쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » История Кавказа » Археологические находки Кавказа


Археологические находки Кавказа

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

http://sg.uploads.ru/t/03cTs.png
https://www.google.ru/maps/@45.4212216, … a=!3m1!1e3

Строительство энергомоста в Крым пришлось временно прекратить из-за того, что на глубине 6 м в окрестностях поселка Ильич на Тамани была обнаружена уникальная находка.

Раскопанный комплекс по сбору питьевой воды археологи Восточно-Боспорской экспедиции Института РАН считают древнейшим на территории России. Более того, ученые не исключают: это сооружение может стать неоспоримым доказательством того, что на Кубани далекие предки владели искусством строительства гидротехнических сооружений задолго до древних греков, передает «Российская газета».
По предварительным данным, находка относится к VII–VIII векам до н. э., и исследователи полагают: не исключено, что это дело рук догреческого населения или даже неизвестной науке цивилизации.
Когда археологи раскопали комплекс, то он оказался в хорошем состоянии: система была заполнена водой, как и многие тысячелетия назад. Пробы содержимого водохранилища были отправлены на исследование в лабораторию санкт-петербургского Института истории и материальной культуры РАН.
Комплекс представляет собой несколько сообщающихся каменных резервуаров. Камни, из которых они выстроены, были высотой по 2 м. Из-за перепадов температур, характерных для Таманского полуострова, на камнях скапливался конденсат. В главной емкости жидкость накапливалась, отстаивалась, после чего через щели попадала в три связанных с ним резервуара. Вода проходила через своего рода каменный фильтр. По словам начальника Восточно-Боспорской экспедиции Института РАН Николая Сударева, этого было достаточно, чтобы обеспечить потребности целого поселения.
«Если говорить о древних водохранилищах, то не так легко определить, какой этнос их мог строить, — пояснил кандидат исторических наук, сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры государственного Кубанского казачьего хора Игорь Васильев. — Мастерами могли быть и первые в Тамани греческие поселенцы, и племена синдов».
По данным ученых, синды обитали на Таманском полуострове и впервые упомянуты в VI веке до н. э. Этническая принадлежность этого племени до сих пор вызывает споры. Одни считают их индоевропейцами, другие — далекими предками адыгов, частью меотов.

http://www.moya-planeta.ru/news/view/pr … cii_19370/

Введу того что с пор строительство моста запустили вновь дальнейшая судьба объекта неизвестна 192.168

0

2

В Краснодарском крае нашли плиту с надписью персидского царя

https://nplus1.ru/images/2016/08/06/cdfbda67639a63cf822f09b3d71210d9.jpg
Дарий I
Национальный музей Ирана / Wikimedia Commons

Во время раскопок древнегреческой колонии Фанагории в Краснодарском крае археологи нашли фрагмент мраморной плиты с надписью, высеченной от лица персидского царя Дария I (правил в 522-486 годах до нашей эры). О находке сообщает пресс-релиз на сайте фанагорийской экспедиции. Раскопки проводят специалисты из Института археологии РАН.

Плита была найдена при раскопках фанагорийского акрополя, в слое, предварительно датированном V веком до нашей эры. По оценкам ученых, на фрагменте стелы сохранилось 10-15 процентов первоначальной надписи. Несмотря на это ученым удалось расшифровать части текста, которые указывают на то, что надпись была сделана от имени царя Дария I. Текст был написан древнеперсидской клинописью, которая, как считают современные ученые, была изобретена около 520 года до нашей эры специално для персидских царей, в первую очередь Дария I.

Одно из слов текста ученые прочитали как топоним «Милет». Это была крупнейшая древнегреческая колония в Ионии (территория современной Турции). В 499 году до нашей эры правитель Милета поднял восстание против власти персов. Несмотря на первоначальные успехи восставших и присоединение к восстанию других греческих городов из Ионии, балканской Греции и Кипра, через несколько лет восстание было подавлено. Милет был захвачен и разграблен, большая часть жителей перебита, а оставшихся переселили на берега Персидского залива.

Археологи предполагают, что после победы над Милетом царь Дарий приказал воздвигнуть в разрушенном городе стелу в честь победы. Позднее фрагмент плиты попал в Фанагорию, возможно, как балласт на одном из кораблей. На Таманском полуострове нет своего строительного камня, поэтому он доставлялся сюда по морю из других мест.

Помимо мраморной плиты археологи обнаружили здания, построенные из сырцового кирпича. По мнению исследователей, это могли быть городские укрепления. Здания с толстыми стенами находились на краю холма и были расположены в шахматном порядке друг по отношению к другу. По предварительным оценкам ученых, они были построены не позже конца VI века до нашей эры и разрушены до середины V века до нашей эры. Возможно, это были первые, древнейшие укрепления города.

https://nplus1.ru/images/2016/08/06/e4edbda022676997b71632b1d2cc7cf8.jpg
Остатки древних укреплений Фанагории
phanagoria.info

Фанагория находилась на берегу Керченского пролива на Таманском полуострове. Колония была основана в 543 году до нашей эры выходцами из Малой Азии, которые были вынуждены бежать из родных мест во время нашествия персидских войск. В V веке до нашей эры город процветал за счет торговли со скифами и племенами синдов. В начале IV века до нашей эры Фанагория вошла в состав Боспорского царства и стала в нем вторым по значимости городом. Позднее город входил в состав Византийской империи, затем — в состав Хазарского каганата.

Дарий I был одним из могущественных царей, создавших древнеперсидскую империю. Он завоевал северо-западную часть Индии, греческие острова в Эгейском море и часть материковой Греции. Несмотря на многочисленные завоевательные походы и подавление восстаний в разных частях империи, Дарий считался мудрым и справедливым правителем, его уважали даже враги. Царь приказал высечь грандиозную Бехистунскую надпись, рассказывающую о событиях, предшествующих началу его правления. С Бехистунской надписи началась дешифровка клинописного письма многих древних народов.

Екатерина Русакова

https://nplus1.ru/news/2016/08/06/Phanagoria-Darius

0

3

В Кабарде археологи откопали сенсационные находки

http://onkavkaz.com/upload/000/u81/000/f6583f77.jpg

Здесь третий год подряд работает археологическая экспедиция Государственного исторического музея, которую возглавляет научный сотрудник музея Анна Кадиева. О ходе раскопок на своей страничке в соцсетях пишет известный ученый-краевед, главный редактор журнала "Эльбрус" Виктор Котляров.

«Проделанное москвичами за три недели впечатляет. В огромной яме где-то примерно 5х5 метров сразу несколько захоронений, причем одно над другим. Самое раннее, относящееся к кобанской культуре, датируется VIII-м веком до нашей эры, а последнее – сарматское – III-м веком нашей эры. Напомню, что мы говорим только о данном раскопе. В целом же захоронения в некрополе продолжались и значительно позднее, а всего на протяжении более чем двух тысяч лет. Местное население называет данный могильник «Кладбищем нартов», хотя захоронения в этом месте не осуществляются уже несколько столетий.

Москвичи сделали немало интересных открытий и найденные два черепа длинноголовых вовсе не главные из них. Например, в данном раскопе обнаружены останки девушки с украшениями, которые можно назвать набором невесты. Бронзовые вещи, покрытые патиной, лежат вокруг черепа так, как и 2800 лет назад. Кстати, одно из них было переделано из боевого наконечника».

Еще одну находку археологи назвали сенсационной — это скелет малыша, судя по всему похороненного в люльке. Вернее, не сам скелет, а лежащий в нем предмет, который по современному мы бы назвали мочеприемник.

«Это всем местным народам известная кость с отверстием, вставлявшаяся в люльку; кость, которую кабардинцы называют цIибэ, а балкарцы – базук», - поясняет Виктор Котляров в своем посте.

Анна Кадиева утверждает, что находка эта сенсационна. Получается, что уже 2800 лет назад данная предшественница памперсов была известна проживающим на этой территории племенам.

http://onkavkaz.com/blogs/1162-v-kabard … mment_3917

0

4

Курган загадочной цивилизации В Ессентуках начались раскопки кургана эпохи ранней бронзы. Ученые полагают, что ему около шести тысяч лет и исследовать его пока рано. Но придется

http://sh.uploads.ru/t/xYOzc.png

В Великобритании из-за дефицита археологов задерживается строительство новых объектов — ученые не успевают делать свои заключения, без которых нельзя получить разрешение на стройку. На Ставрополье все наоборот — массовое строительство вынуждает археологов срочно исследовать древние памятники, пока есть еще что исследовать.

Кладбище майкопской культуры

Курган на северной окраине Ессентуков, где недавно начались раскопки, представляет собой рукотворный холм высотой 7 метров и диаметром около 80, из которых сохранилось примерно 50 метров.

