쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » ДНК-Проект » Гаплогруппа- L3


Гаплогруппа- L3

Сообщений 41 страница 60 из 81

41

Просмотрел обсуждения на J2 в Индии. Появление в Индии J2 они связали с дравидами. Не очень понятно мне лично. Еще много про L3.

Но, с другой стороны, более «лаконичный» вариант локализации пра-ностратического ареала — с принятием Барадостской и Ростамийской культур в качестве его ядра, разумных альтернатив, на наш взгляд, просто не имеет.
    И, соответственно, из соотнесения ядра пра-ностратического ареала с Барадостской и Ростамийской культурами следует, что пра-ностратики должны ассоциироваться в первую очередь с такими переднеазиатскими гаплогруппами, как J (в первую очередь) и G (подробнее о них — ниже).
    Действительно, G и J (и особенно J2 — 9% в Индии, и 12% в Пакистане) достаточно заметно представлены на территории Индии и Пакистана (Sengupta et al. 2006: 206). И у нас нет иных вариантов связать их проникновение в Индию с кем-либо, кроме дравидов. Тем более, что «...the mean expansion time of J2b2 in India is 13.8 KYA, clearly earlier than the appearance of agriculture» (Sengupta et al. 2006: 216). Что близко и предполагаемому времени распада пра-ностратического языка — порядка 12–10 ТЛН (Starostin 2007a: 450); впрочем, «Согласно В. А. Дыбо и В. А. Терентьеву, возраст ностратической макросемьи по данным глоттохронологии составляет около 15 тысяч лет, по культурно-историческим соображениям — несколько более 11 тысяч лет ... Первая дата представляется более вероятной» (Яхонтов 1991: 14)* Причем, предполагается, что именно прадравиды первыми отделились от пра-ностратического ствола (Starostin 2007: 769). // // Aleksey A. Romanchuk (University ― High Anthropological School‖, Moldova, Senior lecturer), Alexander S. Semenov (Biofarmklaster "North", Russian Federation PhD (Physical and Mathematical) «R and Q haplogroups of Y-chromosome and Proto-North Caucasian Substratum of Proto-Indo-Europeans». «Russian Journal of Biological Research». Vol. (1), № 1. 2014. С. 52

    И, в-третьих, самое важное: более свежие работы уточняют данные И. Насидзе и соавт. по Кавказу. И вместо К* они, согласно новой номенклатуре, определяют для северокавказских популяций главным образом несколько разновидностей гаплогруппы L — тоже дочерней по отношению к К*. Гаплогруппа L представлена у ряда популяций, достигая 3,4% у абхазов (L2) и 3% у аварцев (L2), а также 14% у чеченцев Дагестана (L3) (Balanovsky et al. 2011: 27, tab. 2). Впрочем, присутствует и L*-M20 (у шапсугов), и L1 — у осетин-дигорцев и гирканцев.*
Генезис L связывают с Индостаном, где наблюдается максимум ее частоты и разнообразия (Karafet et al. 2008: 6). Исходя из данных (Sengupta et al. 2006: 207), согласно которым L*-M20 занимает весьма заметное место в Пакистане (13.1 %), где обнаруживается также предковая для нее К*- М9 — но обе они отсутствуют в Индии, нам все же представляется, что возникает она именно в Пакистане. Но, не настаивая на этом, обратим внимание, что «The phylogeography and the similarity of microsatellite variation of HGs R1a1 and R2 to L1-M76 in South Asian tribes argues that they likely share a common demographic history» (Sengupta et al. 2006: 218). А также на то, что «... the contour map of R1a1-M17 variance shows the highest variance in the northwestern region of India» (Sengupta et al. 2006: 210).
    Заметно гаплогруппа L3 выражена у бурушаски — 12 %; также у них представлены К*- М9 и L*- М20 (Firasat et al. 2007: 123).
Чтобы пояснить, почему мы придаем такое значение гаплогруппе L, позволим себе еще одно отступление
.
    Итак, аргументируя восточноевразийскую гипотезу, А. А. Романчук акцентировал тот факт, что влияние «сибиро-китайского позднего верхнего палеолитໆ, да и вообще «сибиро-азиатского круга культур» в палеолите, в той или иной мере распространялось и на Среднюю Азию (Коробкова, Джуракулов 2000: 460; Зубов 2004: 418). И, далее он попытался аргументировать наличие следов этого влияния и на Восточном Кавказе (подробнее: Романчук 2012: 325-327). Подразумевая при этом Чохскую культуру, для которой Х.А.Амирханов (1987) показал генетическую связь с районами Восточного и Южного Прикаспия.
    Отметим, что в переписке с А. А. Романчуком по e-mail Х. А. Амирханов указал, что «я не изменил своего мнения о культурной атрибуции Чоха и сейчас. В широком смысле Чох входит в круг родственных мезолит-неолитических культур широкого ареала, охватывающего территорию от Загроса до Пакистана» (Х. А. Амирханов, письмо-e-mail А.А. Романчуку от 5 марта 2012, 11:58).
    Соответственно, мы склонны предположить, что в своем продвижении из восточной части Евразии часть сино-кавказцев, и прежде всего пра-СК и бурушаски, именно и включились в этот «круг мезолит-неолитических культур ареала от Загроса до Пакистана». Где и приобрели заметные частоты гаплогруппы L.‡
_________________
* Учитывая данные дерматоглифики и одонтологии, полагаем, что более широкое привлечение к анализу популяций высокогорного Дагестана значительно повысит эти показатели.
† Подробнее о термине «сибиро-китайский поздний верхний палеолит» и его содержании: Абрамова 1984: 332; Деревянко 2005: 23.
‡ Этот же регион, Афганистан — северо-запад Пакистана, привлек внимание в связи с результатами анализа культурной лексики пра-синокавказского, конкретно — лексемы, обозначающей «просо», как один из центров раннего, наряду с Восточной Азией, и, возможно, самостоятельного одомашнивания проса (Романчук 2009: 372).
И, заметим еще: L обнаружена и у басков, хоть пока и в очень мизерных количествах (Young et al. 2011: 467). А также Андалусии, Греции, Италии и ряде других регионов Европы — с частотами до 3-5%.
// Aleksey A. Romanchuk (University ― High Anthropological School‖, Moldova, Senior lecturer), Alexander S. Semenov (Biofarmklaster "North", Russian Federation PhD (Physical and Mathematical) «R and Q haplogroups of Y-chromosome and Proto-North Caucasian Substratum of Proto-Indo-Europeans». «Russian Journal of Biological Research». Vol. (1), № 1. 2014. С. 54

     Итак, подводя промежуточные итоги: на наш взгляд, очевидно, что и восточноевразийское происхождение гаплогрупп Р, Q и R, и крайне высокая, доминирующая концентрация Q у кетов и на-дене, и достаточно заметное (но все же явно второстепенное и даже третьестепенное) присутствие как R, Q, так и L у северокавказских народов (оставляя в стороне басков и бурушаски) — плохо согласуются с предположением С.А. Старостина и его последователей о локализации прародины сино-кавказцев в Передней Азии (тем более — в ее западной части, Анатолии).
Напротив, все это хорошо соответствует восточноевразийской гипотезе. И, как мы видели, подкрепляется и распространением некоторых собственно восточноазиатских гаплогрупп на Кавказе и у бурушаски.
     Подтверждает, на наш взгляд, восточноевразийскую гипотезу и сопоставление набора гаплогрупп северокавказских популяций и сино-тибетских.
     Здесь, для начала, надо сказать, что в отношении переднеазиатских гаплогрупп полностью правомерен тот же вопрос, который задал А.А. Романчук (2009: 371) в связи с ближневосточным неолитическим набором доместицированных растений и животных (т.н. «ближневосточный комплекс»). А именно: если бы сино-кавказцы двигались из Передней Азии в начале голоцена, то они не могли бы не захватить с собой и верхнепалеолитические переднеазиатские гаплогруппы G и J, и т. н. «ближневосточный комплекс» — ближневосточный ранненеолитический набор культурных растений и животных.
     Равно как, кстати, и гаплогруппу L — если считать исходным ареалом их миграции регион между Загросом и Пакистаном.
     Между тем, в отношении «ближневосточного комплекса» одомашненных растений и животных этого явно не наблюдается (Романчук 2009; 2009а).
     В отношении же переднеазиатских гаплогрупп, хоть ситуация и сложнее, но, на наш взгляд, такое заключение тоже верно.
     Действительно, на Кавказе резко, просто в подавляющей пропорции, преобладают гаплогруппы F*, G*, J2* (Nasidze et al. 2003: 257). Совокупно они составляют от 53 % до 86 % во всех исследованных группах (Nasidze et al. 2003: 257; Nasidze et al. 2004: 8). // Aleksey A. Romanchuk (University ― High Anthropological School‖, Moldova, Senior lecturer), Alexander S. Semenov (Biofarmklaster "North", Russian Federation PhD (Physical and Mathematical) «R and Q haplogroups of Y-chromosome and Proto-North Caucasian Substratum of Proto-Indo-Europeans». «Russian Journal of Biological Research». Vol. (1), № 1. 2014. С. 56

