쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Круглый стол » Книга Г1ал дей


Книга Г1ал дей

Сообщений 1 страница 20 из 84

1

Один мой знакомый и очень образованный человек сравнил наш ключ - Г1ал , с уколом кинжала, предупреждающим остановиться... и способный отрезвить даже вышеупомянутых квазиисториков..

Я должен наверное повторится что выше описанное открытие доверенно мне двумя ученными людьми как укол кинжала.. которые работают над величественным в истории человечества и способным поставить точки в спорах многих теории к одной истине..!!
Это открытие которое они сравни ли с уколом кинжала.. вне всякого сомнения обессмертит их имена.. Но уверенные в своей скором триумфе и занятости в подведении итогов требующих времени.. Они отказываются пока открыть свои бессмертные имена...

Корень Г1ал. в слове Г1алг1ай имеет божественную основу.....и не имеет отношение ни к башнями ни к богатству...

Возможно...Корень в слове. Г1алг1ай - Г1ал буквально означает сновидение и даже больше состоит из двух слов - Г1/Г1а - сон, Л/ Ла - смерть...
Древние представления: уподобление смерти сну ... в Коране взгляды на природу смерти тесно связаны с двумя другими вопросами: отношениями между сном и смертью и существованием души.
Разница между сном и смертью физическое тело и его связь с Землей..
Нет больших расхождений с религии в представлениях ученных о Сне и Смерти - "Для сверх-чувственного познания существует с этим три трупа, физический, эфирный и астральный.. С исчезновением физического будут меняться эфирные и астральные трупы.. "

0

2

Г1ал-ерд / топоним/ - древнейший жреческий храм Ингушетии. Был построен на горе Мятт- лоам/ Столовая гора.. Рядом  с огромным Хьашаром кругом Зодиака  солнечными часами. ( Сахьат /инг/ -  часы -  са- свет.. хьат - тень .. солнечные часы?!)От Зодиака сохранились лишь некоторые плиты со знаками созвездий ... Храм развалены... свид. архиол. Чахкиев Д   Ежегодный праздник в честь Г1ал описывает осетинский профессор Алборов " ингушское гальерда - осетинское алларды"!?  Образец заимствования и исчезновения  знаменитой буквы Г1... которая на проверку может быть буквом - словом Г1а - характерным для ингушей .. имя Предка.., 
А возможно Ключом разгадкой имени единого  бога  к которому звали Пророки человечества от Адама, Авраама/Ибрахима..

0

3

Бог един.. твердят иудеи, христиане, мусульмане... Имя бога не менялось и оставалось в корне одним и тем же.. ( при этом ислам и не только ...говорят. о сотне имен Всевышнего..)
Г1ал- Халди/ Г1алди/ Алди- Г1алал/ Халалу - у древнейших народов мира - ингушей, шумеров, хурритов, Урарту.. !!!!!
арабы, евреи ..бога называли - Г1аллах/ Халлах / Аллах/ Элохим/ Алеих/ Ала
ингуши называют сегодня бога Д1ала - отец бог.. а в 1810 году клялись богом Г1ал... .. и этим именем бога доказывают всему Миру что бог был Един и даже больше всегда и во все Времена носил свое исконное древнее имя!!!! (Храм Всевышнего Г1ал - Ерд  в Ингушетии, считается основателем Хьашара-Зодиака  на горе Мятт - лом)

При этом хотелось бы отметить что осталась та традиция допотопных царей из древнего Шумера которые носят древний корень  Г1ал- всемогущий бог, в именах
  Лугальзаги · Лугальбанда · Гильгамеш Утухенгаль  Лугаль-анне-мунду..
"словоאל  эль  "Бог; божество" является частью многих ивритских имен, например: Даниэль, Натанэль, Исраэль. От них происходят женские имена: Даниэла, Натанэла, Исраэла. . В арабских именах библейского происхождения используется "окончание" ил, передающее значение "Бог", например: Джибраил, Исмаил. Подобная традиция наблюдалась у ингушских богов Баал, Села, Тушоали, аланских вождей и наблюдается в нахских именах.. .самоназвание ингушей вейнахов -    гаргареи,гелы, г1 алы, г1алг1ай, HaL, Халы, Алой, Аланы, Ghel/Gels/Gligvis,  ( во всех наших сторонних названиях слышится бог Г1ал)
Сравните !!!!!карту Гелиа-Ингушетии 1865 года, изданную знаменитой американской картографической компанией авторитетного американского картографа и историка ( Галиа / Халия.. Г1алия ...

http://www.raremaps.com/gallery/detail/ … _of_Russia

( во многом ошибки в произношений бога а соответственно и ингушского этноса происходит за счет трудно выговариваемой буквы Г1.. одни произносили как твердое Г, другие как - Х/h, третьи  пред почитали не замечать трудный звук и тд)

0

4

Корни ошибок или просто борьба которая поставили нахскую историю с ног на голову...?!
Возможно просто не знали что Г1ал - бог....
"В 1963 г. известный специалист по нахским языкам проф. Ю. Д. Дешериев подверг сомнению закономерность сделанного сравнения древнего этнонима с современным, но признавал, что «к сожалению, мы не в состоянии сейчас дать положительный ответ на поставленный вопрос» 14. Одновременно он подчеркнул, что «попытка Е. И. Крупнова объяснить страбоновский этноним «гаргареи» посредством ингушского «гаргар» и чеченского «герга» — близкий, родственник — заслуживает внимания» 15. Основанием для сомнения Ю. Д. Дешериеву послужило предположение, что сам этноним «галгай» позднего происхождения и связан с термином «гала» — башня, крепость, т. е. житель башни, крепости. Вряд ли с этим можно согласиться. Очевидно, термин «галгай» более древнего происхождения и из древнейшего кавказского языкового субстрата он вошел в дагестанские языки. Например, слово «башня» звучит у кубачинцев как «г1ал», у даргинцев — «къали», у лезгин — «квал» 16. По-чеченски и ингушски «гала» — это жилая башня, а «галаи» — оборонительный комплекс. Как известно, в Осетии оборонительные укрепления тоже называются «галунами». Думается также, что не случайно термин «галагаи» связан органически с древнейшим культурным очагом Ингушетии в верховьях р. Ассы, называемым «Галай-чуэ»17. По разъяснению знатока ингушского языка и быта Н. Г. Ахриева, в буквальном переводе, это — «внутренность» или «брюхо Ингушетии».