— Он возник в эпоху ранней бронзы, ориентировочно в начале IV тысячелетия до нашей эры. Заложили курган представители майкопской культуры, но позднее он использовался в качестве кладбища и другими племенами, которые здесь жили, — говорит Алексей Калмыков, начальник Кавминводской археологической экспедиции, главный научный сотрудник ООО "Наследие". — "Майкопской" культура называется по месту, где были обнаружены первые подобные памятники, предметы, способы захоронения. Как эти люди называли себя сами, мы не знаем, потому что письменных источников нет. Принято считать, что они пришли на территорию Северного Кавказа из Закавказья, куда в свою очередь попали из Междуречья.

http://s5.uploads.ru/t/WyUrt.png
Алексей Калмыков

Для местных, а в начале IV тысячелетия здесь жили лишь скотоводческие племена, эти пришельцы были сродни инопланетянам, говорит ученый. Во-первых, они принесли c cобой земледелие, которого здесь прежде не знали. Отсюда — большее разнообразие продуктов, более высокий уровень жизни и, как следствие, более глубокое расслоение общества.

—  У них были великолепные орудия труда: мотыги, бронзовые топоры; отличная посуда: керамическая, бронзовая, серебряная, золотая, — продолжает Алексей Калмыков. — Кроме того, они делали керамическую посуду с помощью гончарного круга! — Невиданного тогда агрегата. Когда майкопские племена ушли отсюда, с ними исчез и гончарный круг. Он появился на Кавказе вновь только через несколько тысяч лет. Майкопские племена — это был такой всплеск в развитии! А когда они пропали, вместе с ними пропали и все эти плоды цивилизации. Возможно, климатические условия не позволили им здесь оставаться. Климат ведь менялся всегда. Нынешнее глобальное потепление — не первое в истории; потеплений и засух только за те времена, которые мы можем проследить, было огромное количество.

http://s2.uploads.ru/t/op6Ot.png

Археологи надеются, что раскопки кургана помогут выяснить, куда и почему ушли с Северного Кавказа племена майкопской культуры. В последнее время у ученых появились новые интересные методики изучения древних находок, в частности костей. Их генетический материал в сравнении с материалом других народов может открыть схожие черты и проследить происхождение древних земледельцев. Поэтому археологи очень бережно, слой за слоем разбирают курган.

Разрушить, чтобы спасти

— Копать будем долго, несколько месяцев. Там очень много каменных конструкций, их нужно разгребать руками, это большой труд. Почему в зиму? Так получилось из-за денежных вопросов. Раскопки — дело дорогое: дом снять для специалистов, аренда транспорта и другой техники, день работы бульдозера стоит 15−17 тысяч. Как нашли инвестора, так и копаем. Пока погода позволяет. Если температура опустится до минус пяти и ниже, законсервируем раскоп, продолжим весной, — говорит начальник экспедиции.

http://s6.uploads.ru/t/89oQZ.png

По его словам, когда начались раскопки, к археологам стали подходить местные жители. И рассказывать о своих находках: кто-то, когда рыл котлован под фундамент, нашел человеческие кости, кто-то — наконечники стрел, а кто-то — бронзовый меч. Кто-то нашел, а наука — потеряла.

— К сожалению, последние годы вокруг кургана велась застройка, хотя он стоит на учете управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия и должен иметь охранную зону 25 метров, — объясняет Алексей Калмыков. — У нас интересных курганов много, но не все, к сожалению, находятся на учете, поэтому многие из них уже потеряны для нас. Но этот в связи со своими выдающимися размерами и местоположением стал памятником не регионального значения, а федерального. То есть Российская Федерация признала, что он достоин быть памятником всероссийского значения. Но, увы, законы по охране памятников соблюдают не всегда хорошо. Когда в Ессентуках начался отвод земель под жилую застройку, власти города должны были сделать согласование с рядом организаций, в том числе и с краевым управлением по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, но по какой-то причине не сделали. И начали нарезать участки. Памятник со всех сторон был окружен, срезан. Последние дома построены уже буквально на кургане. Попутно были разрушены еще несколько курганов. Управление писало письма, все безрезультатно. К счастью, нынешняя администрация нашла возможность взяться за решение проблемы, организовать раскопки.

http://s6.uploads.ru/t/fN3g5.png

Курган раскрутят, как киноленту реверсом, — слой за слоем все ниже и ниже. Все интересное соберут, опишут, возьмут на анализ, чтобы понять, что ели, чем болели, как трудились и куда ушли древние племена. Раскопки — только вершина айсберга, дальше пойдет работа в кабинетах. Но сам могильник после раскопок разрушится. Современные методы работы археологов не позволяют сохранить его. Именно поэтому ученые полагают, что лучше было бы не трогать его, а оставить до лучших времен, для будущих поколений. Ведь наука развивается семимильными шагами, возможно, вскоре появятся методики, которые, к примеру, позволят еще до раскопок «просветить» холм насквозь, чтобы понять, где копать и как сохранить найденные конструкции. Но в данном случае раскопки — единственный шанс спасти находящиеся в кургане древние артефакты и получить ценную информацию о древних народах, живших когда-то на этой земле. Наталия Мхоян

Подробно на сайте Это Кавказ:
https://etokavkaz.ru/nauchnyi-podkhod/k … vilizatcii

0

5

Между скифами и сарматами

Экспедиция Эрмитажа приехала в Кабардино-Балкарию к древнему могильнику, который больше не мог ждать

https://cdn2.etokavkaz.ru/width/800_2289c446/etokavkaz/c/f/cfc14cc3494ffdeca71c5662321a70691e844931.jpg

В августе этого года Северо-Кавказская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа начала раскопки могильника в селении Верхний Куркужин в Кабардино-Балкарии. В полевых работах помогали местные жители и студенты. О первых итогах исследований, состоянии археологической науки на Кавказе и деятельности «черных копателей» рассказывает руководитель экспедиции Юлия Марченко.

Могильник в огороде

https://cdn1.etokavkaz.ru/width/800_2289c446/etokavkaz/4/0/40acfa359e72142037d25118414fe29692e67efd.jpg

— Принято думать, что музей — это тихая кабинетная работа. И вдруг раскопки в Кабардино-Балкарии…

— Мало кто помнит, но Государственный Эрмитаж работал здесь с 30-х годов. Борис Борисович Пиотровский, который впоследствии много лет возглавлял Эрмитаж, приезжал сюда в составе Северо-Кавказской археологической экспедиции еще совсем молодым человеком. Работали они очень много, проводили раскопки в Нальчике, на той территории, где сейчас разбит парк и находится здание администрации — это была большая курганная группа с курганами разного времени. На территории Долинска было обнаружено ставшее очень известным поселение, которому сейчас аналогов нет. Так что Эрмитаж издавна традиционно занимался раскопками в Кабардино-Балкарии, просто был большой перерыв. Но вот сейчас мы надеемся, что все возобновится.

— Чем вас привлек именно этот могильник?

— Мы назвали его Верхнекуркужинский кобанский грунтовый могильник, он относится к кобанской культуре. Сейчас у нас здесь два раскопа — один скифского времени, второй сарматского. Самые ранние найденные вещи относятся к VII веку до нашей эры, а самые поздние я бы предварительно отнесла к III веку до нашей эры. То есть у нас есть возможность проследить эволюцию погребального обряда на протяжении этих веков и изменение самих вещей, типологию. Местные жители давно обнаружили захоронения, они встречаются в огородах, мы же узнали о них только в прошлом году. Подобных памятников на Северном Кавказе довольно много, наш выбор был обусловлен тем, что в Верхнем Куркужине они разрушались. Я вообще считаю, что мы сейчас должны раскапывать только те памятники, которые не могут ждать. Все остальное еще какое-то время может оставаться нетронутым. В нашем случае откладывать было нельзя: захоронения в каменных ящиках обнажились из-за оползней в двух обрывах.

Заповедная Верхняя Балкария

— Что вам удалось найти? И где будут храниться находки?

— Помимо костей, которые не очень хорошо сохранились, мы нашли бусины из янтаря, сердолика, гагата, стекла. Нашли бронзовые бубенчики, цепь, подвеска в виде головы медведя, наконечники копий, нож с выгнутой спинкой кавказского типа, корчаги — так называют большие керамические сосуды. Вопрос о том, где будут храниться артефакты, пока открыт. Мы не можем просто раскопать, забрать вещи и уехать, увезти их в неизвестном направлении, как многие думают. Есть методика, отходить от которой мы не имеем права. Но дело в том, что в Национальном музее Кабардино-Балкарской Республики нет соответствующих условий ни для хранения, ни для реставрации большей части этих находок.

https://cdn1.etokavkaz.ru/width/1000_d6dd37db/etokavkaz/1/0/108b7c420666f90e4ccf8e048f48d026daec31c9.jpg

https://cdn1.etokavkaz.ru/width/1000_d6dd37db/etokavkaz/5/5/554f23c6ac3b0ae72eddfe6b10e91e1ce0813b83.jpg

https://cdn4.etokavkaz.ru/width/1000_d6dd37db/etokavkaz/b/6/b6a434af2b5d54f700237c032506c161da1586f1.jpg

https://cdn1.etokavkaz.ru/width/1000_d6dd37db/etokavkaz/7/2/72ac5a4ea85fe2f3039a1c467acea17ac8772a62.jpg

https://cdn2.etokavkaz.ru/width/1000_d6dd37db/etokavkaz/d/5/d5183d8dee4d8e25068588479c28abf30efbf0c1.jpg

— Если основываться на ваших находках, что можно сказать о людях, которые здесь жили?

