 1993 год.

Беноевцы считаются истинными чеченцами (ц1енна нохчий). Они гордятся своей принадлежностью к этой нации и свое национальное имя «нохчий» произносят с большим достоинством, в отличие от некоторых нечистых чеченцев, которые неохотно называют себя «нохчий», стараются убрать из употребления это название и заменить его названием «вайнах».

Откровенность.

0

3

НЕУЧ написал(а):

В местности Бена, как и во всей Чечне, люди живут с древнейших времен, по крайней мере, на протяжении 40 тысяч лет, со времен, когда люди пользовались еще каменными орудиями труда. Об этом говорят случайные находки каменных орудий труда в Беное и его окрестностях. К сожалению, никто из археологов еще не занимался раскопками в Беное.

даже всемирный потоп (7500 лет назад прошедший - научный факт) их не коснулся.........
непотопляемые Бий-ни, из БЬА_БИ_ЛУ-на (Вавилона)


да что за фантастика. ну ведь ни единого подтверждения этим словам. зачем такое утверждать?

0

4

Swenson написал(а):

Книга Далхана Хожаева " РОЛЬ БЕНОЕВСКОГО ТАЙПА В ИСТОРИИ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА", 1993 год.

    Беноевцы считаются истинными чеченцами (ц1енна нохчий). Они гордятся своей принадлежностью к этой нации и свое национальное имя «нохчий» произносят с большим достоинством, в отличие от некоторых нечистых чеченцев, которые неохотно называют себя «нохчий», стараются убрать из употребления это название и заменить его названием «вайнах».

http://nohchalla.com/stihi/82/645-2012- … 36-44.html

Много друзей у меня Беной, очень достойные ребята.
В национальности Беной никто не сомневается, это чистые чеченцы!
Странно читать это у него или это просто может фейк, кто за него это писал? Нечистые кто это? Те кто родились вне брака? Сто процентов фейк

0

5

Swenson написал(а):

Книга Далхана Хожаева " РОЛЬ БЕНОЕВСКОГО ТАЙПА В ИСТОРИИ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА", 1993 год.

    Беноевцы считаются истинными чеченцами (ц1енна нохчий). Они гордятся своей принадлежностью к этой нации и свое национальное имя «нохчий» произносят с большим достоинством, в отличие от некоторых нечистых чеченцев, которые неохотно называют себя «нохчий», стараются убрать из употребления это название и заменить его названием «вайнах».

azulantik написал(а):

Много друзей у меня Беной, очень достойные ребята.
В национальности Беной никто не сомневается, это чистые чеченцы!
Странно читать это у него или это просто может фейк, кто за него это писал? Нечистые кто это? Те кто родились вне брака? Сто процентов фейк


Бено КРАСАВЧИКИ! Понятие Нохчалла у них зашкаливает. А умники-фантазёры есть у всех. Как говорится, семья не без уродов. Тем более  посмотрите на год этой книги.
То что он пишет про своих, никак не сравнить с тем, что соченяют про своих предков орстхо и акинцы:
Изъ чеченскихъ преданий более прочихъ замечательно предание о нартахъ. Говорятъ, что Чечнею завладели неведомые до того чеченцамъ пришельцы, которыхъ они называютъ нартами (нартъ). Предание говорить, что они были керестанами, т. е. христианами. Они имели исполинский ростъ; часто представляютъ одноокими, одетыми съ головы до ногъ въ железную броню; вооружение ихъ составляли: щить (галканъ или пхуниш), мечъ (туръ) и булава (чонкуръ). Изъ преданий видно, что они, хотя и малочисленные, завладели страною, грабили жителей, убивали и теснили ихъ, н.......и женъ и дочерей или силою брали ихъ себе въ жены. Народъ страшился ихъ появления, и чувство этого страха перешло и въ предание. Не одни чеченцы, но почти все горския племена говорятъ о нихъ въ своихъ преданияхъ; адигейские народы ближе всехъ знакомы съ ними; они зовутъ их поименно и сложили песни про ихъ дела. Известный влючъ Кисловодске — нарзанъ (нартъ-сана) получилъ название отъ нартов. Надтеречные чеченцы указываютъ места, где они жили и которыя и теперь еще носятъ ихъ названия. (Пр. XVIII) // «Сборник сведений о кавказских горцах». Выпуск VI. Раздел 3: «Чеченское племя (с примечанiями), У. Лаудаева.. Глава : памятники, предания и сказания». Тифлис, 1872. С. 17

Я уже писал про то , как каждый пытается возвеличить своих, но это было по джахилии, сегодня только ТРОЛЬ может такие вещи измышлять. Всё это соченительство, и не более, связанное с невежеством и смешиванием в одну кучу историю   мифы, легеды, сказки.... а на выходе получаем то, что получаем.

0

6

azulantik написал(а):

Много друзей у меня Беной, очень достойные ребята.
В национальности Беной никто не сомневается, это чистые чеченцы!
Странно читать это у него или это просто может фейк, кто за него это писал? Нечистые кто это? Те кто родились вне брака? Сто процентов фейк


Он скорее хочет подчеркнуть роль Беной. В принципе он прав. Беной действительно самый многочисленный тейп, плюс много выдающихся персон из него вышло.
Добавить можно, что Беной из Нохчи-махккой и этим как бы еще более усиливается их статус.

0


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » История Кавказа » Роль тейпа Беной в истории чеченского народа