Отправляясь от доводов Ю. Д. Дешериева, два других автора — В. Б. Виноградов и К. 3. Чокаев — в 1966 г. попытались развить их в специальной статье, но, изложив свои рассуждения противоречиво и непоследовательно, вынуждены были признать, что «гаргареи — несомненно производное от нахского термина «гаргара» — близкий, соседний, родственный» 18. Отмеченная полемика еще более укрепила меня в правильности локализации страбоновских гаргареев именно в ингушской долине «Галга-чув», что подтверждается археологическими, антропологическими и этнографическими данными. Недавно мои доводы признали «заманчивыми аргументами в пользу установления генетической связи между гаргареями античных источников и современными галгаями» видные-грузинские этнографы Р. Л. Харадзе и А. И. Робакидзе 19.

Что касается другого древневайнахского этнонима, впервые упомянутого Страбоном,— «хамекиты», то В. Б. Виноградов и К. 3. Чокаев, полемизируя со мной, оказались более правыми. Транскрибируя слово «хамекиты», «хамхети», как «страна хамхов», они локализуют хамекитов не в горной Чечне (как предполагал я), а в тех же верховьях Ассинского ущелья вблизи современного ингушского с. Хамхи 20."

0

5

Можно было полемику Дешерива   с Крупновым принять за честность ученного, если б не одно но .. он с легкостью ввел или перенял возможно чужую ошибку ..- нахчи...   ( возможно от древнего слова нахчиматьянк...  спорного тк Нах - люди на ингушском и чеченском языках... ) И с этой бузой можно было по братский согласится, если б не стал ученный на оснований этого слова пытаться подменить уже существующие слово .. вейНах..    на  оснований его  ...предположение ?!... Нахчо..     Слово вейНах не устраивает Дешериева и К'. так как ингуши будут равными нохчи...
Тут конечно видно что Дешериевыми движут не братские отношения, не тем более честность... Сегодня мы наблюдаем продолжение старой лжи   
... цель которой подогнать древнюю историю ингушей под свое сочинение, а по сути под ложь, которая не принесет пользы не чеченскому не ингушскому народам.. и вообще для нацистов  цель мечта связать слово нахчи с пророком Ноем не имеет смысла, если они осознают, что  в корне слова Г1алг1ай  стоит имя Всевышнего..и ...по этим параметрам ингушей как божий народ не догонишь.....

0

6

Ингушский древний язык объясняет кто произошел от Ноя/ Ноаха... 
На ингушском языке,  Нах- люди... что подтверждает версию... священных книг Торы, Библии и Корана..
Все люди произошли от  Ноя/Наха....

Пример ....Г1ал   - башня, Г1ал - бог...  разница для русского языка незаметная, но ингушский древний язык улавливает разницу .. в слове - башня, долгое - а- , г1аал...
Потому ошибки некоторых русских  историков понятны...когда они с легкостью произносят схожие слова нахчи и нохчи... меняя буквы, недопонимая, что  в древнем языке, одно ударение в слове меняет смысл..не то что целые другие буквы?!.  Но воодушевленные  некими заблуждениями и своей же ложью ( нохчи нахчи) некоторые чеченские историки идут еще дальше...в атаку ...   из слова Нашха - сделали приемом, Нахша..и назвали его местом исхода народа .  Только вейнах знает какие разные и полярные смыслы таят  слова - нахчи, нохчи, нашха, нахша... ?!
Повторюсь ингушам не было б разницы как решили политизированные лживые историки ( нухажхажиевумхаевдешериевы) назвать собственный народ - нохчи или нахчи...раз сам народ особо не возражает против манипуляции в своей священной родословной если б этой глупостью не пытались назвать древний ингушский народ.. подогнав нас под один из ее тукхумов( кумыкское название)?! Для этого в ход идут кумыкские ногайские названья сто летней давности.. в ход идут откровенные предательства и жалобы на "братства вайнахства" и даже веру... прозывая поверить.... в Ноя - прямых детях...       Нах-чи. -   Дети Наха/ Ноя?!
Рады ингуши , поверить в такую родословную ... (даже племянниками "прямых детей" Ноя - нахчи),   но к этому претендуют такие сильные народы мира, что... в очередь  не встанешь...??!! Кроме этого наш ингушский древний язык с легкостью объясняет кто произошел от Ноя/ Ноаха... 
На ингушском языке Нах- люди... что подтверждает версию священных книг и всех народов мира.... Все люди произошли от Ноя/Наха....!!!!!!
Не потому ли ... мы отделяли наших, от всех людей--Нах, .словом  ВейНахи

0

7

Если мы чеченцы и ингуши были нахчи( по Нухажумхаевский), тогда зачем нужно было ингушское слово вейНах , (которое объединяет и разделяет нахов- людей, на своих и чужих), ученным Советской власти 70 лет распространять на нас с Вами..???
Вейнахов,  историки разных времен могли называть нахами, тк  мы в своем языке называли людей- нахами.. Но вейнахи никогда не могли себя назвать нахчи- людичи..      Слова  ВейНах и нахчи, несут в себе взаимоисключающие понятия, если не откровенную глупость ...сочиненную чужим элементом в Вейнахское крови, для последующей провокации...

0

8

Как назвать ингушскую башню Магаса????

Ца!!! Нет сомнения в древности этого кроткого слова!!!

Стеллы египетские  это копии ингушских классических башен, которые сохранились в горах Кавказа...
Стеллы это каменные гранитные мраморные памятные столбы внушительных размеров...  Одна из Стелл была подаренная Парижу и стала национальной гордостью Франции подобная Стелла установлена в Вашингтоне напротив Белого дома и таких свидетельств очень много в мире...  Чем объяснить желания народов мира строить подобные памятные дорогие  величественные знаки...?!  Ответ прост...
Это работа человеческого подсознания... Память о своем прадоме из прошлого в виде башни которая сидит в подсознания человека...
У египетских жрецов которые первыми строили Стеллы возможно память была более наглядной, объяснимой,  как память об их жилищах
и одновременно первых храмов богов...до известных пирамид для покойных фараонов..
Стелла несет своим видом информацию из прошлого Человечества...
о первом общем доме ... Ца!!
Предлагаю назвать нашу общую башню - ЦА- общий дом Человечества!!

0

9

Поздравляю Вас, всех  ингушей и жителей Ингушетии, с  юбилеем со Дня образования республики!
Сегодня исполнится год, наподдающему разуму искусственному братскому чечено- ингушскому территориальному / и не только/противостоянию...
Приятно осознать в этот юбилейный день, чеченцы и ингуши стали намного ближе чем были, год назад...на 20 летие РИ!!
Обратный эффект называется!!