— Про кобанскую культуру известно очень многое. Она принадлежит оседлым племенам, они занимались разведением скота, земледелием. Янтарь позволяет предположить торговые связи с Балтийским регионом… Вы знаете, мы исследуем не только то, как люди жили до нас, но и чем они отличались от современных жителей Северного Кавказа. Потому что на самом деле местами эта грань с продолжением традиций почти не видна. Например, мы были в Верхней Балкарии и видели, что поселения, которые существовали раньше, и те, что есть сейчас, мало чем отличаются с точки зрения археолога. То есть жизнь человека на Кавказе в некоторых районах с течением времени изменилась несущественно. Переплетение археологии, этнографии — это все очень интересно. И у нас в экспедиции работают специалисты разных направлений.

— Ваша работа в этом сезоне закончена. Довольны результатами?

—  Мы успели сделать довольно много небольшими силами. Прояснились детали, размер могильника. Он внушительный, мы предполагаем, что здесь 3−4 тысячи квадратных метров. То, что мы сейчас исследуем, — это только верхушка айсберга. Можно сказать, что мы даже перевыполнили намеченные задачи. Теперь пора переходить к следующему этапу — обрабатывать материалы, готовить отчет, думать о реставрации находок. Очень много фотографий, бумажной работы, нужно писать и публиковать статьи, чтобы археологи, работающие на Северном Кавказе, видели, что появился новый памятник, очень интересный. Через год мы планируем вернуться и продолжить работы.

Наперегонки с «черными копателями»

— Ваш могильник не пострадал от «черных копателей»? Про них сейчас много говорят в республике. — Мы видим, что были какие-то попытки покопать эти погребения. Скорее всего, искали золото, не нашли и на этом остановились, интерес пропал. На Северном Кавказе до недавнего времени таких тенденций не было — всем было ясно, что могилы предков трогать нельзя. Это с молоком матери передавалось. Хотелось бы, чтобы об этом не забывали. Потому что золота здесь нет, и мало того, что разрушаются могилы людей, еще и утрачивается часть истории. Если не будет археологии, не будет учебников по древней истории Северного Кавказа.

https://cdn1.etokavkaz.ru/width/800_2289c446/etokavkaz/8/a/8a100979c43eacc120c49fb0d879ba1814bfc399.jpg

— То есть тема «черных копателей» на Кавказе стала актуальной именно сейчас? — Она всегда была актуальна. Первые грабители появились в то же время, когда делались захоронения. Ничего в этом фантастического нет. Просто в местах, где бездействуют органы правопорядка и администрация и где не прививают культуру, это приобретает небывалый размах.

— Вы видели, что происходит в Урвани?

— Бывала там и видела колодец, вырытый «черными копателями», в нем обустроен чуть ли не лифт, чтобы было удобно спускаться. На примере Урванского кургана видно, насколько плохо обстоят дела с охраной памятников археологии в республике. Мы ездили и к московским коллегам, которые ведут раскопки в селении Заюково в Баксанском ущелье, сравнивали материалы. Там также имеются захоронения VII века до нашей эры, есть аланские погребения, скальный могильник, совершенно зря названный пещерным монастырем в каких-то сенсационных передачах. К счастью, сейчас появились люди, которые занимаются надзором, поэтому свежих грабительских ям нет. Будем надеяться, что так и будет дальше, потому что происходившее там ужасно. Мы следили за разграблением этого памятника из Петербурга и очень переживали. Ведь «черные копатели» никогда не исследуют памятники. Их задача — взять ценные вещи. Где их взять, они тоже не всегда понимают, поэтому после них археологический комплекс остается серьезно нарушенным. Для археолога остается курган, насыпь кургана, особенности погребального обряда, те вещи, на которые копатель внимание обратить не может и не хочет. Но мы не должны работать наперегонки с «черными копателями».

— Об Урвани говорят даже как о «третьем очаге мировой цивилизации» на Кавказе. Что вы думаете об этом?

— Я всегда говорю, что необязательно придумывать инопланетян, длинноголовых людей, пирамиды и все остальное, потому что в археологии Северного Кавказа есть интересные вещи, которыми можно гордиться, ничего не выдумывая. И в Кабардино-Балкарии есть, чем привлечь внимание, есть реальные памятники истории, очень интересные, они действительно имеют отношение к древним жителям Кавказа.

Распалась связь времен

— Как вас встретили в Кабардино-Балкарии? — Очень тепло. В принципе, во всех экспедициях, в которых я работала ранее, у нас складывались хорошие отношения с местными жителями. Но гостеприимство здесь удивляет и поражает. Когда мы только приехали, было очень жарко. Жители соседних домов постоянно приносили нам яблоки, груши, воду со льдом, нам сделали навес, чтобы мы могли отдыхать. Им было непонятно, как можно работать в такую жару, тем более что мы жители северного города. Мы не устаем благодарить за такое отношение.

https://cdn4.etokavkaz.ru/width/800_2289c446/etokavkaz/d/4/d4a6bf64402d9ff45f723fc2eba45aa3326fb984.jpg

— Вы привлекли к раскопкам студентов КБГУ. Это упростило или усложнило работу?

— Студенты нам очень помогли. Они у нас учатся, а мы с радостью их учим, потому что это важно для обеих сторон. С нами постоянно работали две группы студентов по десять человек. И еще многие приезжали из университета «в гости», то есть к работе приобщилось гораздо больше людей, чем было официальных практикантов. Мы заключили договор с Кабардино-Балкарским государственным университетом в надежде, что сможем заинтересовать ребят. Можно сказать, это решение назрело — идея о сотрудничестве возникла и у нас, и у университета. Мы готовы приезжать, читать лекции. К счастью, руководство республики и вуза понимает, что это очень важно.

— Как обстоят дела с подготовкой археологов в Кабардино-Балкарии?

— Не только здесь, но и в ряде других республик Северного Кавказа в науке произошел разрыв между поколениями ученых. Старшие археологи ушли, их уже нет, а молодежь им на смену не пришла. Научные раскопки здесь почти не проводятся, хотя памятников археологии очень много. Сейчас на территории Кабардино-Балкарии работают две научные экспедиции: одна Государственного Эрмитажа, другая, в Заюково, — Исторического музея. Это крайне мало. И мы работаем в одном районе — Баксанском. Есть еще много памятников в других районах, республика очень богата в этом отношении. Много было сделано нашими предшественниками, археологами Кабардино-Балкарии, Петербурга — на тот момент Ленинграда, Москвы. И не все эти материалы введены в научный оборот, предстоит еще очень много и полевой, и кабинетной работы.

Выбрала Кавказ

— Как вы стали археологом

— с детства мечтали или случайно вышло? — Нет, с детства я не мечтала стать археологом. У меня были одноклассники, которые мечтали, я даже не очень их понимала. Я не совсем осознанно поступала на исторический факультет. То есть мне было понятно, что я гуманитарий, конкретный факультет не играл роли. Родители очень хотели, чтобы я поступала на исторический. А в Санкт-Петербургском государственном университете специализация идет с первого курса, поэтому, когда я пришла подавать документы, нужно было сразу указать кафедру. Прочитав список кафедр, я поняла, что хочу на археологию. То есть вот так случайно оказалась на кафедре, а потом выяснилось, что я не просто не жалею, а не мыслю какого-то другого развития событий.

— Если бы у вас была возможность поехать на любые раскопки в мире, какую страну вы бы выбрали?

— Я бы остановилась на Кабардино-Балкарии. И я уже остановилась на Кабардино-Балкарии. У нас у всех есть специализация. Кафедра археологии нашего университета отличается тем, что с первого курса мы выбираем территорию, которой хотим заниматься, и все эти годы занимаемся одной темой. Нам тут помогали ребята, занимающиеся Древней Грецией и Римом, они приехали с раскопок античной колонии в Керчи. Я же с первого курса занималась археологией Кавказа. Это был мой выбор, и я ему рада.

https://cdn3.etokavkaz.ru/width/800_2289c446/etokavkaz/c/1/c18dd1af03ff91f4df4b5c5d4bfdcfcbdcad73b9.jpg
Дарья Шомахова

Подробно на сайте Это Кавказ:
https://etokavkaz.ru/nauchnyi-podkhod/m … -sarmatami

0

6

Подземная колесница

Рима еще нет, Египет в упадке, Шумер доживает последние дни, а на Кавказе в это время хоронят человека и кладут в могилу колесницу. Через 4000 лет она станет «книгой», по которой будут изучать эпоху

