쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Адыгея

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Зачем нацистам были нужны черепа буйволов?

http://s9.uploads.ru/t/iDm71.jpg

Найденные в Адыгее черепа фашисты спрятали, не успев вывезти
В начале декабря СМИ сообщили о том, что в районе адыгейского поселка Каменномостский обнаружен сундук с эмблемой организации Третьего рейха «Аненербе», в котором находились черепа неизвестных существ.

Накануне краевые и республиканские специалисты антропологи и археологи рассказали о предварительных итогах исследования найденного сундука. Эксперты не исключают, что «клад» нацисты спрятали во время Второй Мировой войны, не успев вывезти. «Аненербе» («Наследие предков») – немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков. Организация существовала в Германии в 1935-1945 годах.

В сундуке обнаружены два черепа необычной формы. Заведующий лабораторией млекопитающих Палеонтологического института РАН Александр Агаджанян считает, что «костные останки из сундука напоминают фрагменты черепов буйволов». Палеонтолог отметил, что этот «материал может представлять определенный интерес, с археологической точки зрения, однако для точной диагностики необходимо показать его специалистам по анатомии, зоологам и палеонтологам».

Ученые также говорят о том, что «найденные фрагменты черепов, скорее всего, имеют отношение к пребыванию нацистов на Кавказе», поскольку Северный Кавказ интересовал нацистов по разным направлениям.

В частности, через Кавказ они хотели добраться до нефтеносных районов Каспийского побережья, а оттуда Гитлер пытался добраться до британских территорий на Ближнем Востоке. Как пишут историки, весной-летом 1942 года в Берлине планировалась операция «Эдельвейс», заключавшаяся в захвате нефтяных богатств Майкопа, Грозного и Баку. От успеха операции зависело будущее нацистской экспансии на Ближнем Востоке.

По словам археолога из Адыгеи Аслана Това, во время Второй мировой войны фашисты отправили на Западный Кавказ людей для поисков необычных вещей. «Видимо, найденные черепа в сундуке фашисты не успели вывезти и просто запрятали, а люди их сейчас нашли», - предполагает Тов.

Ученый проводит параллель между современной находкой и поиском нацистской командой «Древнего котелка нартов». Согласно преданию, пока черкесский народ пользовался таким котелком, он ни в чем не нуждался. Тов говорит, что в 1982 году этот котел археологи нашли в ауле Уляп. «Нартский котел» - самый большой котел, который когда-либо находили на Кубани. Позже его увезли в Москву.

Как известно в мировой истории, предметы древности, находящие в разных частях света, привлекали большой интерес. Но если о «нартском котелке» что-то писали, то найденных в Адыгее «загадочных черепах» нет практически никакой информации

https://www.kavkazr.com/a/zachem-natsis … 97689.html

0

2

Одного из старейшин сочинских адыгов отдали под суд за молебен памяти погибших предков

https://onkavkaz.com/upload/004/u437/109/72fe8862.jpg

Руслан Гвашев признан виновным в организации несогласованной акции в День памяти адыгов. Бывший председатель старейшин черкесов-шапсугов оштрафован на 10 тысяч рублей. Р.Гвашев намерен обжаловать решение Лазаревского суда города Сочи и требовать извинений.

21 мая в День памяти адыгов состоялся молебен. Возле Тюльпанового дерева (священное дерево адыгов) в поселке Головинка собралось около 300 человек, которые каждый год приезжают в Сочи, чтобы почтить память предков. С обращением выступил один из старейшин, бывший заместитель председателя общественной организации ”Адыгэ Хасэ” Руслан Гвашев. После молебна с поминальными лепешками в руках собравшиеся отправились на берег моря, где спустили в воду траурные венки. 

Несколько дней спустя Руслан Гвашев получил повестку, а затем принудительно был доставлен в суд Лазаревского района города Сочи. Старейшина был обвинен в организации несогласованной акции и оштрафован и на 10 000 рублей. По свидетельству очевидцев, в суде Гвашеву стало плохо. К 67-летнему инвалиду вызвали скорую помощь, однако, заседание суда переносить не стали, сообщает издание ”Кавказский узел”.