     Между тем, в Восточной Азии гаплогруппы G, J, Е и L практически отсутствуют.
     Прежде всего, это касается L. В одной из наиболее обстоятельных работ по Восточной Азии (Xue et al. 2006: 2434) она даже не упоминается (как и G; J упоминается, но практически исключительно у уйгуров и других меньшинств в Северо-Западном Китае, а также у корейцев Кореи и монголов). Аналогично, ни одной из этих трех гаплогрупп не упоминают (Bittles et al. 2007: 79), (Gan, Pan et al. 2008: 306) и (Wen et al. 2004: 859); для Тибета (Gayden et al. 2007: 887) упоминается лишь J2а* — но всего лишь 0,8 %.
     Согласно (Sengupta et al. 2006: 207) отмечается один случай (или 0,6%) обнаружения L2, и два случая — J2a (1 %) в Восточной Азии. И ни одного — G.
     Значительно лучше оказались документированы эти гаплогруппы в более свежем и весьма важном исследовании Зонг и соавт. Которое, что важно, рассматривает и вопрос о возрасте этих гаплогрупп в Восточной Азии и времени их появления.
    Согласно Зонг и соавт., если G в Восточной Азии встречается редко, как и L (а Е и Т — практически отсутствуют, и, помимо того, еще и появляются очень поздно, уже во времена функционирования Великого Шелкового пути (Zhong et al. 2011: 725)), то «J-P209, Q-M242, and R-M207 have relatively high frequencies, 1.09%, 1.66%, and 3.06% respectively» (Zhong et al. 2011: 721).
     Оставляя Q и R пока в стороне, отметим также, что «East Asian J1-M267 individuals share haplotypes with West Eurasians and tend to link to Caucasian haplotypes» (Zhong et al. 2010: 723). И, что важно, распространена она и у некоторых групп ханьцев, в том числе и в Южном Китае, составляя у хань Юннани 7 % (Zhong et al. 2011: 720).
     Однако, как раз J1-M267, по оценкам Зонг и соавт., имеет возраст порядка 23 ТЛН. То есть, возникает заведомо много раньше начала голоцена и ее появление в Восточной Азии вполне объяснимо в свете тех верхнепалеолитических миграций из Передней Азии, о которых было сказано выше.
     Аналогичный вывод, исходя из рассчитываемого возраста (Zhong et al. 2010: 723). правомерен для J2a–M410, G1–M285b и G2a–P15b.
     Правда, при расчете возраста этих гаплогрупп использовались данные не только по Восточной Азии.
     Но, в целом: «The estimated ages of the nonsouthern origin haplogroups using data only from East Asian populations [выделено нами — А. Р., А. С.] suggest that there were Paleolithic migrations (more than 10 Ka) from CAS and/or WE via the northern route, although recent East-West admixture in NEAS (less than 3 Ka) also existed» (Zhong et al. 2011: 724).
     Если посмотреть подробнее, то на самом деле, исходя из данных (Zhong et al. 2011: 720), можно выделить три кластера субклад J, G и L в Восточной Азии.
     Первый кластер — охватывает гаплогруппы J1, J2a, G1 и G2a, с возрастом от 23 до 14,8ТЛН.     
Существенной и характерной особенностью этого кластера является то, что составляющие его субклады встречаются и у хань (в том числе Южного Китая), и у этнических меньшинств Северо-Западного Китая. Или же, как G2a1 — даже только у хань.
    Второй кластер включает субклады J2a1, J2a2, J2b, J2b2, L2 — все с характерной датировкой порядка 12 ТЛН. Его существенной особенностью является то, что эти субклады встречаются практически исключительно у этнических меньшинств Северо-Западного Китая, прежде всего уйгуров, хуй (дунган) и киргизов, а также у монголов.
     Третий кластер — J2a8 и L3, его датировка — порядка 8 ТЛН, и он также представлен исключительно среди меньшинств Северо-Западного Китая. При этом L3 у киргизов Синьцзяна составляет 25%. // Aleksey A. Romanchuk (University ― High Anthropological School‖, Moldova, Senior lecturer), Alexander S. Semenov (Biofarmklaster "North", Russian Federation PhD (Physical and Mathematical) «R and Q haplogroups of Y-chromosome and Proto-North Caucasian Substratum of Proto-Indo-Europeans». «Russian Journal of Biological Research». Vol. (1), № 1. 2014. С. 57


Загрос (перс. Патак, Поштекух) тянется на расстояние более чем 1500 км от провинции Курдистан у границы с Ираком до Ормузского пролива. Горная цепь пролегает параллельно течению Тигра и побережью Персидского залива, от которого они удалены на 50-100 км. Самая высокая вершина высотой до 4548 м (г. Зардкух). расположена вблизи города Исфахан. Южнее Шираза Загрос в среднем на 1000 м ниже.

Предполагается, что человеку впервые удалось приручить коз именно в Загроских горах. Помимо этого, область Загроса считается родиной древних индоевропейских племён, таких как гутии и луллубеи. В ассирийскую эпоху здесь располагалось королевство Намри. Страбон утверждал, что Загрос отделяет Мидию от Вавилонии.

0

42

Раньше обозночали L1c  как гаплотип L3.

    И. Л. Рожанский. О гаплогруппе L1c

(Вопрос)
>Откуда гаплогруппа L1c у чеченцев, и вайнахов вообще?
Действительно ли остатки разгромленного войска Надир-шаха? Об этом еще в 1872 году писал чеченский историк Лаудаев. В войске основную ударную силу представляли пуштуны. В монголов по времени L1c не укладываются: либо хазарские евреи из Ирана — маздакиты, либо печенеги или половцы. В первом случае — надо // Составитель: Академия ДНК-генеалогии. Оформление издания: Anatole A. Klyosov. Вестник Академии ДНК-генеалогии. Proceedings of the Academy of DNA Genealogy Boston-Moscow-Tsukuba. Volume 6, № 7. July 2013. С. 1294

смотреть, есть ли L на Украине и Балканах и их возраст. Кстати, прародина печенегов - средняя Сырдарья.

(Ответ)
Думаю, пуштуны или иранские евреи тут ни при чем. Собрал едва ли не все доступные гаплотипы L1c длиной 17 и более маркеров из полевых и коммерческих выборок. Первые делали в известной работе Балановского по Северному Кавказу, а также в исследованиях жителей Афганистана и Индии. Представители этой ветви из коммерческих баз данных - арабы (6 гаплотипов), индийцы (5), пуштуны (2), армяне (2), немцы (2) и по одному чеченцу (тейп Кей), узбеку, итальянцу и ирландцу. Всего получился набор из 71 гаплотипа, из них всего 21 в формате FTDNA-37 и более. Вот его дерево в 17-маркерном варианте:

Для удобства, индийцы помечены голубыми кружками, жители Афганистана из разных этнических групп - зелеными. Красный кружок показывает участника чеченского проекта (кит 206189).
Счет по 37-маркерным гаплотипам дал 4300±500 лет до общего предка ветви, но при не слишком большой репрезентативности. Для более // Составитель: Академия ДНК-генеалогии. Оформление издания: Anatole A. Klyosov. Вестник Академии ДНК-генеалогии. Proceedings of the Academy of DNA Genealogy Boston-Moscow-Tsukuba. Volume 6, № 7. July 2013. С. 1295

аккуратного исследования ее структуры сделал расчеты трех хорошо выделяющихся на 17-маркерном дереве компактных подветвей (отмечены цветом). Все они оказались почти одного и того же возраста — около 1000 лет каждая.
Красным справа отмечена вайнахская ветвь из выборки Балановского, плюс участник чеченского проекта FTDNA. Ее общий предок жил 1050±200 лет назад, как уже говорилось ранее. Базовый гаплотип в формате FTDNA-12 -- DYS458, DYS437, DYS448, GATAH4, DYS456, DYS438-- DYS635

12 22 15 10 9 16 11 12 11 13 14 30 -- 18 16 17 11 16 10 -- 22

Далее, на 7 часов имеется группа из 7 родственных гаплотипов брахманов из штата Химачал-Прадеш с предком, попадающим на 975±350 лет назад, и базовым гаплотипом

12 22 15 11 10 16 11 12 12 13 14 29 -- 17 16 20 12 15 10 -- 22

Наконец, чуть выше располагается выделенная зеленым ветвь в составе 8 афганцев, немца и араба. Как и у вайнахов, их общий предок жил 1050±300 лет назад. Базовый гаплотип:

12 22 15 10 9 16 11 12 13 13 14 29 -- 17 16 19 11 15 10 -- 21

Эти три базовые гаплотипа образуют между собой треугольник со сторонами в 6, 8 и 10 мутаций. С учетом времени жизни их предков, это дает общего предка "пуштунской" и "брахманской" ветвей около 3600 лет назад, а общего предка вайнахской ветви с первыми двумя - около 5200 лет назад. То есть, родство у них довольно дальнее. На диаграмме несколько ближе к вайнахам находятся гаплотипы арабов и армян, но не настолько, чтобы их можно было объединить в одну ветвь.
Откуда эта генеалогическая линия появилась в Чечне, однозначно сказать сложно, но есть одно соображение. Данные по 17-маркерным гаплотипам индийцев бали взяты из довольно большой выборки в 750 гаплотипов, что были собраны по разным кастам и племенам. Однако, представители L1c оказались только среди брахманов северо-западных штатов Индии. Двое из 5-ти индийцев, прошедших тест в коммерческих компаниях, носят кшатрийскую по происхождению фамилию Сингх. То есть, опять, верхняя каста. Теперь обратите внимание на датировки и географию всей ветви L1c — ничего они не напоминают? Налицо все особенности юго-восточной ветви R1a1 (Z94), за исключением крайне малой численности первой. Похоже, представители этой минорной генеалогической линии сохранились как небольшая "примесь" в среде ариев, расселившихся от причерноморских степей до Индии. // Составитель: Академия ДНК-генеалогии. Оформление издания: Anatole A. Klyosov. Вестник Академии ДНК-генеалогии. Proceedings of the Academy of DNA Genealogy Boston-Moscow-Tsukuba. Volume 6, № 7. July 2013. С. 1296

Где и при каких обстоятельствах произошла эта ассимиляция, сказать пока сложно. Однако, наиболее вероятным местом, откуда пришли предки вайнахской линии, можно считать Великую Степь, гда до сих пор сохранилось немало похожих реликтовых ветвей. // Составитель: Академия ДНК-генеалогии. Оформление издания: Anatole A. Klyosov. Вестник Академии ДНК-генеалогии. Proceedings of the Academy of DNA Genealogy Boston-Moscow-Tsukuba. Volume 6, № 7. July 2013. С. 1297

Великая степь?

Евразийская степь (Великая Степь) — обширный степной экорегион, расположенный по центру материка Евразия. Простирается от Восточной Европы до почти берегов Тихого океана. Великая Степь издревле была заселена кочевыми народами и способствовала взаимодействию этих народов с европейскими культурами (Западный поход монголов). На протяжении известного времени, населяющие евразийскую степь народы, открывали и осваивали военные навыки. Великая Степь положила начало бесчисленному множеству народов, все ныне распространенные языковые группы происходят из Поволжья и Средней Азии (индоевропейская, уральская, сино-кавказская, алтайская и афразийская).

0

43

Новые данные у наших братьев: один нохчмахкахо и один аувхар (арар-аькхе)

Новые данные пришли, фамилия — Хажиматов, тейп —ЗIогой, тукхум — арар-аькхе (аувхар), гаплотип — L3:
PANEL 1 (1-12)
Marker   DYS393   DYS390   DYS19**   DYS391   DYS385  DYS426   DYS388   DYS439   DYS389I   DYS392   DYS389II***
Value   12   22   15   10   9-16   11   12   11   13   14   30


Для интереса можно прочитать кое-что про ЗIогой, чеченские этнографы сравнивали их с ингушскими ЗIогой-ньакъе:

В Аухе представлены следующие тайпы ЗIогой(dna-L3) (сравни ингушское ЗIогой ньакъе), Пхьарчхой, Вяьппи, Барчхой, Кхархой, ЦIантрой, ЦIечой, ГIулой, ЧIентой, Зандакъой, Курчалой, Билтой, Кевой, Пешхой, Бацой, Ноккхой, Мержой, Овршой и Жевой. // Ю. Д. Дешериев «Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов». Грозный, 1963. С. 75

Аккинцы (аьккхий) — ауховцы состоят из следующих родов: пхарчхой, барчхой, цIенторой, курчалой, гIулой, зандакъой, Iаларой, гилной, беной, кеной, чиччалхой, даттахой, къовстой, мержой, цIечой, чIаьнтий, чантой, шарой, шебарлой, жевой, ваьппий, меркхой, чхьарой, зIогой (dna-L3), нокхой, чунгрой (dna-L3), суьйлий, боной, хIиндахой, билтой, акхгаой, гендаргной, Iаккой, кушкаш, чартой, ширдой, таркхой, шанарой // А. С. Сулейманов «Топонимия Чечни». Нальчик, 1997. С. 381

В ⅩVII-ⅩVIII вв. из Чечни в предгорья и на равнину Дагестана устремились выходцы из карабулакских (ЦIечой, Мержой и др.) и ингушских (ЗIогой (dna-L3), Ваьпиий, ГIулой и др.) тайпов, однако основную массу переселенцев в Аух составляли представители чеченских, преимущественно ичкеринских тайпов (Беной, Цонтарой, Курчалой и др.). Переселение чеченцев из Чечни в ауховские селения продолжалось в ⅩIⅩ в. и позже, вплоть до начала 1944 г. В ауховских селения оказались также представиле соседних этнических общностей: кумыков и аварцев. Этот процесс зафиксирован И. И. Норденстаммом, который в 1834 г. писал, что "племя, вышедшее из ущелья Аксая, Халхалу и Гудермеса (чеченцы), смешалось с кумыками: часть оного с Мичика перешли через Качкалыковский хребет на земли аксаевских // Х. И Ибрагимов «Чеченская Республика и чеченцы: история и современность». Москва, 2006. С. 188


Чунгарой, ЗIогой можно считать уже коренными аккинцами.

По Балановским данным среди хасавюртовских вайнахов всего 14% коренных аккинцев днк L3, предания подтвердились, что монголы авхаров уничтожили на равнине, они возросли за счет других вейнахских обществ:

Гаплогруппа L представлена у ряда популяций, ... ..., а также 14% у чеченцев Дагестана (L3) (Balanovsky et al. 2011: 27, tab. 2). // Aleksey A. Romanchuk (University ― High Anthropological School‖, Moldova, Senior lecturer), Alexander S. Semenov (Biofarmklaster "North", Russian Federation PhD (Physical and Mathematical) «R and Q haplogroups of Y-chromosome and Proto-North Caucasian Substratum of Proto-Indo-Europeans». «Russian Journal of Biological Research». Vol. (1), № 1. 2014. С. 54


Нохчмахкахо показал L3. Его данные:

фамилия — Нуридов, тейп — Элистанжой, КIорбалик-няькъе, тукхум — Нохчмахкахой, гаплотип — L3:
PANEL 1 (1-12)
Marker   DYS393   DYS390   DYS19**   DYS391   DYS385   DYS426   DYS388   DYS439   DYS389I   DYS392   DYS389II***
Value   12   22   15   10   9-16   11   12   11   13   14   30

Отредактировано azulantik (2015-11-07 21:22:16)

0

44

Интересные пополнения у L3....коренных Аьккхий в Аухе не более 20%. Если они покажут L3 это интересно и логично. Удивительно как веденские показывают эту гг.
Вообще по L3 всё еще впереди по ходу.

0

45

Swenson написал(а):

Интересные пополнения у L3....коренных Аьккхий в Аухе не более 20%. Если они покажут L3 это интересно и логично. Удивительно как веденские показывают эту гг.
Вообще по L3 всё еще впереди по ходу.

Свенсон, меня куда более интересует древность арар-Аккинцев, так как щитаю миграцию аккинцев не с запада с горной Акки в нынешний Аух, а с востока с нынешнего Ауха в горную Акку. Если древность гаплогруппы ауховских аккинцев подтвердится, то моя гипотеза будет верной. Дело в том у самих аккинцев есть предание что их предок Мед выселился из под Тарков нынешние пригороды Махачкалы, и поселился в нынешней горной Акке и далее походу обманном завладел окружающими землями уличив в "краже" соседей, которые пришли к нему на похороны. Дело в том что существует гипотеза о "бутылочном горлышке" связанная с очень молодым возврастом в Чечне и в Ингушетии 650-800 лет гаплогруппы L-3, что носитель этой гаплогруппы во времена монгольского и Тимуровского нашествия оказался чуть ли не в единственном числе. Возвраст этой гаплогруппы среди ауховских аккинцев -з1ог1о мог бы пролить свет в этом вопросе, так как все чечено-ингушские L-3 показывают одинь корень от одного предка в возврастом  650-800 лет.

0

46

Возраст L3 по новым данным показываетт 1000 лет, об этом твердо Х. Чокаев говорит, по Балановским данным 1400 лет. Изначальную (начальную) миграцию L3 генетики признают через Дарьял с Закавказья на С.-Кавказ, видимо, изначальная миграция L3 на С.-Кавказ была в составе некой Орды, временно осев Дарьяле затем спустились на равнину. Возраст L3 650-800 лет это по старым данным, там маркеры были не продленные, по словам чеченских генетиков. Но больше 1500 лет L3 вряд ли покажет - возраст вхождения в состав нахских горцев. Вроде сошлись что средний возраст 1000 лет вхождения в состав нахов. Кумыки местные по анонимным тестам, по коммерческим у них двое J1, один близок к Зумсой. По анонимным тестам у кумыков J1, J2 полнаселения. От кого они заимствовали тюркский язык?
  Горные аккинцы и кей выходцы из Тарков, это район восточная часть Ихрана, некий гарнизон наемников там был, которых дагестанские ученые признают за потомков китайских авар. Мне кажется, придется насовсем распрощатся с историей алан осетинам и карачаям, а дагестанцам с историей Аварской орды. Акхе сами говорят, что многие башни в их горах построены и принадлежали другим, кто жил до них здесь. 
  Мне кажется отступая от наседавших на них плотно войск Тимура или монголов выжившие отряды лоам-кяристой (няьрты) отошли в горы. Ни ингуши, ни чеченцы, ни дагестанцы не знали откуда Чунгарой-L3. Такое происходит когда проходят бутылочное горлышко. Война, гибель, кто остался жив тот уходит, на Кавказе можно уйти лишь в горы.
  Мне кажется, что окончательно L3 вошли в состав нахов уже 500-600 лет назад, а до этого их предкам пришлось искать контакты с местными ламурами (название народов Кавказа или горцы Кавказа), потому что без местных выжившим L3 деватся было некуда, либо смерть, либо плен. Тогда точно L3 не сохранились бы.
  Я считают, что Maltsag на верной теории.