30 сентября, 2016

http://s5.uploads.ru/t/Z6mQx.jpg

Археологи нашли колесницу в кургане неподалеку от поселка Горный, это в Петровском районе Ставрополья. Могила относится к эпохе средней бронзы и датируется рубежом III—II тысячелетий до нашей эры. — В курганах Ставропольского края порой находят ритуальные захоронения с колесницами. Но это, в отличие от большинства подобных, не было разграблено, — говорит Владимир Руденко, старший научный сотрудник НИИ археологии и древней истории Северного Кавказа. Это он на фотографии очищает от земли предметы, лежащие на колеснице. — Повозка отлично сохранилась, а такое случается крайне редко. С ее помощью мы надеемся понять, как представители катакомбной культуры, которые жили на этой территории, конструировали колесницы.

http://s9.uploads.ru/t/fk76h.jpg

Поразительно, что повозка, мирно лежавшая в могиле и благодаря этому пережившая десятки династий египетских фараонов, начало и конец Древней Греции и Древнего Рима, бесконечные войны и переселения народов, была сделана из дерева — казалось бы, недолговечного материала. Однако это удивляет обывателя, но не ученых. Конечно, за четыре тысячи лет древесина успела разложиться, но захоронение удачно законсервировалась в почве, в безвоздушной среде. Правда, под давлением верхнего слоя почвы повозка несколько деформировалась.

http://s4.uploads.ru/t/u7GOo.jpg

Частички древесины ученые отправят на радиоуглеродный анализ, чтобы узнать точный возраст колесницы. По словам Владимира Руденко, реставрацию повозки проведут в лабораторных условиях — некоторые части получится восстановить, другие придется заменить. Вместе с человеком захоронили не только колесницу, но и амулеты, ритуальную посуду, бронзовый нож, орудия для выделки шкур. Это было в традиции катакомбной культуры — хоронить умершего вместе с вещами, которые сопровождали его в жизни.

http://s8.uploads.ru/t/XnVI9.jpg

Катакомбная культура названа так из-за практикуемых ее носителями захоронений в подкурганных катакомбах. Эти люди жили в эпоху ранней бронзы во втором тысячелетии до нашей эры на территории от Северного Причерноморья до Нижнего Поволжья. Занимались земледелием и скотоводством, овладели металлургией меди и бронзы, имели торговые отношения с Египтом, Ираном, Передней Азией.

Конкретно это захоронение относится к одному из вариантов катакомбной культуры, для которого характерны могилы в форме распахнутых крыльев бабочки, — это позволяло расположить рядом с умершим все, что понадобится ему в загробной жизни.

http://s5.uploads.ru/t/UdnSp.jpg

Колесницы были обычным транспортным средством для носителей этой культуры. По всей видимости, обнаруженная учеными повозка не была специально предназначена для ритуальных целей — при жизни хозяина на ней ездили. Сам хозяин, похоже, был не рядовым членом общества и имел высокий статус, раз его похоронили в кургане, да еще с колесницей. Позже, в эпоху средней бронзы, погребальный ритуал изменился и хоронили уже без транспортных средств.

Кроме могилы с колесницей, археологи нашли в кургане еще одиннадцать захоронений. Курган использовали как могильник долгих три с половиной тысячи лет, в эпоху ранней и средней бронзы. Приходившие сюда племена пользовались насыпью и хоронили здесь почившую знать.

http://sd.uploads.ru/t/Qn2t3.jpg

Самому древнему захоронению — пять с половиной тысяч лет, оно относится к эпохе ранней бронзы и принадлежит майкопской культуре. Эта культура берет начало в Месопотамии — на территории современной Турции, Ирана и Сирии. Она была очень технологичной, и технологии с Ближнего Востока пришли на Северный Кавказ — например, гончарный круг, на котором сделана найденная здесь посуда. Позднее эта технология была утрачена, и для эпохи средней бронзы типична лепная посуда — изготовленная вручную, без использования круга. Но это уже совсем другая история.

Екатерина Филиппович, Руслан Салахбеков

https://etokavkaz.ru/istoriya/podzemnaya-kolesnitca

0

7

Дигорские Помпеи
Промышленные центры растут на Кавказе как грибы. Но, оказывается, первый кластер появился здесь еще до нашей эры. Макет древнего «Города мастеров» презентовали во Владикавказе
7 сентября, 2016

Макет древнего кобанского поселения Сауар V—IV веков до нашей эры презентовали в выставочном центре владикавказского металлургического завода «Электроцинк». Копия уникального поселка ремесленников, выполненная в масштабе 1 к 50, станет частью постоянной экспозиции музея металла «Электроцинка», посвященной истории металлургии Древнего мира и Средних веков. Ученые утверждают, что до сих пор ничего подобного не было представлено ни в одном музее России.

Город мастеров

Древний «Город мастеров», как его называют ученые, почти 30 лет назад обнаружили в Дигорском ущелье члены Северо-Кавказской археологической экспедиции под руководством заведующего сектором отдела археологических памятников Государственного исторического музея Александра Мошинского. С 80-х годов он с коллегами ищет на Северном Кавказе следы кобанской культуры, и Сауар стал первой крупной находкой за три десятилетия.

https://cdn2.etokavkaz.ru/width/800_2289c446/etokavkaz/2/d/2da76dd49aee764c60c33b8107629c77ba2a43e5.jpg
Генеральный директор ОАО «Электроцинк», спонсор археологических экспедиций Игорь Ходыко (слева) и руководитель Северо-Кавказской археологической экспедиции, заведующий сектором отдела археологических памятников Государственного исторического музея Москвы Александр Мошинский (в центре)

— Нашли мы это поселение в 1987 году и в 1988 году начали его раскапывать. Получается, что мы там работаем уже 28 лет. Поселение абсолютно уникальное не только для России. В Европе, конечно, есть производственные кварталы в больших городах, но такого мощнейшего производственного поселка, наверное, нет нигде. Подобными раскопками в горах Северной Осетии никто не занимается. Только в Даргавсе работает экспедиция, копают катакомбы, — рассказал Мошинский порталу «Это Кавказ». — Населяли Сауар представители кобанской культуры. Скорее всего, потом они стали одной из частей при формировании аланских племен. Никто их в горах вырезать не мог, сами они никуда не убежали, не умерли, поэтому затем, вероятно, они перемешались с сарматами.

Кобанская культура получила свое название в XIX веке от открытого в селе Верхний Кобан в Пригородном районе Северной Осетии первого могильника древних поселенцев. До наших времен находка не сохранилась, она была полностью разграблена. Позже ученые нашли еще несколько могильников, десятки тысяч предметов из которых хранятся в музеях Европы. Говоря о кобанской культуре, ученые имеют в виду культуру древних жителей земель, раскинувшихся по обе стороны Кавказского хребта — от реки Кубань до территорий современного Дагестана, Абхазии и Грузии. К кобанской культуре относят историю этих мест с XIII по III век до нашей эры.


Сейчас Сауар назвали бы промышленным центром. Археологам за несколько десятилетий удалось раскопать только 800 квадратных метров из полутора гектаров всей площади древнего поселения, а они уже нашли десять гончарных, семь металлургических мастерских и несколько культовых центров. — Мы разбираем слой ножами, фиксируем каждую мелочь. Плотность невероятная. И все это — V—IV века до нашей эры. Довольно узкий период, в течение которого работал вот такой производственный мощный центр. В могильнике мы нашли кольца и украшения, причем очевидно, что к IV веку поселение богатеет. Очень много импортной продукции и из Закавказья, и из степи. Жители поселка работали не на себя: они свою продукцию реализовали во всем ущелье, — поясняет Мошинский.

— Мы разбираем слой ножами, фиксируем каждую мелочь. Плотность невероятная. И все это — V—IV века до нашей эры. Довольно узкий период, в течение которого работал вот такой производственный мощный центр. В могильнике мы нашли кольца и украшения, причем очевидно, что к IV веку поселение богатеет. Очень много импортной продукции и из Закавказья, и из степи. Жители поселка работали не на себя: они свою продукцию реализовали во всем ущелье, — поясняет Мошинский.

Гончары, торговцы, колдуны

По словам эксперта, один гончар в те времена обеспечивал керамикой примерно три села. Если учитывать, что в Сауаре ученые нашли десять гончарных мастерских, то очевидно, что местные жители продавали свою продукцию.

В мастерских делали бронзовые и железные изделия: культовые предметы, мечи, наконечники копий и стрел, колчанные крюки, ножи, булавки и браслеты. Археологи Государственного исторического музея дошли до основного слоя V века до нашей эры.


— Скорее всего, за скот, а уже его могли перегонять и в Закавказье, и степным племенам, и куда угодно и получать за это бусы, украшения, одежду, оружие, хотя много оружия они делали и сами, естественно. Свои горшки они, предполагается, продавали соседям, а потом покупали то, что им нужно. Буквально тысячами мы находили стеклянные бусы, которые, безусловно, шли из Закавказья. Есть и скифская бронза, закавказские ювелирные изделия. Они торговали и культовыми предметами, потому что мы нашли каменные литейные формы для отливки культовых штампов. А каменная форма подразумевает многоразовую отливку. У них покупали культовые изделия и относились к мастерам как к своего рода колдунам, потому что кузнец всегда ассоциировался с разными оккультными вещами.