Руслан Гвашев намерен обжаловать решение суда.

Источник: maks-portal

https://onkavkaz.com/blogs/2416-odnogo- … edkov.html

0

3

Власти Краснодарского края хотят все народы превратить в один русский народ

Недавнее выступление губернатора Кондартьева вновь обнажило национализм властей края

http://s3.uploads.ru/t/EaX94.jpg

Новое возмущение черкесов вызвало выступление губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева на первом Всероссийском форуме казачьих обществ, который прошел в начале октября в Краснодаре.

На открытии первого Всероссийского форума казачьих обществ губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что казачий уклад, культура и дух не просто вернулись на Кубань, но и стали составной частью идеологии региона, применимой к современным реалиям.

«Мы боремся за культуру, поем наши казачьи песни, - сказал он. - Чашка для чая пустой быть не может. Если мы сами не нальем, то нальют другие. И наши дети будут им давиться». Кроме того, Кондратьев сделал несколько достаточно жестких для многонационального Краснодарского края заявлений.

«Мы не можем быть толерантными к чуждым культурам и идеологиям», - заявил он на этом форуме. «Мы поем казачьи песни», - сказал он, добавив, что «мы должны противостоять чуждому влиянию, чтобы потомки на этой земле сохранили нашу культуру».

Эти заявления Кондратьева вызвали возмущение в среде черкесов Краснодарского края. Поскольку в словах губернатора прослеживается явный курс на дискриминацию коренных народов края.

Напомним, что после краха СССР на протяжении 25 лет черкесы Краснодарского края не могут добиться от властей региона признания их коренным народом края. То есть на своей родной земле.

Напомним, что исторически черкесы, или адыги, которые сегодня разделены на кабардинцев в Кабардино-Балкарии, черкесов в Карачаево-Черкесии, адыгейцев в Адыгее и шапсугов в Краснодарском крае, были самым крупным мусульманским народом Северного Кавказа.

По итогам Кавказской войны в 1864 году значительная часть черкесов причерноморских земель Западного Кавказа была выдавлена в земли Османского султаната, а на освободившиеся земли заселено казачье население. Именно эти земли черкесов стали именоваться Кубанью и в советские годы – Краснодарский краем.

Напомним, что эта проблема игнорирования черкесов со стороны кубанских властей усугубляется целенаправленно. Поскольку на протяжении всего периода после краха Союза краевые власти обвиняли в заигрывании с националистической темой.

"Нас опасаются. Не понимаю, чего нас опасаться. Мы хотим быть равноправными гражданами, оставаясь адыгами, черкесами. Запишите нас в Устав Краснодарского края", - заявляет председатель совета старейшин адыгов края Руслан Гвашев.

Председатель краснодарской краевой общественной организации «Центр адыгской культуры» Сафиет Шамова с болью повторяет: «Адыги – это коренной народ Кубани. И все об этом знают. И, конечно, в этом плане, если быть честным до конца и следовать исторической правде, то в Уставе края это должно быть отражено».

С чем именно черкесы края сталкиваются со стороны властей, нам рассказывает Адам Богус, член Общественной палаты Республики Адыгея.

http://se.uploads.ru/t/tyok9.jpg

Упомянутое выше выступление Кондратьева в очень сильной степени задело другие народы Краснодарского края, которые также считают эту землю своей родиной. Однако губернатор почему-то упоминает в своих выступлениях только казаков и казачью культуру.

Почему один губернатор за другим во главе Краснодарского края постоянно спекулирует на теме жесткого противостояния всем остальным народам, населяющим край, кроме казаков? Не является ли подобная политика откровенной дискриминацией прав, свобод и возможностей для развития десятков народов края?