Поздравим друг друга  Вей Нахи, с днем создания Республики Ингушетия!

0

10

......""
Корни нахов, как известно, уходят в Закавказье и в Переднюю Азию, в урарто-хурритский мир. Об этом в последние годы выпущено много книг, они доступны для любознательного читателя. Еще в 1913 году в Тифлисе была издана книга К.М. Тумакова «О доисторическом языке Закавказья», в которой приводятся множество фактов, доказывающих, что население Закавказья и Передней Азии до появления собственно грузинских, армянских и азербайджанских племен было нахоязычным. Ученым-языковедам и историкам эти факты хорошо известны.

Общепризнано, что хорошо описанные в Карлис Цховреба (Житие Грузии) племена дзурдзуков, проживавшие в Закавказье две тысячи лет назад, были нахами. К тем временам, очевидно, относится преиод переселения некоторых нахских племен из Закавказья на северные склоны Большого Кавказского хребта.

Но переселились далеко не все нахи. По утверждению грузинского профессора Джавахишвили, огрузинившимися нахами являются почти все горские племена Грузии. Нахским было большинство населения закавказской Албании.

Если ингушские краеведы имеют ввиду, что древние нахи осваивали Северокавказские земли, проникая через Дарьяльское, Джейрахское, Аргунское ущелья, то они совершенно правы.

Часть нахов осела здесь же, часть продвигалась дальше на Восток. Это были, очевидно, древние исидики, трогладиты, таргамосиане, описанные греческими, армянскими и арабскими географами, историками и путешественниками.

Но в те времена они не были ни чеченцами, ни ингушами. Это были наши общие предки. Следует ведь учесть также, что земли на Северном Кавказе не были свободными, приходилось силой или полюбовно смешиваться с аборигенами. Так нахи, как и все народы мира, обретали новое этническое лицо.

Сегодня глупо пытаться доказывать, кто благороднее и мужественнее – те, кто оставались на одном месте, спрятавшись в каменных мешках-башнях, или те, кто смело шли навстречу кочевникам-захватчикам - возвращать и осваивать новые земли.

Очевидно одно – в сегодняшнем жестоком рыночном мире, когда практически узаконена идеология социального дарвинизма (сильные народы пожирают слабые) у вайнахов нет другой опоры, нет других ближайших братьев, кроме самих себя. В этом мы могли убедиться все последние годы, когда маленькая Ингушетия без всяких колебаний приняла чеченское население, превосходящее себя по численности.

Такое благородство, терпение, щедрость и доброту мог проявить только народ, имеющий поистине великие традиции, потрясающую генную память.

И, если, признав ингушей нашими прародителями, мы в какой-то мере сможем их отблагодарить за все, что они сделали в самые тяжелые годы испытаний  – я лично за такое признание.

Гораздо актуальней для вайнахов другой вопрос – вопрос о том, с какой легкостью мы покидаем cвoю родину в поисках покоя и счастья на далекой чужбине. С какой безответственностью мы бросаем своих детей, внуков и правнуков в этот благополучный с точки зрения безопасности, но коварный в своей бездуховности, нравственной загнивающий мир Запада.

  Страшная война, голод, разруха, безработица, зачистки,  уголовщина создавали  невыносимые условия для достойного, безопасного проживания мирных граждан на территории нашей республики.

По приблизительным подсчетам, разъехалось и не вернулось обратно за последние десять лет более полумиллиона граждан. Эта цифра близка к национальной катастрофе.
Вряд ли мы имеем право кого-то упрекать, осуждать, но давайте порассуждаем: кто близок к окончательной потере Родины - те, кто остается в России или те, которые теряют российское гражданство?

Вид на жительство, питание, учеба детей, которые организуют благотворительные  и социальные службы Запада, создают иллюзию благополучия.

Но Запад – это совершенно другой духовный мир, в отличии от России и Кавказа. Там совершенно другие взаимоотношения в семье, в обществе, там другая шкала ценностей.

Покидающим Россию трудно будет к этому привыкнуть, а их дети и внуки вряд ли уже станут чеченцами и ингушами. Они очень скоро начнут пугать родителей своим обретенным в новой среде характером, мировоззрением.

Самые дорогие для нашего древнего народа понятия – г1иллакх, оьздангалла, эхь-бехк, лерам – для Запада ровным счетом ничего не значат.  А вайнах без этих духовных ценностей – не вайнах!

Свою духовность вайнахи никогда не теряли в России, потому что  Россия, несмотря ни на что, духовная стpaнa. (Пусть это кому-то не покажется странным. Пожившие на Западе понимают, о чем речь).

В России, словно в цветочной клумбе, удивительно ярко и достойно ужились культуры и религии многих народов. Здесь человека еще ценят не по материальному благополучию, а по состоянию души. Отдельные политики и военные, развязавшие войну в Чечне – не Россия и не русский народ.

Россияне также страдают из-за событий в нашем доме. Несмотря на бешенные усилия прозападных СМИ, главным образом телевидения, русский народ не озлобился на чеченцев. Чеченцы не озлобились на русских. Мы выдержали самое тяжкое испытание – испытание войнами.

Российская духовность и культура всегда приобщали нас к самым лучшим достижениям мировой культуры.

Наши дети выросли и вырастают умными, одаренными, воспитанными и в наших национальных интересах находиться рядом, близко, в пределах России, а не теряться по одиночке в разных уголках земного шара. Наша разобщенность губительно скажется на возрождении экономики и культуры израненной войной края.

Мы, сами того не желая, станем очень скоро чужими, непонятными друг-другу. Во втором, третьем поколении мы вообще растеряем друг друга в этом стремительно меняющемся мире.

Потомки уехавших очень скоро привыкнут к удобствам Запада и слышать не захотят о родных для их родителей местах. Уезжающие навсегда отрывают своих потомков от того, что им еще сегодня безмерно дорого. ¬Разумеется не все оторутся корнями и многие чеченцы, достигнув успехов на Западе, будут с гордостью подчеркивать свое чеченское происхождение.

Но в сегодняшней России возможностей для карьеры и бизнеса больше. Неслучайно евреи из Израиля хлынули толпами обратно в Россию.

В России невероятные запасы природных и сырьевых ресурсов, а Запад задыхается.

Призываю чеченскую и ингушскую интеллигенцию не искать проблем там, где их нет, не отвлекать мнение общественности по пустякам: кто древнее и кто от кого произошел. Нам важнее не распыляться и не разобщаться.

Мы должны искать то, что нас  сближает и будет способствовать возрождению. Это в наших интересах и в интересах единой, крепкой России, которую хотят развалить не без нашего участия.