0

47

Интересно, что их загнало к нахам? Мне тоже кажется, что это скорее осколки ордынские. И тоже соглашусь с версией, что миграция была с востока на запад в их вопросе. Но вот почему они забрались к нахам в ущелья..это вопрос.

0

48

Swenson написал(а):

Интересно, что их загнало к нахам? Мне тоже кажется, что это скорее осколки ордынские. И тоже соглашусь с версией, что миграция была с востока на запад в их вопросе. Но вот почему они забрались к нахам в ущелья..это вопрос.

Свенсон, я поделюсь своей версией, дело в том что Аух описал в своих трудах в 1250-х годах европейский путешественник монах Гильом де Рубрук "Путешествие из Сарая(столица Орды в низовьях Волги) к Дербенту(Кавказским воротам). Где нынешний плоскостный Дагестан он описывает так: местность эту называют арарАкка, и Аланы насельники этих мест ушли в близжайшие горы и леса(хребет Салатау) откуда и тревожат монголов угоняя их стада. Дело в том  что горные аккинцы это только один тейп у которых были ростки в отдельные внутри вайнахские тейпы, аккинцы с ауха это сформировавшийся союз(тукъум) чисто аккинских тейпов - 1акшой,пхаьрчхой,б1оной,жевой,з1ог1ой,кушкаш,къовстой,нокъхой,шинрой............ это чистые аккинцы, другие-же тейпы главном образом ичкеринские и 2 орстхоевских тейпа - мержой, ц1ечой, это не аккинцы, просто влились там в орбиту аккинских тейпов живя среди них. И я думаю что Аккинец Мед, перебрался нынешнию горную Акку позже в период более губительного нашествия на Кавказ хромого Тимура 1395-1402 год,позже потомки которого основали самостоятельные тейпы - Кей,Дишни,Хорочой,Чермой.... или влились в другие тейпы - Ц1ечой,Мержой...........

0

49

Ходит такое мнение у генетиков, историков про то почему монголы, а потом войско Тимура кинулось нахрапом добивать народ-аухаров (нарты  лоам-кяристы) L3? Орда с которой L3 прибыли больше всех как существующих открытых обсуждений между учеными и любителями это орда кочевых Авар, вынужденно переместившихся с Азии на Кавказ и Европу. Среди которых были вейнахские L3. По монгольскую Орду и армию Тимура не подходят по одной простой причине: возраст старше. Вливание L3 в вейнахский народ 1000 лет на уровне контактов, браки, союз, совместные боевые действия, общие интересы и т.д. Окончательное вливание это 500-600 лет назад, вот это хочет сказать Maltsag. Он говорит на самом деле истину. Но на других сайтах эту истину не хотят слышать. И это прискорбно. Грамотный монах Гильом де Рубрук точно описал границы, политическое состояние, действия монголов, предания и др. тех времен на Кавказе. Он как правдиво сказал Maltsag описывает местность Ар-Ака! И говорит что они ушли  в горы и оттуда делают нападения на монголов. Нарты, как описал И. Дахкильгов со слов орстхой пришли из Ар-Аки, Керст-Аки и др. По данным других мусульманских ученых той эпохи аланы делятся на 4 главных рода. Аланы были перемещены в район Дона, анализ их ДНК не нашел родственников среди кавказских народов, но аланы жили на Кавказе, даже в горах вейнахов.
Там описаны народы Сарир (нахо-дагестанское государство с которым считались аланы и абары (обры), народ авар/аувхар/аур (не дагестанцев, дагестанцев обозначали как АВИР или Сол) этот народ они говорят был поглощен кавказцами (нартов поголити вейнахи), народ Аллон или Алан, Овсы, Картвели, Грузины, Абхазы, Дзурдзуки и др.
   Аланы и оставшиеся на Кавказе из Аварской орды обры были в тесном союзе. Алан добили, а обры/аухары из выживших спаслись в горах вейнахов.
   У монголов, как народа Азии, китайцев, тюрков была ненависть к одному народу, это ненависть историческая, от этого народа пострадали китайцы, монглы, тюрки, индусы. Это орда белых "дьяволов", которые в течение многих сотен лет мучили туземцев Востока. Наши L3 оттуда. Монголы не могли не знать куда делись остатки этого народа. Это Кавказ и Европа. Орда Авар была очень разнородной, ее описывают как Орду убийц, головорезов, но с дисциплиной и по своим временам грозной военной машиной.
   Я сегодня прочитал всею книгу Берже о вейнахах он пишет что горные аккинцы номады! Кто не знает смысл этого слова советую фильм Марко Поло, там в фильме хорошо показано как степной народ завладел миром. Степь родила несколько народов, которые захватили мир: монголы, тюрки (халифат османов) и европейских кочевников белых гуннов обров. Вейнахи знают их как акациров (акха -белый, цир-цур - войско, орда).
   Горы рождают людей камней, им не страшна война, голод, холод, кровь, степь рождает завоевателей, а горы воинов.
   Это догадка, две части Аланской региональной "державы" я думаю мы нашли, одна из них L3. Назад в Азию им нельзя было, там их ждали все и беспощадно казнили бы до одного, на равнине Кавказа их генетические враги монголы, в Европе слово авар вызывало ярость, Карл Великий после победы над Аварским каганатом устроил над ними тотальный геноцид.
    Но почему эта L3 среди вейнахов и пуштун? Оба эти народа признавались в 20 столетии воинственными на земле.
    Если бы Maltsag развил бы идею L3, обосновал ее и укрепил ссылками, мы многое могли бы узнать. Или Maltsag пишет книгу))), а нам изредка кидает небольшую дозу))). На днк сайтах зарубежом много разговоров про вейнахские L3.

0

50

azulantik написал(а):

. Ни ингуши, ни чеченцы, ни дагестанцы не знали откуда Чунгарой-L3. .


Про Ч1унгарой, Ингушам их не знать, потому что в Ингушети их нету, вот Чеченцы то явно их(Ч1унгарой) называют Суьли, говоря что они пришли из Дагестана, Чеченцы всех Дагестанцев называют Суьли(не отличая Кумык, Аварцев, Даргинцев), хотя это особенно отмечает Аварцев(Суьли).

Отредактировано Гили (2015-11-12 23:57:57)

0

51

Гили написал(а):

azulantik написал(а):

    . Ни ингуши, ни чеченцы, ни дагестанцы не знали откуда Чунгарой-L3. .

Про Ч1унгарой, Ингушам их не знать, потому что в Ингушети их нету, вот Чеченцы то явно их(Ч1унгарой) называют Суьли, говоря что они пришли из Дагестана, Чеченцы всех Дагестанцев называют Суьли(не отличая Кумык, Аварцев, Даргинцев), хотя это особенно отмечает Аварцев(Суьли).

Отредактировано Гили (Вчера 23:57:57)

Ингуши знали про нартов, не могли не знать про город Чунгар. Не ингуши виноваты в искажении истории.
Все друг друга называют явно селий или сюьлий, но L3 не потомки Таргамоса и не относятся к братьям Леки и Кавказосу, поэтому серьезно сплетни псевдоисториков нельзя рассматривать, а надо смотреть на факты. Народ Сол, народ Силбы или потомки Сулы это не L3, Чунгар город у кавказских гуннов. Суьлий это горцы Кавказа, давние жители гор, но почему это слово настолько негативизировано? На контактах у одного чеченцев нашел вот это:
Идигов Рустам пишет:
Откуда: г. Грозный

Идигов Рустам Нохчий Волк написал(а):

Идигов Рустам  Откуда: г. Грозный пишет:

Кати Чокаев «Взаимоотношения алан-иранцев и вайнахов по данным языка и фольклора». Журнал: «Вайнах», №4, апрель, г. Грозный, 2011. С. 69:

О том, что не все нахские племена входили в состав Алании свидетельствует выражение народа: Вай элий ду, нах — суьлий бу — «Мы князья (Кезр. аланы), нахи — суьлий».
Примечание: в наше время суьлий (инг. силие) — чечено-ингушское название горцев Дагестана. По всей видимости, в прошлом этот термин покрывал всех горцев как Нахистана, так и Дагестана, а может быть и других горцев Северного Кавказа (см. у Плиния: «По всему челу гор живут дикие племена Сильвы» (имеются в виду горцы Северного Кавказа — К. Чокаев). У нас имеется статья, посвященная идентификации Серир, Суьлий (силий), Сильвы12.
Под термином элий в приведенном выражении подразумеваются в ретроспективном плане и собственно аланы. Превращение этнонима в социальный термин – обычное явление в языках, в частности в нахских. (См. труды Н.Ф. Яковлева, В.И. Абаева, К.З. Чокаева и др.).
Как свидетельствует история, Серир — аварское государство, синхронное с Аланией (IX–XI вв.) с центром Хунзах. Отмечены дружественные и даже династические браки между правителями Серир и Алании. Что, по всей вероятности, способствовало переносу в Ичкерию государственного образования чеченцев (нохчий Кезр, Нашхой), не пожелавших оставаться на территории Нашх после усиления Алании или вынужденных к этому последней. Существенную роль в этом сыграли генетически родственные связи с дагестанцами, в памяти которых они в то время были более свежи, чем ныне, а также совместное проживание, как было отмечено выше, в закавказском государственном образовании Эрети в составе Албании под общим названием Эри (см. выше). О чем будет сказано подробнее в специальной статье автора. // Кати Чокаев «Взаимоотношения алан-иранцев и вайнахов по данным языка и фольклора». Журнал: «Вайнах», №4, апрель, г. Грозный, 2011. С. 69

Топонимия Нашха:

Ларах, БIасталчу, Дин бийра ког, Къаркоршта, Хазарчоь, Iесех, Бела кха, Къарба, Ердеагана, Ехачу ара, Нахча хазе, Дехка хIийла, ХIийлаштIе, Хьажа бIов, Юккъера дукъ, Тархахьалашка, Венда, Сулхьаста, ХIийла цогантIе, Хазар басо. // А. С. Сулейманов «Топонимия Чечни». Нальчик, 1997. С. 6

С одной стороны, при описании событий 530-х годов автор Балами ни разу не упоминает Дербент, а пишет о «стране Сулл», «области Сулл», а с другой — название Сулл встречается наряду с Дербентом еще в XI в: «крепость ал-Баб вместе с крепостью Сулл». // М. Г. Гаджиев, О. М. Давудов, А. Р. Шихсаидов «История Дагестана с древнейших времён до конца ХV в.». Махачкала: «ДНЦ РАН», 1996. С. 159

«К истории Нашха – прародины чеченцев». Хизар Яхъяев, старший научный сотрудник Аргунского государственного историко-архитектурного природного музея-заповедника

С завоеванием Ассирией городов государства урартийцев, в составе Ассирии образовалось государство Шам. Предание гласит, что первопереселенцем из страны Шам в место, которое позже стало называться Нашха, был некто Сула. Точно не известно, какие мотивы побудили его проделать такой огромный путь и осесть в горах Кавказа. А. О. Степанян в одной из своих работ пишет: «Древние предки чеченцев пришли из Урарту на Кавказ, чтобы сохранить свою самобытность, обычаи и адаты».
Iусма, Сулим, Iабаз... У Iабаза был сын Сула.
Он поселился в прекраснейшем уголке Кавказа, и его первым временным пристанищем была пещера. Согласно тептарам, дошедшим до наших дней, это та самая пещера, что находится на восточной окраине аула ЧIармах, в Нашхе. Её до сих пор называют Сула хьех (Пещера Сулы). Рядом с пещерой высится гора, её также связывают с именем Сулы – Сула корт. Склон горы, по которому проложена древняя тропинка, называется Сула басе. К северу от горы Сула корт начинается небольшое ущелье, которое упирается в Ерд корт. Прямо у подножья горы Сула корт, в ущелье рядом с пещерой, берет начало чудесный родник – Сула хьост.
У Сулы от двух жен было восемь сыновей, одного из них звали ГIарби.

«Урартами был разработан специальный способ предупреждения о приближении врагов. На горных вершинах возводились башни с запасом горючих материалов, которые зажигались в случае появления вражеской армии» (Дьяконов И.М.).
ГIарби, подобно тому, как делали это урарты, построил сигнально-оповещательную систему. Начав с севера, с того места, где позднее был заложен хутор Зарганчу, и до горы Хьалхар-лам на юге, он построил тринадцать башен сигнально-оповещательного, оборонительного типа.
Две башни этой самой первой сигнальной системы на территории Чечни сохранились до наших дней. // Литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал «Нана». № 5/6. Грозный, 2012. С. 58

Складывание Чечни (Нохчичоь, ДегIаста, Даймохк)[1] как страны, а также формирование собственно чеченского народа на базе нахского этномассива носило длительный многовековой характер и закончилось в основных чертах в течение XVI-XVIII вв. // Я. З. Ахмадов «Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI—XVIII веках». Москва, 2009. С. 35

[1] Чечня: чеченцы — этнотерминологические определения русских документов начиная со второй половины XVII века. В их основу легло название феодального владения с центром в крупном плоскостном селении — Чечен-Аул; сегодня, собственно, Нохчичоь — означает буквально «жилище/страна нахчой/нохчой». Нахчи/нохчи — самоназвание чеченцев, в переводе на русский язык: «люди», «наши люди». Чоь/чо — букв. «место», «обиталище», «внутреннее (расположение)», поэтому еще в XIX в. говорили «нахчуо», а не «нахчи/нохчи». Этноним «нахи/ вайнахи» объединяет горцев говорящих на нахских языках нахо-дагестанской (восточнокавказской) группы языков.
ДегIаста — означает Дагестан (Страна гор. — с иранского яз.). Так называли, по крайней мере с эпохи средневековья, Северо-Восточный Кавказ с населяющими его многочисленными народами. В связи с увеличением населения и ростом политической значимости Чечни она получает, по крайней мере, к началу XVIII в. определение как самостоятельная область. Есть еще одно самоназвание Чечни, кроме Нохчичоь и ДегIаста, это Даймохк; переводится с чеченского как «земля отцов», по сути, «отчизна». // Я. З. Ахмадов «Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI—XVIII веках». Москва, 2009. С. 41

Отредактировано azulantik (2015-11-13 01:59:05)

0

52

azulantik написал(а):

Ингуши знали про нартов, не могли не знать про город Чунгар. Не ингуши виноваты в искажении истории.
Все друг друга называют явно селий или сюьлий, но L3 не потомки Таргамоса и не относятся к братьям Леки и Кавказосу, поэтому серьезно сплетни псевдоисториков нельзя рассматривать, а надо смотреть на факты. Народ Сол, народ Силбы или потомки Сулы это не L3, Чунгар город у кавказских гуннов. Суьлий это горцы Кавказа, давние жители гор, но почему это слово настолько негативизировано? На контактах у одного чеченцев нашел вот это:
Идигов Рустам пишет:
Откуда: г. Грозный

Отредактировано azulantik (Сегодня 00:59:05)


город Чунгачкук))))

Отредактировано Гили (2015-11-13 05:57:26)

0

53

Медовы из Ингушетий и Чечений одного корня, как братья можно считать.

Медов-Кей тайп, Мед-некъе-Ингушетия-
L3-12 22 15 10 9-17 11 12 11 13 14 30

Медов-Кей тайп, Ярыч-гар-Чечения-
L3-12 22 15 10 9-17 11 12 11 13 14 30

Отредактировано Гили (2016-02-22 08:42:08)

0

54

Так и есть. Одного рода они.

0

55

L3-Велхиевы-Ялхорой-Велхой, близкий родственник Боков-Ц1ечой.

0

56

Гили написал(а):

L3-Велхиевы-Ялхорой-Велхой, близкий родственник Боков-Ц1ечой.


    «Акберг»
... Из Акков произошли
Газунхоевы (из аула Газун), Толагоевы (из аула Толагой), Велхоевы (из аула Велах) и Мержоевы (из аулов Долте и Герите). // И. А. Дахкильгов, А. О. Мальсагов «Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей». Грозный, 1986. С. 326

Второй варанду с L3, белгатой удивляют:

Саидов, тейп Варандой, Гунаши-гара − L3

Берсанукаев, тейп Белгатой, Кюси-некъий − L3

Ушаев, тейп Белгато, Абти-некъий − L3

0

57

Гили написал(а):

Медовы из Ингушетий и Чечений одного корня, как братья можно считать.

Медов-Кей тайп, Мед-некъе-Ингушетия-
L3-12 22 15 10 9-17 11 12 11 13 14 30

Медов-Кей тайп, Ярыч-гар-Чечения-
L3-12 22 15 10 9-17 11 12 11 13 14 30

Относительно "молодая" ветвь L3 среди вейнахов, отсюда и правдивый характер преданий об аккинцах-ингушах.