Эта проблема существует традиционно. Особенно остро ее чувствуют черкесы и адыги. Если обратимся к гимну Краснодарского края, то увидим, что он содержит откровенные националистические формулировки, такие как «На врага на басурманина мы идем на смертный бой».

Объявлять задачей края войну с мусульманами, по меньшей мере, не корректно и, по большей мере, это должно рассматриваться с точки зрения закона. Еще пример, во время экскурсионных мероприятий гиды замалчивают присутствие черкесов и адыгов на территории края. Традиция замалчивать историю коренных народов Краснодарского края сложилась уже давно. Кондратьев эту эстафету подхватил и соблюдает.

По словам губернатора, на поддержку казачества на следующий год из регионального бюджета выделена "беспрецедентная" сумма — 1,1 миллиарда рублей.

По его мнению, "нужно превращать казачество из парадного в огромную силу, которая может влиять на жизнь, на общественные явления, в том числе и на политические события, которые происходят в регионе".

Оказывается ли подобная поддержка со стороны краевого бюджета на поддержку адыгской культуры и адыгских организаций, для превращения их в «реальную общественную и политическую силу», как выразился Кондратьев в отношении казачества?

Однозначно нет. В последние годы адыгская общественная организация региона получает 400 тысяч рублей. Но эти средства не могут быть использованы в уставных целях организации.

Органы власти сами согласовывают, на что их тратить. Например, на участие и поддержку программ, которые составляются органами власти. И 400 тысяч руб. и 1 млрд. руб. – несопоставимые суммы.

Любая дискриминация остро отзывается в душах людей. Это не способствует межнациональному миру. Вся цепь событий имеет характер, разжигающий межнациональную рознь.

По словам Кондратьева, сегодня в каждой школе края казачьи классы, открыты семь кадетских корпусов и 26 казачьих общеобразовательных учреждений. И это на фоне резкого ограничения времени изучения языков остальных народов России по всей стране.

С чем связана такая диспропорция в отношении властей к культуре казачества и остальных коренных народов России. На каком уровне формируется и одобряется подобная политика в Москве? И к чему она может привести?

Чтобы не делать дилетантских заявлений, мы пытались вникнуть в происходящее. Думали, что казаки активно защищают свои интересы, а мы ничего не делаем. И мы стали предпринимать первые шаги. Обращались к органам власти с тем, чтобы открыть кадетский корпус в Адыгее. Нам ответили отказом. Это целенаправленная политика властных органов.

Причину происходящего нигде публично не объясняют. Но у людей, которые долго занимались этими вопросами, есть предположения. Есть государственная политика в области межнациональных отношений. Она сводится к тому, чтобы сформировать общероссийскую гражданскую идентичность. Я полагаю, что все народы хотят унифицировать, превратить в один русский народ.

https://onkavkaz.com/news/1949-vozmusch … kii-n.html

0

4

Признает ли новый Киев черкесский геноцид?

https://gdb.rferl.org/BA2DA228-AC0B-492F-B8D0-A71E71710DF2_w1597_n_r1_s.jpg

Больше недели в Киеве продолжаются выступления, организованные экс-президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Параллельно на Северном Кавказе гражданские активисты обсуждают дело старейшины Руслана Гвашева, оштрафованного за молебен по черкесам, погибшим в годы войны с Россией. Обострился и вопрос возвращения прямых выборов главы республики.

Могут ли эти процессы войти в резонанс? И что будет, если Саакашвили заставит Раду признать черкесский геноцид, как это ранее сделала Грузия? На эти вопросы в интервью "Кавказ.Реалии" ответили Директор Института стратегических исследований Кавказа Мамука Арешидзе, политолог Гела Васадзе и председатель международного гиперсионистского движения "Беад Арцейну" ("За Родину!"), президент Института восточного партнерства (в Иерусалиме) Авраам Шмулевич.

Шмулевич считает вполне реальным то, Рада признает-таки массовые убийства черкесов Российской империей в 19 веке актом геноцида.