Пора привыкнуть к мысли о том, что мы полноправные хозяева в России и границы нашего дома простираются от Калининграда до Курил, от Дербента до Мурманска, а не от Аксая до Джейраха.

С-Х. Нунуев.
село  Махкеты
Веденский район
Чеченская республика

0

11

Жрецы которых готовили для нахов с детства держали жесткий порядок во взаимоотношениях нахов... Посредством
Був/ бувян отделившись часть нахов со своим жрецом создавая колонии уходили на новые земли, где строили башни.. и не отсиживались в каменных мешках по Нунуеву..
Дело не в том, кто древнее, а в том, что ингуши сохранили больше в памяти из нашей общей истории.. Причин много, одна Шамиль который с маниакальной настойчивостью жестокостью пытался искоренить славное прошлое чеченцев.. Дальше " работал " правитель Чечни Кундухов.. Переселялись в Чечню люди других национальности, жестко противопостовляли ингушам и тд.
При этом необходимо отметить что не ингуши пошли на конфронтацию с братским народом, в интересах третьей стороны..и  не в первый раз в нашей памяти... И именно это необходимо помнить ингушам, как хорошее так и плохое...что наши братья очень подвержены чужому влиянию

0

12

Книга "Шегрен А.М. Религиозные обряды осетин, ингуш, и их соплеменников"
Галгай, Кистинцы поклоняются главному богу Гальерда ( Г1ал ! Ерд)и клянутся его именем
Галгай, ингуши , Кистинцы для празднования нового года, собираются в горах и там приносят жертвы Гальерду..  Гальерд / Г1ал в представлений ингушей не имеет олицетворения и в его честь посвященны церкви и часовни...
В первый понедельник, вторник первой недели великого поста ингуши и горные плоскостные торжественно празднует  день спасения изрильтян от Фараона /Фирьуь, когда его войско затонуло в Черном море..
------------

0

13

Что происходит на чечено-ингушской границе, которой на самом деле нет? Зачем Рамзан Кадыров требует провести эту границу и почему ингуши готовы взяться за оружие? И возьмутся ли? Специальный репортаж Вадима Дубнова из Чечни и Ингушетии.
Вадим Дубнов, политический обозреватель РИА Новости.

В Чечне страсти о границе, которую призвал провести с Ингушетией Рамзан Кадыров, комментируют с той улыбкой, с которой чеченцы рассказывают друг о друге анекдоты. Такие анекдоты есть в каждом народе, одна часть которого славится своей хитростью, другая – упрямством, третья – недалекостью, а дело в том и состоит, что ингуши для чеченцев – такие же чеченцы, как и другие чеченские тейпы, беной, скажем, или алерой.

А в Ингушетии идее Кадырова улыбаться никто не собирается. Ингуши-селяне из станицы Нестеровской, вошедшей в зону чеченских претензий, долго отмалчиваются, но самый пожилой, будто давая сигнал остальным, глядя в глаза, как о чем-то совершенно естественном, говорит: "У меня автомата в доме нет. И я уже не вояка. Но, сам подумай, если я пойду воевать, потому что не хочу в Чечню, неужели остальные будут сидеть?"

Остальные согласно кивнули.

Без границ

Скоро год, как Рамзан Кадыров заявил о необходимости провести границы между Чечней и Ингушетией. Просто, как говорит он, потому, что граница должна быть. Но если бы граница эта пролегла так, как он требует, территория Ингушетии сократилась бы почти вдвое.

В законе, принятом в декабре 2012 года чеченским парламентом, к муниципальным образованиям Чечни отнесены территории, которые для всех и всегда и без всяких нормативных актов привычно были Ингушетией: станица Вознесенская в Малгобекском районе, город Карабулак, село Чемульга, станицы Нестеровская, Троицкая, Слепцовская. Ингушетия, состоящая сегодня из трех районов, в этом случае сожмется почти до одного.

Именно вокруг этих станиц, которые в 20-х годах прошлого века были Казачьим округом, и разворачивается очень большая интрига.

Последний раз формальные границы здесь проводили во времена уже почти незапамятные. В 1922 году Чечня покинула Горскую республику в весьма скромных границах, не только без Казачьего округа, который после фактического распада Горской области обрел самостоятельность, но даже без Грозного. Он до самого объединения Чечни и Ингушетии в автономную область оставался автономным городом.

Но в феврале 1929 года президиум ВЦИК принимает постановление об упразднении округа, передав всю его территорию, за исключением одной станицы, Чечне. В 1934 году Чечня объединилась с Ингушетией, и с этой точки зрения предложение Кадырова размежевываться с тем, с чем когда-то объединялись, выглядит не лишенным определенной логики, в том числе юридической.

Тем более что никаких других нормативных актов, прямо описывающих принципы местного размежевания, с тех пор не принималось. В 1992 году Ингушетия отделяется от бунтующей Чечни. В 1994-м руководители обеих республик, Джохар Дудаев и Руслан Аушев, пытаются урегулировать пограничный вопрос. Но в воздухе уже тянет порохом, они договариваются по-братски отложить решение вопроса на потом.

Явочным порядком вопрос вместо них решили федеральные войска, вставшие вокруг Чечни по той линии, по которой и пройдет потом негласная, но на долгие годы всех устраивавшая линия размежевания.

Закон о муниципальных образованиях Чечня уже однажды принимала – в 2009 году. И там нет ни слова о сунженских станицах, только станицы Ассиновская и Серноводская закрепляются за Чечней, о чем в 94-м договорились еще Дудаев и Аушев. Никаких претензий и никакого недовольства положением вещей.

Прошло три года, и в закон вносятся громкие изменения. Что случилось за эти три года?

Спор на тысячу лет

В Ингушетии юридическую формальность принято опровергать историей: что такое пять лет, с 1929 по 1934-й, в течение которых эти земли пребывали в Чечне, по сравнению с вечностью, в течение которой они были ингушскими?

Ингушская и вся местная топонимика, уверяют ингушские историки. Ингушскими, как утверждают они, были населяющие веками эти земли тейпы. Ингушская серьезность в отношении своей истории – повод для чеченского ехидства. Их анекдоты – об этом.

"Когда собираются три чеченца, они устраивают вечеринку, когда собираются три ингуша, они меряются родословными…" Ингуши, улыбаясь, признают: да, не без этого. И при первой возможности вспоминают как минимум семь поколений.