Уникальность в квадрате

Представленный в музее «Электроцинка» макет, по словам Мошинского, тоже уникален. Чаще всего, говорит он, в музеях можно встретить копии отдельных зданий: крепостей, жилищ или кузниц.

— Макетов вот такого производственного поселка, думаю, в России не существует. Я знаю, что в Историческом музее есть макеты древнерусских крепостей, но делали их достаточно давно, еще в 50-е годы.

Над макетом Сауара работали больше года. Коллеги Мошинского под руководством заведующего отделом архитектурно-художественных решений Национального музея Северной Осетии Виктора Кунавича подготовили специальную 3D-реконструкцию поселка, с ее помощью создавалась копия Сауара.

— Реконструкцию делал очень хороший специалист, профессиональный архитектор, много лет работавший у меня в экспедиции и чертивший эти самые гончарные и металлургические мастерские, — добавил Мошинский.

https://cdn3.etokavkaz.ru/width/1000_d6dd37db/etokavkaz/e/3/e3deb23475f934506acc1371049bc67395807431.jpg
Макет раскопанной археологами части древнего города
https://cdn2.etokavkaz.ru/width/1000_d6dd37db/etokavkaz/3/6/36f9c524397db1008ef50d79bb7a254e56b593bb.jpg
План раскопанной части города
https://cdn4.etokavkaz.ru/width/1000_d6dd37db/etokavkaz/c/7/c79cbc2c1fdd6bd70fac633ffc6989949891822a.jpg
На переднем плане — гончарная мастерская
https://cdn1.etokavkaz.ru/width/1000_d6dd37db/etokavkaz/b/9/b96990bae572adfab3c4a1bf5af12a4de7d2792f.jpg
Металлургическая мастерская. В правом верхнем углу — гончарная мастерская
https://cdn4.etokavkaz.ru/width/1000_d6dd37db/etokavkaz/8/9/896c42006faf6fb1a7d24edaeee8740fe557f648.jpg
В центре — гончарная мастерская, внизу справа — культовый комплекс. Вверху слева направо: металлургическая мастерская, гончарная мастерская, мастерская углежога, гончарная мастерская, металлургическая мастерская
https://cdn3.etokavkaz.ru/width/1000_d6dd37db/etokavkaz/3/d/3da3dc0167f47884bb21f1573da19ecf023a34ab.jpg
Сыродутный горн с мехами
https://cdn3.etokavkaz.ru/width/1000_d6dd37db/etokavkaz/e/f/efeefca199ea052c27bb0c6edc924cc1fca1979a.jpg
Мастерская углежога

По задумке авторов проекта, макет древнего кобанского поселка станет частью экспозиции музея, и с его помощью жители Владикавказа и туристы смогут познакомиться с историей Северной Осетии. Мошинский не исключил, что макет в составе выставки может отправиться и в другой, более крупный российский или даже международный музей. С того самого дня, когда стало понятно, что Сауар — это уникальная археологическая находка, Мошинский мечтает превратить поселок в российские Помпеи. А ведь и правда, погулять по неаполитанскому музею под открытым небом ежедневно приезжают сотни, если не тысячи туристов со всего мира. Кобанский Сауар вполне мог бы стать центром притяжения туристов и местных жителей, интересующихся историей Древнего мира. Игорь Фарафонов

Подробно на сайте Это Кавказ:
https://etokavkaz.ru/istoriya/digorskie-pompei

0

8

Легенды Ставрополья: Татарское городище

Здесь каждый может найти свое: археологи — следы людей, живших в VIII веке до нашей эры, неоязычники — место для жертвоприношений, а эзотерики и вовсе — вход в другой мир

В окрестностях Ставрополя, посреди Татарского леса, находится Татарское городище — крупнейший археологический памятник не только края, но и всего Предкавказья. Здесь, на территории площадью около 200 гектаров, под землей сохранились склепы и крепости древнего города, чье название ученым еще предстоит выяснить. Некоторые из построек находятся на поверхности, а кроме того, местность славится живописными скалами, гротами, родниками, водопадами и редкими растениями. К ним-то и водят экскурсии сотрудники археологического и природного музея-заповедника «Татарское городище».

Хазары, татары и амфоры

https://cdn2.etokavkaz.ru/width/800_2289c446/etokavkaz/8/9/89f17cb1f767cd1e8744df983af7387a217946d3.jpg

Городище похоже на многослойный торт: тут сохранились следы людей, живших на протяжении четырех исторических периодов — кобанского, скифского, сарматского и хазарского — с VIII века до нашей эры по X век нашей.

— Природный комплекс городища можно рассматривать как уникальную лабораторию. Вот пришли люди и создали культурный слой, полностью свели лес и построили город. Потом люди ушли, возможно из-за набегов враждебных племен, и в течение тысячелетия природа самовосстанавливалась. И она восстановилась настолько, что на этой территории появилось множество редких растений, в том числе исчезающих. Думаю, в скором времени ученые смогут понять, по каким законам шло восстановление природы, — рассказывает Николай Охонько, директор Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника.

https://cdn3.etokavkaz.ru/width/800_2289c446/etokavkaz/a/1/a1a44de47516587f88f85a968be36c69443b5bfc.jpg

Историки полагают, что своего расцвета город достиг в эпоху Хазарского государства — в VIII—X веках. Существует ряд средневековых источников, прежде всего византийских, благодаря которым можно предполагать, что он был центром одного из девяти климатов (областей) Хазарского каганата.

Николай Охонько считает, что очень скоро найдутся исследователи, способные вычислить историческое имя городища.

— Существует список хазарских городов, когда-то располагавшихся на территории Северного Кавказа и в Предкавказской зоне, — говорит ученый. — Всего их было десять, все с труднопереводимыми на русский язык названиями. И я уверен, что в их числе и наше Татарское городище.

https://cdn1.etokavkaz.ru/width/800_2289c446/etokavkaz/7/1/7121eea155bc6ce4c85d0b5cadd4b1c3c825c59b.jpg

Название это, кстати, встречается на картах города, датированных еще концом XVIII века. Когда на нынешние cтавропольские земли пришли русские, всех коренных жителей разных национальностей они собирательно называли «татарами». Отсюда и Татарский лес, и село Татарка.

Впервые научное внимание на древнее поселение обратил в начале XX века Григорий Прозрителев — краевед, чье имя сейчас носит ставропольский музей. Однако настоящее изучение городища началось только в 1992 году. Во время раскопок было обнаружено множество удивительных находок: украшений, предметов обихода, амфор и другой античной керамики (что говорит о связи городища с античными центрами). Ученые нашли также остатки древних могильников и других сооружений. Но большинство их спрятаны под землей, и мы благодаря необычному рельефу можем предполагать, где находились дольмены, башни, цитадели, дороги.

https://cdn4.etokavkaz.ru/width/800_2289c446/etokavkaz/a/4/a4fd33aa021de8c3ba362671794a07c79d360685.jpg
Бронзовый набор конской узды из склепового могильника V—III вв. до н.э.

— Сейчас идет подготовка к дальнейшим археологическим исследованиям и вскрытию спрятанных под землей уникальных памятников древности, — рассказывает Николай Охонько. — К раскопкам мы планируем привлекать не только профессиональных археологов, но и волонтеров.

Сталкеры, эниологи и язычники

https://cdn2.etokavkaz.ru/width/800_2289c446/etokavkaz/3/a/3adbd93e98ed6dc85c8a2e882c3f2fe6ec0caed6.jpg

Пока ученые готовятся к раскопкам и расшифровывают древние письмена, любители эзотерики ищут в Татарском городище выходы в другой мир. С этим местом связано множество мифов. В народе говорят, что дольмены обладают удивительной целебной силой, что время здесь останавливается, а электроника отказывается работать.

— Как-то у нас проходили соревнования по спортивному ориентированию, — рассказывает Снежана Шкерина, руководитель ставропольского отряда сталкеров. — Две девочки, которые прекрасно ориентировались на местности, к тому же вооруженные картой и компасом, просто исчезли в районе Татарского городища. Их не могли найти несколько часов, телефоны у обеих оказались выключенными. К поискам подключились спасатели. В итоге девочки сами вышли на связь. Выяснилось, что они заблудились. По их словам, стрелки на компасах стали вращаться по кругу, а сами они так и не поняли, почему потерялись на местности, которую хорошо знали.

https://cdn3.etokavkaz.ru/width/800_2289c446/etokavkaz/5/7/57e5181586666278b12491d04dd08852aa22097a.jpg

— Некоторые экстрасенсы рассказывают, что на территории Татарского городища находится портал в параллельный мир, — говорит местный краевед и эниолог Василий Гаазов. — И в определенный момент он открывается. Не случайно к дольменам приходят медитировать. Я думаю, что древние люди, которые больше соприкасались с нематериальным миром, поставили там некую защиту. Именно она и выводит из строя электронику и компасы.