"Из того, что было сделано в вопросе признания в мире, помимо всяких писем, реальных официальных действий по признанию геноцида было всего несколько: признание геноцида парламентом Кабардино-Балкарии в начале 1990-х годов, признание геноцида Грузией в 2011 году и внесение вопроса о геноциде на повестку дня Украинской Рады. При этом последнее было сделано дважды", - напоминает Шмулевич.

При этом он отмечает, что каждый раз, как только Украинская рада собиралась обсудить вопрос признания геноцида, случались события, которые мешали ей приступить к делу – то сбитый боинг над Донбассом летом 2014 года, то обострение военных действий в восточной Украине.

Как перепутали "черкесов" с "чеченцами"

Одной из важных причин затягивания процесса Шмулевич считает и плохую осведомленность украинских депутатов с ситуацией на Северном Кавказе, когда некоторые путают слова "черкесы" и "чеченцы".

Так, депутат Мосийчук, на которого 25 октября было совершено покушение, еще 21 мая 2016 года должен был поставить в Раде вопрос о геноциде черкесов.

"Начал он свою речь с минуты молчания, а потом заявил, что в этот день отмечает геноцид братский народ Кавказа, который пережил уничтожение и выселение, и "мы не должны забывать этот народ, с которым мы связаны кровно, и я прошу депутатов Рады почтить минутой молчания память героического ...чеченского народа". То есть просто во время выступления машинально минуту перепутал!"

"Для продвижения того вопроса надо постоянно заниматься лоббированием, а для этого нужно периодически находиться в Украине, работать с депутатами", - уверен Шмулевич.

Президент Института восточного партнерства рассказал, что постоянно обсуждает вопрос черкесского геноцида с Саакашвили, и выразил уверенность, что Рада в конце концов его признает.

"Но сейчас слишком много других вопросов - все-таки в Украине идет война, и каждый день гибнут граждане Украины", - добавляет Шмулевич.

А кавказовед Мамука Арешидзе скептически воспринимает прогнозы о выдвижении Саакашвили.

"Я не думаю, что Саакашвили будет главной фигурой, - говорит Арешидзе. - Сегодня те люди, которые его окружают, делают все, чтобы использовать его как таран, а после противостояния с нынешней властью начнется острая борьба за лидерство. Конституция ему будет мешать - он не имеет права быть президентом. А на вторых ролях вряд ли ему удастся стать фигурой номер один".

Политолог Гела Васадзе считает, что в данном случае делать какие-то прогнозы недопустимо, поскольку слишком много переменных.

"Это, конечно, из области предположений - победит ли Михаил Саакашвили. Но Украина в любом случае признает геноцид черкесов - кто бы ни одержал верх на этот раз", - уверен Васадзе.

Неединство кавказцев и "кабинетный стиль" черкесов

Но могут ли события в Украине хоть как-то повлиять на ситуацию на Северном Кавказе?

Арешидзе считает, что не смогут – из-за отсутствия единства среди кавказцев, что делает их легкой жертвой имперских амбиций "сильных мира сего".

"Консолидированной политики политики у кавказцев, к сожалению, нет, - отмечает Арешидзе. - Они всегда отстаивали свои интересы порознь. Вставали и чего-то хотели добиться только по отдельности. Это было и во времена Советского союза, и после. Так что, зная кавказскую ментальность и то, как легко сильным мира сего удается использовать противоречия среди кавказцев для достижения своих целей, я не думаю, что успешное противостояние народа в Украине или где-либо послужило бы вдохновляющим фактором для Северного Кавказа".

А при наличии организованности среди протестной массы черкесов объединения с другими народами Кавказа не будет, считает он.

"Вообще, черкесы избрали 'кабинетный стиль' - они составляют петиции, они устраивают манифестации - важные, но ситуация требует другой стиль, это другие цели. В Украине другой стиль поведения", - добавляет Арешидзе.

О страхе и синдроме "младшего брата" у северо-кавказцев

Авраам Шмулевич тоже уверен: у черкесов и украинцев разные стили поведения в борьбе за свои права. Мешает и тяжелая ситуация с экономикой, которая практически целенаправленно разрушается Москвой, а также эффект войны в Чечне – страх.