Конечно, говорят ингуши, чеченцы более раскованы и веселы, но они уже давно утратили ту преданность вайнахской традиции, которую продолжают хранить ингуши. Насчет того, что было до этой утраты, мнения ингушей расходятся. Одни полагают, что ингуши – отдельный и очень древний народ, автохтонный на Кавказе, восходящий еще к государству Урарту. Другие считают, что народ был один, но только благодаря ингушам еще жива вайнахская традиция. Надо ли говорить, какую улыбку это вызывает у чеченцев?

Для чеченцев вопросов нет. Ингушские тейпы в их понимании – это такие же горные общества, как и чеченские, только западные. И когда в XV веке их восточные общества, загнанные в горы Тимуром, возвращались на равнину, западные в силу ряда географических причин этого сделать не смогли и потому варились все последующие годы в замкнутом пространстве, ни с кем не вступая в контакт. Но и те, и другие – чеченцы, просто западных чеченцев русские стали называть ингушами из-за их родового селения Ангушт.

И чеченцы в увлечении древностью не уступают ингушам. Говоря о слове-первооснове вайнахского самоназвания "нах", авторы вышедшей в Чечне книги "В поисках национальной идентичности" вспоминают о таких этнонимах, как, скажем, Нахичевань. "Мы не утверждаем, что уже 8 тысяч лет назад существовал чеченский народ. Мы хотим только сказать, что в те далекие времена жили люди, возможно и не имевшие прямого отношения к чеченцам, но имевшие в своем лексиконе термин "нах" – "люди".

Это было всегда, с разной степенью добродушия и раздражения. Но сейчас стало не до анекдотов. Чеченцы вспоминают: ингуши на чеченских беженцах во время войны нещадно наживались. Ингуши упрекают чеченцев в неблагодарности, вспоминают, как годами готовили обед на два десятка человек и даже как чеченцы предлагали ингушам своих дочерей в жены за смехотворный калым.

Смерч взаимных обвинений вовлек в них высшее руководство. Президент Евкуров, вспоминая о тех годах, заявил, что он бы беженцев вообще не пустил, поскольку с их приходом "появились такие виды криминальной деятельности, каких вообще не было в Ингушетии". И перечислил проституцию, наркоманию и уличный бандитизм. В Чечне заявление Евкурова вызвало всеобщую обиду.

О границе еще никто не говорил. Чеченцы продолжали недобро смеяться над нежелающими знать родства ингушами. Ингуши в ответ винили чеченцев в распущенности и объясняли, что только родство с ингушами дает чеченцам возможность считать себя частью древней истории. Чеченцы в ответ удивлялись, почему ингуши так неохотно используют термин "вайнах", будто не считая его своим.

В мае Кадыров рассказал, как разоблачил ингушей, проводивших межевание земель в свою пользу. И высказался о Евкурове: "Евкуров не выполняет договоренности". И дальше – нелицеприятно.

Новая историческая география

Официальные люди в Чечне на эту тему говорить явно не хотят. Даже никогда не избегавшие встреч чеченские политики на этот раз, узнав суть вопросов, вежливо отказывались. Замглавы администрации приграничного с Ингушетией чеченского Ачхой-Мартана, к которому в случае чего и присоединится часть Ингушетии, по-доброму улыбается моим попыткам его на эту тему разговорить. Он серьезнеет на миг: "Вы думаете, мы сами здесь понимаем все, что говорят в Грозном?".

Иногда еще о территориальных претензиях говорят так, будто единственное, что надо скрывать – желание покрутить пальцем у виска. Кадырову пожаловались жители села Горагорского, что соседи-ингуши проводят пограничную межу так, как им вздумалось, он и рассердился, а гнев Кадырова, как известно, к политическому моменту отношения может и не иметь.

Да и вообще, говорят в Чечне, зря ингуши так возмутились, никто ничего не собирается у них отнимать, пусть просто признают, что это – наше, а там будем искать компромисс, может, вообще ничего брать не будем. Справедливость, объясняют мне, важнее земли.

В Ингушетии серьезнее. И местные эксперты вовсе не согласны с тем, что на карту поставлена политическая судьба президента Юнус-Бека Евкурова. Напротив, полагают они, ему это все чрезвычайно кстати, особенно накануне формирования списков кандидатов в президенты для единого дня голосования 8 сентября. Отражение агрессии, пусть даже сугубо теоретической, вынуждает на поддержку Евкурова даже самых отчаянных его оппонентов.

Ингуши ищут аргументы не только в древней историей. Ведь административное перемещение казачьего округа – лишь самое незначительное из территориальных преобразований, происходивших в этих краях до и после депортации чеченцев и ингушей в 1944 году.

Когда в 1957-м была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, ей не вернули Пригородный район, переданный после депортации Северной Осетии. В качестве компенсации ЧИАССР получила от Ставрополья Наурский и Шелковской районы. И теперь Ингушетия спрашивает: Пригородный район мы теряли вместе с Чечней, но за его возвращение бьемся мы одни – ладно. Но ведь и ставропольские земли мы тоже получали, когда были вместе, и если все по-честному – давайте делиться?

Но при этом обе полемизирующие стороны обращают внимание на одну странность. Два региональных руководителя наотмашь приступили к личным выпадам – федеральный центр безмолвствует. Один из них предъявляет фактические территориальные претензии, другой отвечает угрозой серьезного отпора, – федеральный центр реагирует лишь мягким увещеванием полпреда Александра Хлопонина.

Любимая арифметика власти

А границы нет. И это, возможно, принципиально. Потому что в Ингушетии никто из серьезных наблюдателей не верит в то, что Чечне в самом деле нужны сунженские станицы, населенные на 90 процентов ингушами.

По гипотезе одного политолога, центр инициирует конфликт, чтобы в процессе решения принять нужное ему решение. Например, согласиться с тем, что границы нужны. А когда окажется, что провести их невозможно, вспомнить, что их никогда и не было. И догадаться, что они просто не были нужны, потому что слишком близки два этих народа. И резюмировать: само их разделение – нонсенс, и пришло время исправлять ошибки лихих 90-х. Значит, добро пожаловать в процесс укрупнения регионов. Назад, в Чечено-Ингушетию.

Тем более, что, как объективно признает один ингушский чиновник, нынешняя Назрань будто для того и создана, чтобы безо всяких оппозиционных разоблачений легко убедить Москву: республика-то ведь и в самом деле за 20 лет не состоялась.

И необязательно создавать Чечено-Ингушетию прямо сейчас, полагают эксперты, Москве важно просто иметь под рукой инструмент, которым можно будет воспользоваться в любой момент.