Несколько лет назад родноверы-неоязычники, поклоняющиеся славянским богам, установили рядом с могильниками в Татарском городище идола — столб с тотемным изображением Сварога, приносили к нему дары и даже, по слухам, проводили там обряды раскрещения, то есть брали себе новое, нехристианское имя. Однако вскоре столб сожгли, а собрания на территории заповедника, в 1995 году признанного памятником федерального значения, запретили.

https://cdn2.etokavkaz.ru/width/800_2289c446/etokavkaz/6/e/6e7dcdc2a932c1d0d06cd6dc269cc98d3cbfd643.jpg

Николай Охонько к рассказам о мистике относится скептически.

— Древним людям некогда было придумывать сказки, они прочно стояли на земле, охотились, пахали, сеяли и беспокоились о продолжении рода. Но если говорить о необычном… Под Татарским городищем, скорее всего, находится сеть подземных тоннелей. Существуют легенды, что некоторые из них ведут к центру Ставрополя. В любом случае, Татарское городище — это уникальный объект, единственный на Ставрополье природно-археологический музей под открытым небом. И он еще скажет свое слово.

Илона Домарева

Подробно на сайте Это Кавказ:
https://etokavkaz.ru/istoriya/legendy-s … orodishche


Диагноз: археолог

У археологов-палеолитчиков — глобальное мышление и криминалистические методы, а вместо артефактов — «булыжники». Но зато работа такая интересная, что даже в 100 лет они не уходят на пенсию

Профессор Василий Любин занимается археологией большую часть своей жизни — последние 68 лет из 100. Долгие годы был начальником Кавказской палеолитической экспедиции, искал и исследовал стоянки древних людей в Южной и Северной Осетии, в Кабарде, Адыгее, Ингушетии, Чечне, Краснодарском и Ставропольском краях, Армении. И сегодня продолжает трудиться в Институте истории материальной культуры в Санкт-Петербурге. Там же работает его жена Елена Беляева, разделившая с ним научные интересы.

Корреспондент «Это Кавказ» поговорил с учеными и выяснил, легко ли найти свое призвание, почему мы упускаем памятники мирового значения на Кавказе и как попасть на археологические раскопки.

https://cdn4.etokavkaz.ru/etokavkaz/a/8/a8e21bbd19e5eb3cc70bffb2ebaf11cf3828ec1c.png
Василий Любин

Безбожник из Николаева

По— Я родился 31 декабря 1917 года в прекрасном солнечном городе Николаеве. Родители мои приехали туда из деревень, поскольку в городе была работа. В начале 20-х Николаев, как и большую часть Украины, накрыл голод. Мы питались чем придется, но выжили. Несмотря на спартанское детство, я вспоминаю его как светлую пору.

В меня западали разные впечатления. В конце января 1924 года, гуляя в саду школы, я случайно подслушал радостную фразу директрисы: «Наконец-то Ленин сдох!» Это поразило меня до глубины души, но ума хватило никому ничего не рассказывать. Я с сожалением наблюдал, как взрывали кафедральный собор, но с удовольствием участвовал в маршах организации «Юные безбожники». В школе учился неважно, да и учили нас неважно. Зато бурлила общественная жизнь и спортивная: я выпускал школьную стенгазету, играл в волейбол и шахматы.

После школы я вдруг очень захотел учиться дальше. С большим трудом, благодаря дополнительной самоподготовке и рабфаку, поступил в Одесский университет на исторический факультет. Ни о какой археологии я тогда не помышлял — мне было все равно, на какой факультет идти, лишь бы не на технический: я был очевидный гуманитарий.

https://cdn3.etokavkaz.ru/width/1000_d6dd37db/etokavkaz/d/a/dad42e43ab4336c873749f47b0d7d5c63ab8b59f.png
Василий Любин (справа) с братьями Виктором и Владимиром

https://cdn2.etokavkaz.ru/width/1000_d6dd37db/etokavkaz/c/c/cc5ebec1e98c546f60dead7cebf3982fe0a57e16.png
Кафедральный собор в Николаеве на открытке первой половины XX века

https://cdn4.etokavkaz.ru/width/1000_d6dd37db/etokavkaz/d/9/d9c9292503710fbea7cbe114fa8733c66945123f.png
Василий Любин (слева в верхнем ряду) с родителями и братьями

«Повезло, что попал не в пехоту»

— Сдав госэкзамены, я так и не получил на руки диплома: началась война, и всех студентов-историков из украинских университетов в начале июля посадили в эшелоны и отправили в город Горький в училище зенитной артиллерии. Мы провели там целый год, но современных пушек так и не увидели. СССР только начал выпускать зенитки, их сразу отправляли на фронт. А мы занимались шагистикой, приучались к воинской дисциплине и тренировались на пушках 1911 года выпуска.

В июне 1942 года нас отправили на фронт. Конечно, мне повезло, что попал не в пехоту. Ведь мы не были на самой передовой, а стояли за линией фронта, прикрывая наши части зенитным огнем.

Снаряды и мины долетали до нас редко, а вот бомбежки приносили большие потери: в нашей части я единственный офицер, доживший до победы.

И долго еще после войны в экспедициях я не только прикидывал, где искать археологические памятники, но и мысленно расставлял зенитные батареи на местности.

В 1946 меня демобилизовали, и я приехал к родителям на Украину. К этому времени вернулся угнанный на работы в Германию младший брат (старший погиб на фронте). А тогда все побывавшие у немцев были под подозрением и из гитлеровского концлагеря попадали прямиком в сталинский. Знакомые предупредили отца, что за братом должны прийти, и мы с ним решили, не дожидаясь ареста, бежать на Кавказ. Это, конечно, была авантюра, но что было делать?

Затерянные на Кавказе

— Кавказ — особое место, страна чудес: законы там соблюдались не так строго, как на остальной территории СССР, можно было их обойти, можно было затеряться.

Мы с братом долго скитались, перебиваясь случайными заработками. Я пытался устроиться на работу учителем истории, но ни в Баку, ни в Тбилиси меня в школы не брали: я не знал местных языков.

Я уже потерял надежду, когда в Цхинвале познакомился с Семеном Афанасьевичем Калабалиным — воспитанником и последователем Антона Макаренко, прототипом одного из главных героев «Педагогической поэмы». В 1947 году он налаживал работу Сталинирской трудовой воспитательной колонии (Сталиниром назывался Цхинвал с 1934 по 1961 год. — Ред.) и взял меня директором школы при колонии.

https://cdn3.etokavkaz.ru/etokavkaz/5/6/56f678da5b21249fa788ab7b475cf9b2dac39267.png
Семен и Галина Калабалины

Дети там были отчаянные — беспризорники, малолетние преступники. В колонии царил хаос, когда туда пришел Калабалин. Но он вскоре завоевал авторитет у ребят, поскольку сам был когда-то такой же шпаной, знал все их замашки. И у него была харизма, он был прирожденным лидером.

Я тоже сумел найти с детьми общий язык: если к ним подходить с добром, искренне, они это чувствуют и отвечают тем же. Многие из них сумели перебороть себя и выйти в люди.

Как учитель стал археологом

— Ко мне переехали брат и мама, и я уже думал, что останусь на Кавказе на всю жизнь. Но судьба распорядилась иначе. В 1947 году в местном лектории я услышал выступление археолога Евгении Георгиевны Пчелиной — сотрудницы Эрмитажа, которая в те годы работала в местном музее. Она рассказывала про археологические находки в Южной Осетии.

А я, еще будучи директором школы в колонии, в свободное время бродил по окрестностям Цхинвала и находил то наконечник стрелы, то медный топорик. Это было так увлекательно! И я попросился в экспедицию к Пчелиной. Она меня взяла и научила основам профессии: показала, как проводить разведку археологических памятников, как раскапывать могильники и поселения, как проводить полевую фиксацию и консервацию, описание и обработку материалов и еще многое другое.

А вторым моим учителем оказался Борис Борисович Пиотровский — будущий директор Эрмитажа. Я приехал к нему в Ленинград по рекомендации Пчелиной в 1950 году, и он взял меня в аспирантуру Института истории материальной культуры (ИИМК), несмотря на то что знаний у меня было явно недостаточно. Зато энтузиазма — через край.

Через три года я защитил диссертацию по археологии каменного века Южной Осетии, и в 1954 году меня взяли на работу в Отдел палеолита ИИМК, где я и работаю до сих пор.

Последние два года я не ездил на раскопки — здоровье не позволяет. В последний раз был в Армении — мне тогда 98 лет было. Я и после инфаркта, и после малярии возвращался в профессию: ученые не выходят на пенсию. А сейчас не могу — ноги подводят. Хочется увидеть молодых продолжателей моей работы.

Ашельцы и олдованцы

https://cdn3.etokavkaz.ru/etokavkaz/a/a/aa0bcb9e1622a205a9d0c5a47f9ad9a0fcc8c356.png
Василий Любин и Елена Беляева

— Типичный вопрос местного населения, когда они видят нас с лопатами: «О! Геологи! Золото ищете, да?» — продолжает разговор Елена Беляева. — Не хочется никого расстраивать, но ищем мы, специалисты по нижнему палеолиту, исключительно камни и кости. Ни керамической посуды, ни статуэток, ни наскальной живописи, ни оружия, ни украшений — ничего этого в наших раскопах нет. А есть каменная индустрия — так мы называем набор орудий, созданных древними людьми.