0

58

«Мы все орстхой из Акки», — говорят представители этих групп, вполне четко до сих пор сохраняя свое этническое самосознание.// Н. Г. Волкова «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века». Москва: «Наука», 1974. С. 163

↓ ↓ ↓

Теснейшим образом орстхойцы связаны с аккинцами, составляя по существу с последними один народ. // Н. Г. Волкова «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века». Москва: «Наука», 1974. С. 167

↓ ↓ ↓

«Мы все орстхой из Акки» — говорят представители этих групп, вполне четко до сих пор сохраняя свое этническое самосознание. Точка зрения автора, вероятно, имеет под собой историческую основу, но для более раннего исторического периода, а для изучаемого периода XVIII–XIX вв. не характерна.   // С. А. Натаев «Проблема этнотерриториальной структуры Чечни в XVIII–XIX вв. в исторической литературе». / Научный журнал "Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки" (ВАК при Минобрнауки РФ). Выпуск № 11 (часть – 1). Краснодар, 2015. С. 223

0

59

По другому чеченскому преданию, «некий акинец, по имени Арштхоо, выселившись из своего общества [горного Акинского общества] и спустившись с своим родом в Бамутское ущелье, основался у источников, называемых Черными Ключами [по-кумыкски — Карабулак]. От населения, основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя... Арштхой ». // У. Б. Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей». Исследование и тексты. Москва: «Наука», 1972. С. 41

↓ ↓ ↓

«Орштхойцы (карабулаки)».

Чопа, сын Барата, и сын Загк, сын Гарда, были знаменитые мужи; трудно было дать кому-нибудь из них преимущесто; оба они жили возле реки Фортона, один на одном берегу, другой на другом; до сих пор видны следы их жилищь. Чопа не имел наследников, — говорит, что он был женат на лесной женщине *).
В Ногайской стране жил один князь, Баркчапо. Ему
_______________________________________________
*) — Ингуши верят, что в лесах живет особая порода лесных людей. Лесные мужчины покрыты волосами, имеют страшный вид, свирепый и коварный характер; на груди у них острый топор. Лесные женщины отличаются чрезвычайной красотой; волосы у них до пять и прекрасного золотисто-серевбрянного цвета; но по характеру они так же злы и коварны. // Чах Ахриев, I — исследование и материалы: 2) Ингуши (их предания, верования и поверья), / Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск VIII. Тифлис, 1875. С. 27

была предсказана смерть от руки или Чопа, или Загка. На том месте, где жители собирались для препровождения времени, лежало бревно с дуплом. Туда забрался Чопа с целью убить князя. «Нужно осмотреть бревно», сказали ногайцы, когда пришел князь проводить время. «Что скажут прочие князья, когда узнают, что я не могу спокойно проводить день и смотрю в бревно, на которое должен сесть?» — и князь отклонил предосторожность своих подвластных. Чопа оставил бревно и отошел в отхожее место князя и стал его там ждать. Князь пришел туда — и Чопа заколол его.
Чопа продолжал свою связь с лесной женщиной и у него потом были две дочери. «А что, Чопа, ты испугаешься, если к тебе придет ночью придеть какое-нибудь чудовище?» — спросила его однажды лесная женщина. «Настолько не испугаюсь, что не потеряюсь защищать себя, кто-бы не напал на меня!» — отвечал Чопа. — «Сегодня я оставлю одного тебя в лесу и ты должен показать свою храбрость; в полночь придет к тебе лесной человек!» — говорит женщина. Чопа сел в лесу один. В полночь поднялась буря, гроза и все приняло страшный вид. Вдруг, с вихрем, появляется чудовище; оно освещалось огнем и подошло к Чопе. Чопа сделал выстрел в него. «Я брат той женщины, которая живет с тобою!» — говорит чудовище, — «Напрасно ты выстрелил!» Раздался стон и чудовище исчезло. «А что, приходил кто-нибудь к тебе?» — спросила женщина Чопу. — «Да, приходило в полночь огненное чудовище; я сделал в него выстрел. После этого оно сказало, что оно — твой брат; стало страдать и опять исчезло!» — «Ты убил брата моего!» — начала она упрекать Чопу. Связь между ними продолжалась и у них родился сын. Когда сын подрос, то Чопа стал опасаться отомщения от него за убитого дядю. Он должен был прекратить свою продолжительную связь с лесной женщиной. Он даже боялся ходить в лес. Однажды, он отправился на плоскость, к кабардинцам, которые жили на теперешней назрановской плоскости. Чопа возвращался домой через ущелье Аршту. Перед входом в ущелье, Чопа наткнулся на огромное чудовище. Чудовище это спрашивает: кто он такой? «Чопа», отвечает тот. — «Какой ты маленький человек!» — говорит чудовище. «Послушай, Чопа: я лесной человек, мы, лесные мужи, полюбили одну ногайскую княжну. Чтобы не обидеть нас, княжня не захотела отдать преимущество никому из нас; она велела нам удалиться, // Чах Ахриев, I — исследование и материалы: 2) Ингуши (их предания, верования и поверья), / Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск VIII. Тифлис, 1875. С. 28

так-как она скажет после: за кого из нас выйдет замуж. С дороги мой товарищ тайком воротился к княжне; его я подстерегаю. Он должен возвращаться на арбе с невестой и деньгами. Между нами должна произойти драка и в драке мы убьем друг друга. Тогда тебе останется невеста и огромное богатство. Но, вот, я засну и прозеваю товарища и разбудить меня никакие твои толчки не могут. Я лягу под дерево, и когда будет ехать мой товарищ, то подруби дерево, чтобы оно упало на меня; только этим и можно меня разбудить». Через несколько времени поднялся ветер и Чопа увидел, что на арбе с невестой едет лесной муж. Он стал рубить дерево и оно упало на лесного человека, спавшего под ним. «Что ты меня будишь?» — говорит он Чопе. «Вон едут!» — отвечает Чопа. Между лесными мужами произошла драка; они убили друг друга. Чопе остались невеста и огромное богатство. «Теперь ты должна выйти за меня!» — говорит Чопа невесте. — «Лучше отпусти меня, возьми себе все богатство; ты не можешь быть моим мужем, потому-что не можешь исполнять супружеских обязанностей». Чопа настаивал на своем. «Ну, если достанешь до моих колен, то я выйду за тебя!» — Чопа не мог достать до ее колен. Тогда он отпустил ее назад домой. Чопа отправился дальше по ущелью Аршту. Не доезжая до аула Бултум, он встретил своего лесного сына. Между ними произошла драка. Чопа был ранен и ограблен сыном своим, в отмщение за дядю. Чопу взяли жители аула Бултум. Чопа умирал; он завещал, чтобы в комнате его, где он будет лежать мертвый, никого не было. Так и сделали. Но одна женщина из любопытства осталась в комнате с трупом. В полночь комната вдруг осветилась и в ней явилась лесная женщина со своими прекрасными дочерьми оплакивать Чопу. Затем они омыли и одели его труп. К рассвету, лесная женщина говорит своим дочерям, что она чует запах человеческий. «Кто слышит наш разговор, да не удовлетворятся души его потомства!» — Произнесши это заклятие, лесная женщина исчезла с дочерьми. От той женщины произошли орштхоевцы (карабулаки). Известно, что они самый беспокойный народ и ничем не удовлетворяются. // Чах Ахриев, I — исследование и материалы: 2) Ингуши (их предания, верования и поверья), / Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск VIII. Тифлис, 1875. С. 29

↓ ↓ ↓

«Слепой Ган»
Борга, похороненный где-то в окрестностях Назрани, является далеким предком Фаргиевых, Белхароевых, Кориговых, Булгучевых.

У Гана, отца Белхара и Булгача, были семь сыновей и одна дочь. Однажды эта сестра семерых братьев произнесла проклятье в адрес снежинки, попавшей ей за пазуху в день свадьбы. За ее гордость тут же напал мор на ее братьев, и они умерли в ту же ночь. Их отец Ган от горя ослеп. Друг Гана, пришедший выразить ему соболезнование, сказал:
— Смирись, Ган, да не будет тебе еще большего горя.
У Гана вырвалось:
— Какое еще большее горе может постичь меня?
В ту же ночь померла его жена. Тогда ослепший Ган сказал:
— Как бы тяжким ни показалось человеку свое горе, его может постигнуть еще более тяжкое.
Гану посоветовали жениться на девушке мелхистинке. Женился Ган, и она родила ему сыновей Белхара и Булгуча. У Булгуча родились два сына: Зайт и Кориг. От Зайта ведут свое начало Фаргиевы. Между Фаргиевыми, Кориговыми, Булгучевыми редко заключаются браки. Роды эти относятся к племени орстхой. У селения Аршты имелась башня Албака, сына Фярга.
Фаргиевы являются потомками Булгучевых. Жили Фаргиевы в аулах Берашке и Аршты. В Берашке у них была башня, внутри которой имелся родник. Башня построена Фаргиевым Керимом, сыном Исмаила. Его потомки проживают теперь в селении Алхасты. И Чечне, в селении Шали, живут Шовхаловы и Магомедовы, являющиеся выходцами из рода Фаргиевых. Некогда один Фаргиев был женат на чеченке, после его гибели жена с двумя сыновьями переехала жить в Шали. От ее сыновей пошло потомство этих чеченских фамилий.
Фартанг Фаргиев убил своего однофамильца и бежал на жительство в то место, где течет река, названная по его имени Фортангой. // И. А. Дахкильгов, А. О. Мальсагов «Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей». Грозный, 1986. С. 385