А момент этот вполне может наступить, если Москва и в самом деле, перед Олимпиадой или вне зависимости от нее, намерена принципиально поменять свои северокавказские подходы. И громкий арест махачкалинского мэра – часть этих изменений, а не ситуативная реакция на что-то дагестанское.

Во всяком случае, слухи о том, что в эшелоне северокавказских руководителей назревает большая чистка, упорны, и когда лет 9-10 назад такие слухи ходили, дело и в самом деле кончилось определенным кадровым освежением. А руководитель Ингушетии уже давно в списках проблемных. А теперь, может быть, и снимать не придется. Нет республики – нет проблемы.

И если это так, то выгодно это получается многим. Москва немного сэкономит на одном безнадежно дотационном республиканском бюджете, вместо элиты республиканского масштаба ей придется содержать элиту районную. И вообще, сокращение числа субъектов федерации с точки зрения нынешней теории управления – любимая арифметика власти.

Для Рамзана Кадырова, которому, как полагают источники, чистка не грозит, такое политическое самоутверждение может оказаться вдобавок и вполне материальным. Федеральная целевая программа по восстановлению Чечни закончена, прямое финансирование готовится к значительному сокращению, и потому укрупнение может оказаться бесценным и, главное, своевременным подарком.

Но дело не только в Чечне и Ингушетии. Фактически и, как минимум, очень надолго снимается вопрос ингушских претензий на Пригородный район. Их теперь просто некому будет предъявлять, Чечено-Ингушетии, в которой Ингушетия будет всего лишь одним из провинциальных районов, Пригородный район не нужен.

Не выиграют только ингуши. Но вряд ли они всерьез будут протестовать. В конце концов, намного хуже, чем сегодня, все равно уже не будет.

0

14

Ответ на предположения и желания сверху----

Чечней управляли и манипулировали всю известную нам историю , при этом всегда убивая в них истинно Вейнахское и противопостовляли ингушам... Вначале это были многочисленные князья, которые управляли равниной и где исторический произошло складывания чеченского этноса из разных вейнахов и чужого элимента... В чеченских песнях и говорится что тишину взрывали на равнине горцы вейнахи орстхой которые убивали князей...
Князей сменил Шамиль, который также ненавидел великое прошлое чеченцев, что мешало управлять Чечней сиЛей имамам мулам и тд , уничтожали историю, противопостовляли ингушам.. Во главе с сили нападали на Назрань, некоторыечеченцы шли войной на своих братьев, с сили оправдывая свое преступление верой от сили..
Шамиля сменил осетин Кундухов который генетический ненавидел ингушей и использовал чеченцев против вейнахов...
Все это не могло исчезнуть бесследно... До 1990 гг чеченцы всегда говорили на вопрос - ты вейНах..?? Нет я нохчи...
ВейНах слово вошло в употребление как у осетин неизвестное им слово алан.. По указке сверху...
Потому объединение с чеченцами которых сотни лет воспитывали противопостовляли вейнахам ингушам нам ничего хорошего не принесет.. Они всегда будут вести себя как вели в 1992 году, как ведут себя сегодня... О вейнахстве будут вспоминать когда соседние народыотвернутся от них... На объединение потребуется сотни лет...так сотни лет разьединяли

0

15

Свободные !!!!чеченцы говорят, что территориальные проблемы это указка сверху, чтобы лишить чеченцев единственного честного брата, союзника на Кавказе...
Ингуши знают проблема в РФ ... Не знают что делать с одним из самых гуманных законов новейшей России - закон о реабилитации репрессированных народов... Отказ от которого ставит Россию в очень неудобное положение, в новейшей истории, где ее правители хотят себя видеть свободными

0

16

""""В Нашхе почти до середины XIX века хранился огромный медный котел. Он был украшен продольными пластинами, на которых были выбиты названия коренных чеченских тейпов. Котел был распилен на пластины по приказанию имама Шамиля, который всегда стремился уничтожить все, что связано с древней историей чеченцев, будь то башни или старинные грамоты и рукописи. В Нашхе же, по преданию, хранилась национальная хроника – «Къоман тептар», рассказывающая о происхождении коренных чеченских тейпов, и национальная печать – кьоман мухар."""

0

17

Нунуев Сейд-Хамзат  - это совесть и честь чеченская и ВейНах
В своем рассказе Мифы и яд он пишет...

. "     Теперь насчет ингушских офицеров и генералов, которые не приняли сторону воюющих чеченцев. Такие обвинения – вообще абсурд, хотя плетут этот абсурд вроде бы серьезные люди. Какое мы имеем право предъявлять такие обвинения ингушам, когда мы сами разделились на дудаевцев и всевозможные оппозиции (надтеречную, урус-мартановскую) и открыто вымаливали у Москвы денег и оружия для начала братоубийственной войны между собой?!  И это было не в темный девятнадцатый век, а буквально вчера, все на памяти у всех!""
На проза ру в интернете Вы сможете прочитать много его интересных материалов, и познакомиться с опытом  грамотного человека, который работал на высоких должностях, был депутатом РФ...

Но даже он страдает ошибками  типа -  "Нахчистан, нахчи"  от имени Ноя и тд...
Так и хочется предостеречь его от ошибок ... Я понимаю о политической выгоды, но
этот обман опровергает наш вейнахский/ ингушский язык...
Наш язык говорит что слово - Нах - люди... и  произошло от пророка Ноя , так как большинство людей произошли от Ноя !!   Именно!! потому и наши предки себя отделяли от других людей,  словами, или одним словом -  Вей. Нах. или  Вейнах!!
Нельзя же забывать что наш язык говорит. - черсий Нах, гуржий Нах, джугти Нах.?!?  ( ведь все эти народы утверждают что они произошли от Ноя)
Ведь любой может задать тупиковый вопрос ... Если  только Вы  - Нахчи, тогда почему  ваш народ в своем языке имел слова  "Вей. Нах." или одно слово. - "Вейнах", которая  Вас отделяет от других людей / нах????

Точно такая же ошибка у придворных  настольных историков Чечни Нухажхаджиева и Умхаева...  они  неправильно выговаривают самоназвание ингушей,  - " Г1алг1ай". 
- как и большинство чеченцев , с ударением на  долгое - а-  ..  Г1аалхой/ Г1аалГ1ой..
Потому чеченцам слышится в самоназвание ингушей  - башня - г1ал.../ с ударением на долгое - а- /.   При слушайтесь как ингуши называют свое самоназвание ...  Г1алг1ай -  без ударение на - а-  ... Так как ингуши знали всегда бога Г1ал.../ Г1ал Ерд/,  где не было ударение на - а -

Виноваты тюркизмы в языке, которые необходимо учитывать если желаешь знать
Свою подлинную историю....