В самых древних олдованских индустриях (около 2,6−1,8 млн лет назад) орудия были довольно примитивными, рубяще-режущими. В этот период люди еще не обращали внимания на дизайн и обрабатывали их довольно грубо, оббивая гальку или кусок породы, чтобы заострить края с одной или с двух сторон.

Но орудия эти были довольно эффективны. Мы это определили опытным путем: используя их в качестве ножей, несколько человек в нашем зоопарке разделали тушу слона за пару часов. Появление каменной индустрии привело к тому, что древние люди стали есть гораздо больше мяса, лучше защищались от хищников.

Ашель — так называют последующие каменные индустрии, где 1,85−0,1 млн лет назад произошли изменения технологии обработки камня и формы орудий. В них уже видна «специализация» инструментов. Главный показатель ашеля — ручные рубила (бифасы). Это крупные удлиненные и уплощенные орудия, которые тщательно оббивали с обеих сторон таким образом, что края превращались в лезвия, а конец заострялся.

— До 50-х годов на территории СССР находили только ашельские изделия, и только в Армении и Грузии, — говорит Любин. — А я в 1951 году впервые нашел ашельские рубила в предгорьях Кавказа — около села Лаше-Балта. Самым же значительным открытием стала галерея карстовых пещер Кударо в Южной Осетии. Около 300 тысяч лет назад там жили ашельские охотники и собиратели. За 30 лет раскопок был собран богатейший материал — более 7000 археологических находок: каменные орудия и кости животных.

https://cdn3.etokavkaz.ru/etokavkaz/5/6/568186c51205362f5525248843335026d44ffe5a.png
Ашельское рубило из Лаше-Балта

В последние годы раннеашельские стоянки (1,85−1,75 млн лет назад) найдены в Армении, на Таманском полуострове. К этому же времени относятся и стоянки с олдованскими индустриями, обнаруженные в Грузии и Дагестане.

Выходит, что древние люди уже около 2 млн лет назад распространились из Восточной Африки на Южный и Северный Кавказ и только затем расселились в других регионах Азии и Европы. На Кавказе в то время климат был теплее и еще людей привлекало обилие разных пород камня, подходящих для изготовления каменных изделий. Так что на Кавказе нас ждет еще много открытий.

Как найти сокровища?

https://cdn1.etokavkaz.ru/etokavkaz/4/7/473f42c76a2dca5fdfd8fab0ff611984e94492ac.png
Начало раскопок в Монашеской пещере, 1975 год

— Человек непосвященный просто пройдет мимо наших «сокровищ», не обратит на них внимания — ну камень и камень, — продолжает Елена Беляева. — Мало ли их в горах! Во-первых, конечно, надо знать, что искать. А во-вторых, где. Мы должны мыслить как древний человек, прикидывая, где они могли делать стоянки. Очевидно, что наши предки двигались через низкие перевалы, шли туда, где была еда, вода, сырье для орудий, жили в пещерах. Туда мы и идем с разведкой — и ноги нам в помощь! Если есть каменные изделия, то ищем с лопатой древние слои.

Но самая интересная работа начинается потом, когда ты начинаешь размышлять. У археологов-палеолитчиков должно быть глобальное мышление, масштабное. Наша наука — на стыке палеогеографии, геологии, антропологии: мы должны знать все о геотектонике, о вулканической деятельности, о климатических изменениях. А еще — мы должны уметь «приподняться» над конкретным археологическим памятником, чтобы найти его ближайших «родственников» на сопредельных территориях. Для палеолитчиков нет границ.

— Конечно, у тех, кто изучает локальные археологические культуры: бронзовый век, или скифов, или ацтеков, гораздо больше артефактов, — признает Любин. — А у нас — «булыжники». Но мы берем этот камень в руки и начинаем думать, кто были создатели этого изделия, к какому времени оно относится, как его сделали. Это сродни криминалистике. И даже некоторые методы похожи на следственные эксперименты.

В нашем институте есть Экспериментально-трасологическая лаборатория. Ее сотрудники собрали большую картотеку микрофотографий следов, бороздок, царапин на орудиях труда. Параллельно они делают похожие орудия и проводят эксперименты. Например, мы отщепами (это тонкий скол с камня) срезали молодые дубки, снимали кору, заостряли их — и засекали время, параллельно считая количество движений. А специалисты рассматривают в микроскоп, какие следы и от какого вида работы появляются на отщепах: это — от тростника, это — шкуру снимали, это — дерево рубили.

— Мы изучаем начало начал и собираем информацию по крупицам. Порой приходится строить гипотезы, — поясняет Елена Владимировна. — Например, почему у этого обсидианового рубила нет «пятки», а вместо нее — острый край? Ведь его неудобно держать в руке, он в нее впивается, невозможно работать! И ты думаешь: значит, вероятно, у этого орудия была оправа из дерева, рукоятка. К сожалению, дерево — это органика, она почти не сохраняется, но вот однажды в древнем торфянике в Германии нашли громадные деревянные копья вместе с ашельскими орудиями. Это подтверждает нашу догадку, что люди в то время использовали дерево.

Требуется молодежь

https://cdn4.etokavkaz.ru/etokavkaz/2/b/2b0b326b7c8071637fb1ccecb987ce7e746f59de.png
Василий Любин (в центре) на раскопках у подножия горы Кинжал (Ставропольский край), 2006 год

— На стадии разведки и раскопа археология — тяжелый физический труд. Еще и опасный: горы все-таки. Один из моих учеников погиб: сорвался с обрыва под Хостой, — вздыхает Любин. — Но, несмотря на все это, нас каждый год с началом сезона тянет «в поле».

Археолог — это не просто профессия, это диагноз, образ жизни. У нас нет дачи, мы не ездим отдыхать — время и даже свои деньги тратим на работу. Сейчас нам сложно работать: все завязано на гранты, без которых не поедешь в экспедицию. Даже если грант есть, деньги порой приходят поздно, и археологи едут в поле уже в октябре-ноябре. Греют мерзлую землю паяльными лампами, кострами и копают… Еще одна проблема: чтобы деньги выделили, надо каждый раз придумывать новую тему, отчитываться сенсационными результатами. А мы на одном раскопе работаем десятилетиями! Как объяснить это чиновникам?

— Увы, работа ученых сейчас оплачивается очень плохо, поэтому молодые люди не идут в науку, — подтверждает слова мужа Елена Владимировна. — А нам так нужна молодежь! В нашем отделе палеолита только четыре сотрудника моложе 40 лет. Обидно, что мы упускаем памятники мирового значения на Северном Кавказе и Закавказье — свято место пусто не бывает, его займут иностранные ученые, которые не жалуются на отсутствие средств.

Ведь научиться профессии можно только в экспедиции, только «в поле», а не по книгам и лекциям. Только ехать, только копать, только держать в руках камень, перенимать секреты профессии у старших товарищей. Василий Прокофьевич, например, в каждой экспедиции собирал молодых археологов вечером у костра и рассказывал — это бесценно.

В экспедициях нам нужны не только специалисты, но и волонтеры! Если вы в детстве мечтали стать археологом, то можете осуществить свою мечту — хотя бы на время летнего отпуска: весной можно прийти к нам в ИИМК и записаться в экспедицию. А еще нам нужны спонсоры. Вдруг найдутся такие? Которым тоже за державу обидно.

Саида Данилова

Подробно на сайте Это Кавказ:
https://etokavkaz.ru/redkii-spetcialist … -arkheolog

0

9

Экскаватором по костям предков. В КЧР зреет скандал вокруг варварского разрушения древних курганов

Ученые пытаются любой ценой остановить дорожных строителей, уничтожающих историческое наследие
Борис Семенов

http://s9.uploads.ru/t/tgZru.jpg

Сотрудниками Института археологии РАН и Центра археологических и этнографических исследовании КЧГУ на днях было замечено грубейшее нарушение при строительстве - расширении участка дороги вблизи села Важное.

Это участок дороги А155 «Черкесск-Домбай». Они заметили, что древние археологические памятники – «Наземные погребения – Курганы» сносят экскаватором. Не раздумывая, они  остановились и попросили строителей дороги приостановить деятельность, пока она не съездят в Управление КЧР по охране культурного наследия, чтобы выяснить обстоятельства этого дела.

http://sd.uploads.ru/t/fiktV.png

За несколько часов, пока сотрудники ИА РАН  и КЧГУ разбирались в ситуации, строители, ссылаясь на то, что у них все законно, прорубили брешь через курган и, погрузив на грузовую технику весь археологический материал, выгрузили на противоположной стороне дороги, часть вывезли часть в другое место, вторую часть оставили на месте и раскатали экскаватором.

В тот же день, приехав в Управление и объяснив ситуацию сотрудникам ведомства, Археологи, получили ответ, что те не в курсе, что там происходит. Первое, что сделали археологи, они написали заявление на имя руководителя Управления. Все действия происходили 16 января, заявление было принято.