↓ ↓ ↓

Г. А. Вертепов писал в конце XIX века, что «...ингуши почитают нечто вроде человеческих скелетов. Недалеко от местечка Назрань выстроена каменная будочка, в которой находятся скелеты; к этим скелетам ингуши до сих пор сохраняют особое религиозной уважение,сходятся к ним на поклонение и прикрывают их зеленым сукном, приносимым из Мекки. Предание утверждает, что скелеты эти принадлежат народу нарт, некогда жившему около Назрани, и оставались нетленными в течение 200 лет...». (Вертепов Г. Ингуши. Историко-статистический очерк. Терский сборник. Книга 2. Владикавказ. 1892).
То, что мавзолей «Борага-каш»— памятник арстхойского народа и является усыпальницей знатного арстхойского воина, подтверждает материал, собранный и опубликованный ингушским исследователем, краеведоми писателем Газиковым Б. Д. Стоит внимания и то, что по материалам ряда исследований вайнахских и дагестанских ученых: арштхо Борг'а (Борага) являлся отцом Чопы, поселившегося на р. Фортанге (Далгат Б. К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг. М., 2008 г., стр. 67). О том же свидетельствует и фрагмент арстхойской родословной из рукописи учёного-алима Гарданова Х. К., а также его ссылка на «Борага-каш» — усыпальницу Бексултана — потомка одного из арстхойских этнархов 'аднана (Хаднана). // Алихан Цечоев «О мавзолее Борага-каш». / Общественно-политический, литературно-художественный, иллюстрированный журнал «Жизнь национальностей». Гл. ред. Хажбикар Боков. № 3. Москва, 2012. С. 51

↓ ↓ ↓

«В сказании о Гарбашах показаны богатыри тяжеловесного вида, их встретил нарт-орштхойский герой Чопа Борганов, проезжая по лесу. Из мизинца одного Гарбаша вытекала кровавая река. Оказывается, он порезал свой мизинец, чтобы не заснуть и не пропустить своего соперника. Великан так могуч, что его можно разбудить не иначе, как свалив на его голову огромную подрубленную чинару, к которой он прислонился. Прославленный нарт-орштхоевец Чопа кажется ему кажется ему всего-навсего мухой». (У. Б. Далгат «Кавказские богатыские сказания древних циклов и эпос о нартах». / А. А. Петросян «Сказания о нартах — эпос народов Кавказа». Москва: «Наука», 1969. С. 139),

Сомнений уже не осталось... что исторические нарты ближе к L3, потомки или родственники указанного нарта показывают L3. Интересно с каждым днем.

0

60

На левом холмистом берегу Сунжи, рядом с современным селением Плиево Назрановского района, стоит изящный белокаменный мавзолей с прямоугольным основанием и полукруглым куполом. С южной его стороны — стрельчатая арка, вен­чающая невысокий вход, над которым три плиты с арабскими надписями. Они сообщают, что мавзолей построен в 808 году хиджры (29 июня 1405 — 17 июня 1406 года) для захоронения некоего «Бек-Султана, сына Худайнада». Однако в подземной гробнице под зданием мавзолея путешественники XVIII-XIX веков наблюдали значительное количество мумифицированных трупов в дорогих одеждах; значит, персональная по замыслу гробница стала со временем коллективной усыпальницей. У ок­рестного ингушского населения мавзолей именуется Борга-Каш, что означает«Могила Боргана», то есть связывается с этногра­фической группой борган, известной на Северном Кавказе по русским письменным источникам начиная с XVI века и оставив­шей след в фольклоре многих народов.

Долгое время считалось, что самым ранним упоминанием мавзолея является его описание, данное в 1774 году поручиком Бибирюлевым. Но мною была выдвинута версия о том, что Борга-Каш под названием «Тимурева богатырева могила» фигури­рует во вставках в соответствующие «северокавказские этюды» русских летописей, сделанных в середине XVI века. Эта точка зрения находит сегодня сторонников среди специалистов (Т. С. Магомадова, В. А. Кучкин, Н. П. Гриценко, X. М. Мама­ев). Но сама история мавзолея, построенного в первых годах XV века, древнее этих сведений о нем. И главное слово в этом, безусловно, принадлежит архитектурно-археологическим осо­бенностям памятника и фольклору, связанному с ним. А они уже более 200 лет привлекают пристальное внимание ис­следователей, начиная с И. Гюльденштедта и Ю. Клапрота.

Специалистом, приступившим к обстоятельному изучению мавзолея и детальной подборке мнений, высказанных о нем в научной печати, был профессор Л. П. Семенов. Он посвятил Борга-Каш статьи, вышедшие в свет в 20-50-х годах нашего столетия. И сегодня серьезная работа над историей Борга-Каш невозможна без трудов Л. П. Семенова. Однако ученый, подве­дя важный итог исследований, не решил всех вопросов: «Многое в судьбе Борга-Каш остается еще невыясненным. Но дальней­шие систематические разыскания дадут, несомненно, немало до­полнительных сведений, касающихся истории памятника и его роли в жизни окрестного населения».

Среди дискуссионных вопросов Л. П. Семенов называл и проблему «национальности строителя или лиц, погребенных в мавзолее». При этом в числе десятка претендентов на такую честь он назвал, в частности, ногайцев, а также «крымцев (они же борганы)». В его понимании эти этнические группы были очень близки, если не тождественны. Бек-Султана Худайнадова он считал крымским феодалом. Л. П. Семенов предлагал ис­кать среди надгробных памятников Крыма параллели внешнему виду мавзолея Борга-Каш. Многое в этой трактовке оказалось правдоподобным и достоверным.

Выводы Л. П. Семенова побудили историков внимательно рассмотреть многочисленные топонимические и фольклорные свидетельства, так или иначе связанные с этническим наименованием «борган». В итоге краевед М. М. Базоркин установил былое пребывание борган — кочевого тюрко-язычного племе­ни — в равнинной зоне Чечено-Ингушетии и Северной Осетии, от устья Сунжи (современное селение Брагуны) до города Орджоникидзе.

В середине 60-х годов известный кавказовед профессор Л. И. Лавров уточнил прочтение надписей мавзолея Борга-Каш и тонко проследил по названиям местностей и письменным ис­точникам историю северокавказских перемещений в XVI-XVIII веках тюркского племени борганов (основа их имени легко по­нимается на базе ногайского термина «бараган», означающе­го — ходивший, передвигающийся). Этнограф посчитал их ку­мыками, «которые ранее конца XVI века переселились в цент­ральную часть Северного Кавказа, в течение длительного вре­мени жили по соседству с кабардинцами, частично смешались с ними и, сменив несколько раз свое местопоселение, к ХVIII ве­ку прочно обосновались в низовьях реки Сунжи». По его мне­нию, Бек-Султан Худайнадов «был, скорее всего, представителем ногайской знати, пережившим опустошительное нашествие Ти­мура 1395-1396 годов». Одновременно Л. И. Лавров обратил внимание на сходство Борга-Каш с маджарскими золотоордынскими мавзолеями, облик которых сохранился в рисунке 1742 года. Следовательно, суммируя осторожные и временами не­четкие выводы этнографа, можно считать: Борга-Каш первона­чально — гробница золотоордынского (ногайского) феодала, и лишь впоследствии она стала использоваться как фамильный склеп борганских мурз (феодальных владетелей).

В книге «Тайны минувших времен» была обнародована моя версия исторической интерпретации мавзолея. Она сделана на основе сопоставления наблюдений Л. П. Семенова и Л. И. Лав­рова с данными устного народного творчества населения бас­сейна Терека. Я решительно склонился к признанию ногайской принадлежности Бек-Султана. Акцентируя малоизвестные сю­жеты ногайского и ингушского фольклора, опираясь на свое по­нимание исторической обстановки рубежа XIV-XV веков, по­пытался охарактеризовать ту ситуацию, в которой могло появиться мусульманское надгробие над могилой ногайского мур­зы у самой подошвы Кавказских гор.

За минувший с тех пор срок (вроде бы и небольшой для развития науки) многое изменилось и уточнилось.

Работами археологов А. П. Рунича, Э. В. Ртвеладзе и Т. Б. Палимпсестовой в Пятигорье была выявлена большая группа прежде неизвестных памятников золотоордынской эпо­хи, в том числе несколько мавзолеев XIV века между Ессенту­ками и Кисловодском. Исследователи верно сопоставили этот факт с существованием в местности Биш-Даг летней ставки ханов Золотой Орды. Но особенно знаменательно, как показал анализ археолога Р. А. Даутовой, что строительный модуль ессентукских мавзолеев оказался тождествен архитектуре Борга-Каш, который хронологически следует за ними.

Перспективными в этой связи оказались поиски не пол­ностью мобилизованной Л. И. Лавровым «борганской топони­мики» в округе Кисловодска и связанных с ней фольклорных сюжетов, произведенные историком Т. С. Магомадовой. Они позволили предложить более детальную картину исторических блужданий борганов по степям Северного Кавказа.