0

18

Ингушам
Сайд -Хамзат Нунуев
Ингушам

Бог судья тому холопу,
Кто нас разделил.
А теперь поссорить братьев
Меж собой решил.

Что-ж, случаются и ссоры,
А за ними –  мир.
Только вот что, братья, я вам
Сообщить решил.

Пусть мы братья, но при этом –
Мы один народ.
Из глубин тысячелетий
Наш хурритский род.

В нашем прошлом – наша слава.
Славы в будущем залог.
Наша память – наша сила,
Чтоб попутать бес  не смог.

Наши гены – наши коды,
Богом данная судьба.
И не той ведь мы породы
Что стонать пришли сюда.

Да, немало мы страдали.
Бог испытывает нас.
Но никто ведь на коленях
До сих пор не видел нас.

Выше головы, вайнахи,
Бог, уверен, любит нас.
Только выдержки, терпенья
Каждому из нас!

***

0

19

Майста - сын Мааса
Сайд -Хамзат Нунуев
     Майста (Маа-ста) - сын Мааса 

     О городе Магас, средневековой столице Алании,  сказано: «Древний город Магас находился на пересечении торговых путей с юга на север, с востока на запад. Археологические находки свидетельствуют о развитии таких ремесел, как гончарное, железное, ювелирное, ткацкое, кожевенное, а также  земледелие, скотоводство. При раскопках культурный слой составлял от 0,8 до 2,4 м пепла. Исторические находки на территории бывшего Магас датируются от III тысячелетия до нашей эры по XIII – XIV  века нашей эры.

     Впервые о городе Магас упоминает арабский автор десятого века  в своем сочинении " Мурудж аз захаб " (Золотые истоки). По свидетельству Джувейни, современника событий взятия Магаса монголами, было убито 270 тысяч человек  и от города Магас завоеватели оставили только имя. Из всех намеченных к завоеванию и покорению городов Восточной Европы, в  монгольской и китайской хрониках упоминаются только Киев и Магас. После завоеваний, произведенных в Восточной Европе, Хан Батый, среди войск которого ходили легенды о мужестве и стойкости защитников города  Магаса, докладывал верховному хану, своему дяде Угедею, что им разрушен город Магас и завоевано 11 стран и народов (Китайская "Юань-ит" (история монголов), на русском языке изд. 1914г. в переводе А.Иванова). (http://nazrangirls.com/articles/istoriya-goroda-magas)

     В третьем тысячелетии до новой эры и позже  Северный Кавказ находился в зоне распространения двух знаменитых археологических культур майкопской и куро-аракской. И поскольку в ареале распространения этих и других более поздних культур жили главным образом хуррито-урартские племена, предки сегодняшних вайнахов, а также с учетом множества других исторических фактов и свидетельств, мы можем утверждать, что и Алания с ее столицей Магас  были созданы потомками тех самых хуррито-урартов.
     Слово Маас на нахском означает «главный, столица». Сравните, мы помним, как еще недавно столицу чеберлойского сообщества Макажой мы называли Маа-Макажа, то есть, верховный, главный, столица. (Маа – рог, то, что на голове, выше всего). Есть версия, что этимология Мааса связана с вайнахским словом малх(солнце) – город солнца, что нами также не оспаривается.
     Население покоренного монголо-татарами Ма-аса, оставшееся в живых, естественно, ушло высоко в горы. И именно в это время в горах на границе с Грузией возникает новое поселение – Маа ста (М1айста). Спасшееся бегством население называет свое поселение так же, как и оставленное в долине –  Маас, - Маа-ста, М1айста.

     О том, что в Алании и Магасе проживали предки вайнахов писали и признанные ученые - первый чеченский профессор Юнус Дешериев, языковед Якуб Вагапов. Из современных историков наиболее серьезная и глубокая работа проведена ингушским ученым-историком Нурдином Кодзоевым. (http://www.ingushetiyaru.org/news/17020/)

     Дешериев, к примеру, склонялся к мысли о неслучайности созвучия названий доисторической Кавказской Албании и Алании, не сомневаясь, что в обоих этих государствах доминировали потомки хуррито-ураритов.  Остается только удивляться, почему до сих пор ни одному кавказоведу не пришло в голову сопоставить и проанализировать очевидное – Маас и Маас-та (М1айста)?

     В эпоху раннего средневековья вайнахи еще небыли разделены на чеченцев и ингушей. В древней и средневековой истории наши предки известны под многими собирательными названиями – дзурдзуки, кисты, гаргареи, таргамосиане, нохчматиены, цанары, эры. Мнохество других нахских племен огрузинились, и об этом однозначно пишут грузинские ученые, среди которых – Джавахишвили, Генко, Шавхилишвили. Так, по их убеждению, нахами были сваны, ддвалы, тушины, пшавы, хевсуры и другие горцы Грузии. Об этом же сказано и в Картлис Цховреба – в древних и средневековых летописях об истории Грузии, собранных Леонтием Мровели.

     Магас сегодня – столица нахской Ингушетии. Ее возрождение глубоко символично. Прочно лишь то, что строится или воссоздается на прочной основе.

     В самом центре Мааста (М1айста) – величественный башенный комплекс Пого. Здесь – сама история, запечатленная в камнях. История – свидетельство поистине героических усилий наших предков в неравной борьбе с кочевниками – насильниками всех видов и пород за свою независимость, за свое право оставаться на этой земле нахами, вайнахами.
     История, ее суровые законы нахов то разделяли на множество земель, ущелий и родов, то объединяли в единые государственные образования. Мы то обретали, то теряли письменность, культуру, самосознание. Но при этом нашим предкам ценой невероятных усилий удавалось сохранять многое, что позволяло судить о себе как о братьях, сплачиваться перед реальными угрозами покорения, что в тех условиях было равнозначно гибели. Так было и во времена противостояния с ненавистной Хазарией, и на это ясно указывается в Картлис Цховреба. Там четко описываются сцены жестокого противостояния дзурдзуков и хазар.

    Роль и значение Маасты (Майсты) как столицы средневековых вайнахов, очевидно, было велико. Известно, что здесь располагался Верховный управленческий орган Дайн Кхел. В отличии от Мехка Кхел – (муниципального управления, суда по сегодняшним понятиям) Дайн Кхел обсуждал вопросы всенародного, государственного характера. Не случайно последний правитель из Майсты Джокало так и не покорился новой власти имама Шамиля и вынужден был перебираться в Грузию, где обосновал новое поселение, носящее его имя – Джокало. 