Начальник Управления по охране объектов культурного наследия, отправил встревоженных археологов вместе с сопровождающим из Управления к дорожникам. Было решено найти ответы на вопросы в Управлении федеральных автомобильных дорог «Кавказ». Вместе с сотрудником Управления поехали в УПРДОР.

http://s3.uploads.ru/t/UhS7G.jpg

Попали на прием с этим вопросом к заместителю филиала – Анатолию Озову, который является отцом нынешнего премьер-министра республики. Анатолий Озов показал бумагу, которую подписал нынешний руководитель Управления КЧР по охране культурного наследия, будучи еще в статусе исполняющего обязанности в 2013 году.

После разбирательства было выяснено, что действительно, у дорожников есть бумага, которая якобы дает разрешение на выполнение строительных работ на данном участке автодороги Черкесск-Домбай. После этого вопрос с дорожников был снят. Но бумага была и есть не имеющая силу, так как сведений нет о проведении историко-культурной экспертизы.

На второй день археологи выехали на место работ по собственному желанию и в силу своих возможностей собрали (роясь перочинным ножом и лопатой) с  отвалов археологический пласт, который пошел под ковш экскаватора. Осмотрев детально погребения, было дано заключение, что здесь находился коллективное погребение, состоящее из более 10 погребений, датируемых приблизительно 11-13 веками.

В итоге выяснили, что за все происходящее на строительной площадке, ответственность несет руководитель «Управления Карачаево-Черкесской Республики по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия» - Умар Бесленеев.

http://sg.uploads.ru/t/CErPs.png

С 2008 года,  сначала на должности заместителя начальника данного Управления, а потом, заняв должность начальника, Умар Бесленеев без надлежащего изучения и внесения в реестр объектов культурного наследия Карачаево-Черкесской Республики, установленного Законом «Об объекта культурного наследия народов РФ на территории КЧР» направо и налево выдает,  бумаги подписанные им же, в которых указано желаемое за действительное.

Вероятно, эти действия стимулируются заказчиками в том или ином виде. Этот промысел тесно причастен к строительству, так как именно застройщики объектов и иных строительных дел соприкасаются с археологическим пластом во время своей работы. На самом деле, бумаги, которые выдаются, являются фальсификацией и не имеют юридическую силу.
Яркий пример этому - вот этот недавний случай, когда объект культурного наследия прямо возле федеральной трассы даже не был внесен на археологическую карту Карачаево-Черкесии.

Не лишним будет сказать, что они находились в столь видном и удобном месте, что проезжающие мимо археологи – профессионалы и даже известные «черные копатели»  не раз обращали внимание на этот древний курган.

http://s7.uploads.ru/t/e8sBF.jpg

Еще не объясним факт, как на таком видном месте археологический памятник не попал в реестр? Кто в этом виноват? Ответ прост. Виноваты сотрудники Управления, которые отвечают за данную работу.
Известно уже немало случаев, когда чиновники шли поперек закона, пренебрегая своими должностными обязанностями. Все случаями связаны со строительством водопроводов, линии электропередач и газопроводов. Очевидцами примерно такого же случая в 2015 году стали археологи, которые побывали в Архызе, во время строительства курорта.

Тогда было замечено, что газопровод прошел по древнему поселению, через приметный древний могильник без каких либо выполненных археологических работ.   Самое досадное в данном контексте, это то, что мы простые граждане не раз осуждали «черных копателей», теперь начали сталкиваться проблемой другого уровня.

http://sd.uploads.ru/t/dsMX1.jpg

А именно с тем что, памятники археологического наследия региона с попустительства органов исполнительной власти, отвечающие за их сохранность, разрушаются не грабителями, а федеральными и региональными организациями занимающимися  строительством якобы на законных основаниях.

Степень серьезности проблемы для On Kavkaz поясняют эксперты:

Анна Кадиева, научный сотрудник отдела археологических памятников Государственного исторического музея

Согласно действующему на территории страны законодательству все строительные работы, прежде чем начаться, должны проходить ряд подготовительных мероприятий, в том числе археологическую экспертизу.

В данном случае она не была проведена. Республиканское Министерство культуры выдало разрешение на строительство без проведения археологических работ.

Учитывая насыщенность такого региона, как Северный Кавказ вообще и КЧР в частности, это преступление перед нашим культурным наследием. Сложился вполне ожидаемый результат. Строители своими работами разрушили археологические памятники.

И если общественность и пресса в этой ситуации не отреагируют,  то ситуация будет повторяться регулярно. Министерство культуры не имело право выдавать разрешение на строительство.

Какие-то штрафы должны быть предусмотрены, но этот вопрос не ко мне, а к юристам.

Виктор Чхаидзе, научный сотрудник отдела средневековой археологии ИА РАН

Раскопки произведены не были. Строителями был разрушен древний курган. Собственно, это уже нарушение закона. Потеряна бесценная историческая информация. По сути, курган, вернее то, что от него осталось, должен быть доследован археологами.

Конечно, все утеряно безвозвратно. Разрушены древние захоронения, которые, если бы их нормально изучили, дали бы бесценную информацию о прошлом.

Я не знаю чего можно добиться, так как не был на месте, но по логике вещей, курган должен быть доследован, причем, вероятно, за счёт строительной организации, которая его разрушила. Кто-то, вероятно, должен понести ответственность за разрушение.

Онгар Чагаров, сотрудник Центра археологических и этнографических исследований КЧГУ

Пока конфликта как такового нет, потому что наши претензии игнорируются, как руководителем Управления КЧР по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране памятников культурного наследия Умаром Бесленеевым, так и руководством организации занимающейся реконструкцией автодороги.

Во-первых, без предварительного исследования участка, где предполагается строительство чего-либо, никто не может сказать, есть ли культурный слой и, соответственно, нет оснований для согласования (по сути разрешения) строительства на данном участке.

Во-вторых, даже после проведения археологических разведок, результаты исследований археологов, должны пройти историко-культурную экспертизу и только потом может быть принято решение о согласовании дальнейших строительных работ. А в случае наличия археологических памятников, разрешение на строительство может быть дано после проведения раскопок.

В нашем случае ни одно из этих условий не соблюдено, а строительные работы согласованы с автодорожниками в 2013 году тогдашним руководством вышеупомянутого управления. По сути, это нарушения федерального законодательства в области охраны памятников культурного наследия народов РФ.

До сих пор в подавляющем большинстве случаев при масштабных строительствах на территории республики, во многих местах были зафиксированы аналогичные случаи. Главной причиной происходящего, конечно, является «слабость» органов исполнительной власти, отвечающих за сохранность культурного наследия народов Карачаево-Черкесии.

А что касается последствий, то они могут быть весьма разными, от серьёзных санкций со стороны надзорных органов до выражения формального недовольства.

Но однозначно, что должностные лица, допустившие разрушение кургана, попытаются выставить ситуацию так, будто все это получилось случайно. Но есть все доказательства того, что курган был, и был достаточно большой.

Ахмат Айбазов, сотрудник Центра археологических и этнографических исследований КЧГУ

О том что на этом месте находился курган мне было известно давно. Каждый раз, проезжая этот участок меня волновала судьба этого кургана. Так как курганы такого рода не были изучены в нашем регионе и если были то очень слабо. В итоге курган оказался очень интересным средневековым памятником.

Факт наличия кургана скрыть не получится, а факт согласования строительства дороги с Управлением есть. Дальнейшие проверки и санкции не наше дело. Очень хотелось бы, чтобы лица, допустившие разрушение кургана, понесли наказание.

https://onkavkaz.com/news/2078-ekskavat … ku.ccccccc

0

10

Под Ростовом нашли захоронение на тысячу лет старше египетских пирамид

Возраст древних сооружений оценивается в шесть тысяч лет.

https://yandex.ru/maps/?ll=39.656002,47.146603&z=11&l=sat,skl

https://images1.popmeh.ru/upload/img_cache/54a/54a188cc2887f87ad29fb32ca4b23f6b_ce_966x515x0x64_cropped_800x427.jpg

Археологи обнаружили древнее захоронение в зоне будущего строительства автодороги у города Аксай в Ростовской области. Об этом сообщает госкомпания «Автодор», выступившая заказчиком раскопок. По оценке специалистов, захоронение можно отнести к IV тысячелетию до нашей эры.

При раскопках археологи нашли оригинальные каменные конструкции — подземные камеры-катакомбы. В них в хорошем состоянии сохранились керамическая посуда, фрагменты конской упряжи, а также медные орудия, которые могут свидетельствовать о захоронении людей с высоким социальным статусом.

По словам археологов, о древнем кургане в этом месте было известно уже давно. Он обозначен еще на картах XIX века под названием «Фигурин». Но провести полноценное исследование не удавалось из-за отсутствия финансирования.

«Уже первые результаты раскопок говорят об уникальном характере этого объекта культурного наследия, который будет изучен благодаря реализации проекта государственной компании по строительству обхода города Аксая», — подчеркнули в «Автодоре».

https://www.popmech.ru/science/news-436 … 12e343846c

0


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » История Кавказа » Археологические находки Кавказа