Исходный пункт их миграций сопоставляется с районом Пятигорья, где угадывается центр ранней истории этого тюрко-язычного племени. После опустошительного похода Тимура, обезлюдившего равнины Предкавказья, борганы передвинулись на восток, в район верховий Сунжи, где и оставили о себе мно­гочисленные следы в названиях местностей и в виде мавзолея Борга-Каш. Но тут ослабевшее тюркское племя вскоре попало в зависимость от кабардинских князей, чьи владения распространялись вплоть до западных районов Чечено-Ингушетии. А уж дальше его история оказалась тесно связана с историей кабардино-кумыкских феодальных междоусобиц XVI-XVII ве­ков.

Таким образом, получается, что вся история Борга-Каш свя­зывается с тюрко-язычными борганами, а Бек-Султан Худайнадов был родоначальником той борганской знати, которая затем весьма долго использовала эту гробницу в качестве фамильного склепа, живя на берегах Сунжи. Увековечив свое личное имя (и «отчество») в надписи над входом в мавзолей, Бек-Султан, сын Худайнада, в глазах современников и потомков продолжал оставаться мурзой борганов, и это «этническое наименование» оказалось сильнее собственного имени в последующем обозна­чении склепа.

Но если вся история Борга-Каш — это история борганов, то при чем тут ногайцы? Может быть, правы те специалисты, кото­рые считают, что ногайцы на Северном Кавказе появились только в середине XVI века, когда Малые Ногаи во главе с Казыем Ураковым переправились через Волгу, освоив степи Приазовья и Предкавказья?

Признанный знаток этнической истории Северо-западного Кавказа Е. П. Алексеева верно заметила: «Этническую историю ногайцев на раннем ее этапе до сих пор нельзя считать изучен­ной, она требует специальных кропотливых доследовании…» Сказано это в ответ тем, кто склонен абсолютизировать роль «Мангитского юрта» в сложении ногайской народно­сти и тем самым выводить ее на европейскую историческую арену куда позднее, чем был, в частности, сооружен Борга-Каш.

Сам я разделяю ту периодизацию ногайской истории, кото­рую четко охарактеризовала Н. Г. Волкова в книге «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа» (М., 1973). При этом первый этап становления ногайцев должен сопоставляться с улусом золотоордынского темника Ногая, еще не выделившим­ся из Золотой Орды в качестве самостоятельной политической единицы (последняя треть XIII — конец XIV века). И дело тут не только в прямом созвучии имени Ногая и будущего назва­ния народа, может быть, даже не столько в этом.

Сегодня никто, пожалуй, не отрицает, что в состав войска Ногая входило значительное число мангитов — монголов, уже воспринявших кипчакский (половецкий) тюркский язык. Едва ли не бесспорно, что в улусе Ногая рядом с мантитами и впе­ремежку с ними жили другие племена и роды тюрко-язычных степняков — прямых потомков кипчаков конца раннего средне­вековья. Во второй половине XIV века зона политической актив­ности этого улуса охватывала и Северный Кавказ, в орбиту ко­торого активно втягивались и иные тюркоязычные племена, в том числе и прямые потомки кипчаков.

Именно к числу таковых и резонно отнести борганов, базировавшихся первоначально вокруг Кисловодска. Местный фольклор и сама связь названия племени с названием извест­ного городища Рим-Гора (Рум-Гора), а более древнее — Боргустан («местопребывание борганов») позволяют считать, что тюркское (кипчакское?) племя борганов появилось здесь еще до монголо-татарского нашествия. Затем они, естественно, ока­зались в составе Золотой Орды и стали органической частью местной этнополитической истории. Показательно, что борганы упоминаются в числе 77 народов Кавказа в грузинском ис­точнике XIII века. В то время территорию равнинной зоны Центрального Кавказа составляла область Бестан (Бештау) с главным городом Жулат (Татартуп). И, вполне возможно, роль борганов — тюрко-язычного кипчакского колена, имевшего уже глубокие корни на Северном Кавказе, была высока в этой части улуса потомков темника Ногая.

Во всяком случае, по одному из наиболее популярных у ин­гушей преданий, в мавзолее Борга-Каш был похоронен власте­лин Татартупа Борга-хан — ногаец, один из ханов Золотой Орды. Согласно преданиям кумыков, в правление Мамая «но­гайцы в большом количестве перекочевали со своими стадами на плоскость нынешней Чечни, где глава их орды Борга-хан ос­новал свою резиденцию». В ногайской поэме «Мурза-Едиге» говорится о Султане Беркихане — властителе Татартупа — и описываются ужасные последствия разгрома Тимуром Тахтамыша. В целом же ногайский фольклор полон воспоминаний об опустошительном походе Тимура, истребившего цвет ногайских орд.

Собственно Ногайская Орда (Мангитский юрт), кочевавшая между Волгой и Уралом и возглавляемая Едигеем, выделилась из Золотой Орды в течение 1391-1396 годов, то есть в период борьбы Тимура и Тахтамыша. Ядром, вокруг которого происхо­дило объединение новой Орды и будущей ногайской народности, были мангиты. Однако в нее входили и многочисленные тюрк­ские, в том числе кипчакские, племена Предкавказья, которые в значительной мере ассимилировали мангитов, воспринявших от половцев тюркский язык и многие элементы их культуры.

Страшный погром, учиненный Тимуром на Северном Кавка­зе в 1395-1396 годах, должен был окончательно разграничить Мангитский Юрт Заволжья и родственные его составу этниче­ские группы, волей обстоятельств оставшиеся на Кавказе. В числе последних, вероятно, и были борганы — часть улуса Ногая и в этом смысле «ногайцы» (возможно, точнее  протоногайцы). Они, обессилев в боях конца XIV века, не влились в границы уже независимой Ногайской Орды Едигея. Но, может быть, стремились к этому? Ведь одна из упоминавшихся легенд гласит, что ногайский властелин Татартупа переселялся на во­сток, вдоль Сунжи, и умер в пути. Не случайно новый истори­ческий район активности борганов оказался на одном из тради­ционных путей, связывавших Пятигорье и Северный Прикаспий. Здесь и был воздвигнут Борга-Каш. И не зря сквозь века проходят ногайские мотивы в фольклоре, связанном с замеча­тельным памятником. В русском документе 1492 года говорит­ся о том, что «Орда… перекочевала к Пятма Горам», то есть ка­кая-то группа обитателей Мангитского юрта (за полвека до вы­деления Малых Ногаев!) уверенно отправилась в далекое «путешествие», имея конечной целью бывший центр части своих предков. И этот факт не единичен. По сведениям 1524 года, ногайский мурза Мамай «пошел… от Астрахани кочевать на ста­рое ногайское кочевище на Терек на реку…» Следовательно, территория «старых ногайских кочевий» отождествлялась с различными районами Северного Кавказа!

Память народная бережно хранит воспоминания о минув­ших страницах истории, сведения о древних сородичах. В этих воспоминаниях есть и такой факт.

В 1589 году терский воевода сетовал на то, что «в Терский город ногайские и кумыкские люди не приезжают, а ездят: Ногаи в Кумыки торговать, а Кумыки в Ногаи». В документе 1604 года говорится: «В Казыевом улусе (Малые Ногаи) есть люди кипчакского рода…» Современные исследования устанавливают, что в числе колен ставропольских ногайцев был род «къумукъ», закономерно связываемый с кумыками.

С начала XVII века политика Малых Ногаев в Предкав­казье сильно активизировалась. Военная мощь этой части Ор­ды пугала местные силы, которые обращались за помощью друг к другу и к Русскому государству, проводившему, однако, весь­ма гибкую политику в этом вопросе. А гибкость была тем необ­ходимее, чем больше понимала русская администрация на Те­реке, что у ногайцев есть исторические союзники среди населе­ния Кавказа. В числе их были и кумыки — тюркоязычные кавказцы, в происхождении которых роль кипчаков была велика.

И вот, когда в 1619 году кабардинские князья затевают грандиозный по замыслу поход на «нагайских людей», привле­кая к нему в качестве союзников всех соседей, странно видеть в этом списке и «кумыкских людей», изъявивших якобы согла­сие на совместные действия. Но это, как оказывается, всего лишь тактическая уловка. Вместо похода на ногайцев кумык­ский князь Султан-Махмуд Эндерийский, усыпив своими заве­рениями давних кабардинских соперников, вторгся на берега Сунжи и увел оттуда (из «Черкас») борганов — ослабевшее тюрко-язычное колено, находившееся в зависимости от кабар­динских князей, и поселил их в своих владениях. Но из источ­ников вовсе не следует, что борганы сопротивлялись такому по­вороту в своей судьбе…

Такой видится сегодня разгадка исторического феномена Борга-Каш. Конечно, многое из изложенного все еще звучит предположительно. Но толкование мавзолея в связи с предысто­рией ногайцев, которая все еще так слабо изучена, обогащает наши знания о прошлом небольшого ныне северокавказского на­рода, о взаимоотношениях ногайцев и их предков с другими оби­тателями края. Ведь Северный Кавказ — это страна с редкой глу­биной и прочностью переплетения судеб всех ее обитателей.

http://ghalghay.com/2009/11/27/загадка-мавзолея-борга-каш/

0


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » ДНК-Проект » Гаплогруппа- L3