  В Майсты в Дайн Кхел чеченцы обращались даже сравнительно недавно, когда их не удовлетворял по тем или иным причинам шариатский суд имама Шамиля. Такая практика прочно зафиксирована в памяти нашего народа.

     Столь сакральную, верховную роль Маа-сты (Майсты) в средневековой истории вайнахов могла играть только будучи преемницей своей предшественницы – Мааса, славного города в плодородной долине. И глядя на величественные башни, башенные аулы и укрепления, нам должно быть понятно, какую высокую цену платили наши общие предки за свою свободу, за свои эздел и нохчалла. Разве такая славная, уникальная, феноменальная память – не основа для того, чтобы уже в долине мы жили душа в душу, в мире и согласии со всеми народами? Выжившие в теснинах скал, на голых камнях, нам сам Всевышний велел украшать землю добрыми делами, превращая эту землю, без всякого пафоса, в земной рай.

     Нам, чеченцам и ингушам, сегодня очень важно не разделяться, а искать то, что нас теснее сближает, подчеркивает наше единство. Нашего единства опасаются те, кто хотели бы видеть Северный Кавказ рыхлым, слабым, обозленным и ощетинившимся, подверженным новым авантюрам и провокациям. Ведь только в таких условиях можно сохранять здесь обстановку напряженности и недоверия, обстановку, дестабилизирующую весь юг России. Но мы этого, уверен, больше не допустим. Если, конечно, наконец-то научимся чтить память своих поистине славных предков и будем следовать главному Завету Всевышнего – «Уверовать и творить благое»!

     С-Х. Нунуев. Писатель. К.и.н.

0

20

ОТРЫВОК ИЗ "ГАЛГАЕВСКОГО КАЛЕНДАРЯ" АЛБАСТА ТУТАЕВА ,
Материалы опубликованны им в 1881 году.

ГIАЛГIАЙ МАРХИЙ БУТТ ЦIЕЙ

ГIалгIай мархий цIей (ЦIей - праздник ) был сходен с грузинской пасхой.
Мархий цIей начинался в воскресенье. Старики и старушки ходили в ТкъобIаь

Ерды накануне, в субботу с 8 часов вечера. Там находился ЦIув (т.е. жрец ) до I2

часов. Он имел своих учеников. ЦIув молился, а когда он останавливается,

ученики пели: "Амин! Очи Дяла, дикадар да Iа тхона, амин!"

С I2 часов ночи, как ЦIув, так и ученики выходили оттуда и уходили в свои

селения молиться в своих Ердах (т.е. храмах ) или часовнях. Ученики часто

говорили "Амин! Очи Дяла!", а певчие читали стихи.

В честь наступающего Мархий цIей, ЦIув читал и пел мархий цIей, ученики часто

повторяли "Амин! Очи Дяла!", а певчие пели песни. Так они находились в Ердах

до I2 часов ночи. С наступлением сумерек в больших Ердах зажигали лампочки

или восковые свечи для освещения.

Старики и старушки до полуночи пели там: "Очи Дяла! Шу даькьал де, тха марха

кьоабалде, тха дезалаш маьрша лелабе Iа, тха Даьла, доахан дебаде Iа, тха Даьла, шу

маьрша де Iа, цамагарах лораде Iа, ялат хьувкьаде Iа, дезал бебабе Iа, тхоаш маьрша

леладе Iа, тха мохк лорабе Iа!" Ученики повторяли три раза: "Очи амин! Амин!

Амин!"

ЦIув дальше молится: "Тха нах унах цIена бе Iа, тха нах мейра бе Iа, тха Даьла, тха

нах кхалбараш а маIабараш а куцдолаш бе Iа, тха нах мехках ма баха Iа, тха ялат

лораде Iа". "Очи Даьла, амин! Амин! Амин!"

Настаёт полночь. ЦIув выходит с учениками. ЦIув велит приходить рано утром в

ТкъобIаь Ерды или в другой Ерды. А старики и старушки остаются в Ерды до

часу ночи и после расходятся.

К рассвету в день воскресенья по аулам раздаются поздравительные песни в честь

окончания мархий ЦIей. Ученики вокруг селения делают три круга с песнями.

Часто повторяют: "Амин! Очи Дала, амин!" Потом отправляются на кладбище. Там

ученики поют песни о помиловании покойников и делают вокруг них три круга, до

заката солнца ученики ходят по селениям и поют песни. Затем отправляются в

Ерды. В ТкъобIаь Ерды и вокруг часовни они зажигают восковые свечи. Около

Ерды поют песни, вспоминая жителей, стариков и старушек. Некоторые ученики

молились в Ерды. Некоторые из посетителей оставались ночевать там, чтобы

пораньше к рассвету отворить Ерды, зажигать свечи там, а так же и вокруг

часовни.

Народ приходит рано утром, и ЦIув приходит для молебна, который продолжается

до 8 часов утра. ЦIув объясняет народу, как люди должны соблюдать этикет и

порядок, как должны провести Мархий цIей, как люди должны вести себя в жизни:

должны быть щедрыми, не пьянствовать, не обижать людей, уважать стариков и

старушек, любить и уважать детей, уважать соседей, родственников. Уважать

гостей. По возможности кормить бедных детей, дарить им яички, орешки,

альчики, мячики.

Дома накрывали столы в соответствии с состоянием: бедные ставили на стол хлеб,

соль и воду. А кто был богат, накрывал стол хорошими яствами: барашком,

птицей, пирогами, напитками, фруктами.

Так справляли в первый день в воскресенье, а люди поздравляли друг друга с

праздником с утра и до вечера.

На второй день женщины и дети ходили к покойникам, носили туда разные яства:

мясное, пироги, пирожки, напитки, все это ставили в тарелках над могилами

покойников, и так держали еду около покойников до 3-х часов.
У кого покойники лежали в мавзолеях и склепах, те ставили еду около праха или

около костей покойника. На следующий день все бедняки приходили на кладбище

за едою. Там родственники покойного раздавали им (просителям) пищу.
Жертвенную еду приносили туда как мужчины, так и женщины. Из этого

пожертвования каждый имел право кушать и пить, а остатки также раздавали

беднякам. Когда люди с кладбища и из могильников уходили, то бедняки имели

право забирать остатки пищи к себе домой без разрешения кого-либо.

Так заканчивались второй и третий дни Мархий цIей.

0


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Круглый стол » Книга Г1ал дей