"Уровень самосознания и уровень готовности отстаивать свои интересы, к сожалению, весьма низок, - говорит Шмулевич. - Мы видим, что на Северном Кавказе везде ситуация совсем не такая, как в Украине. Экономическая ситуация ужасная - идет просто сознательное уничтожение Москвой кавказской экономики. Люди не работают, но при этом никаких социальных выступлений мы не видим".

"Было выступление дальнобойщиков в Дагестане, но оно ушло в песок, - продолжает Шмулевич. - Были другие выступления - под исламскими лозунгами, но под социальными, экономическими или даже национальными лозунгами мы не видели выступлений после чеченской войны. Может быть, это связано с кровавым подавлением Чечни. То есть мы видим, что кавказцы испытывают страх после 150-летнего колониального правления. Любое колониальное правление губительно для народа: оно убивает его душу, убивает способность мыслить. У северокавказцев - у всех, не только у черкесов - есть синдром младшего брата. Они боятся проявлять самостоятельность. Черкесы испытывают ещё и шок от геноцида, который они пережили в результате полного разгрома. Синдром поражения присутствует у всех. И элита, и интеллектуалы, и обычные люди находятся в положении рабов. Известное явление - животное, которое долго содержалось в неволе, даже если открыть клетку, не выходит на свободу, а если выйдет - не может жить долго на воле. Северокавказские народы 150 лет находятся в клетке. Это - очень серьезная травма, и следует прилагать усилия, чтобы ее преодолеть. Я уже не раз писал, что Северный Кавказ - это один из древних очагов цивилизации, и северо-кавказцы пережили много нашествий. Нашествие России – не первое, и не самое страшное. Так что кавказцы найдут в себе силы, но для этого нужно время".

https://www.kavkazr.com/a/kiev-cherkess … 20926.html

0

5

Кубановедение без пробелов. Краснодарец Виталий Штыбин рассказывает в сети об адыгской истории края

https://www.yuga.ru/media/96/75/kazak-i-gorets_b15__3nt85yc.jpg
Открытие памятника "Славным сынам отечества – казакам и горцам – героям Первой мировой войны" в Краснодаре © Елена Синеок, ЮГА.ру

Молодой предприниматель из Краснодара интересовался дольменами, культурой Кавказа — и обнаружил, что мало знаком с черкесской историей края. Изучение адыгов привело его к созданию популярного видеоблога, поездкам по Северному Кавказу и чтению лекций. Виталий рассказал порталу Юга.ру, зачем ему «Заметки о Черкесии», как к блогу относятся историки и казаки, а также зарабатывает ли он на своем увлечении.

Как давно вы выкладываете свои ролики на YouTube?

— Полноценно и регулярно с января 2016 года. Уже 158 выпусков.

Все на черкесскую тему?

— Таких — 150. Их три типа. Мой рассказ (лекция) на 20–30 минут с изображениями. Сначала говорил на определенные темы, о племенах, например. О бесленеевцах, убыхах, бжедугах, темиргоевцах, шапсугах, абазинах, кабардинцах и др. Об исторических личностях. Были ролики и о черкесогаях, ногайцах. Делаю обзоры музеев и специализированных книг по теме. Есть выпуски об отдельных событиях или достопримечательностях — например, Канжальская битва или про башню Адиюх в Хабезе. Езжу часто, созваниваюсь, снимаю на месте, беру интервью. В Нальчике был неоднократно, в Черкесске, в Майкопе, Сочи. Так появились «Заметки о Черкесии». Просмотры выросли, начались обсуждения в комментариях. Разные. Но интерес большой. Даже первые выпуски, снятые на примитивную камеру друга, вызвали реакцию. Я их потом удалил и переснял. Сейчас снимаю в историческом порядке.

Виталий, вопрос, который наверняка задают многие: есть ли у вас адыгские корни?

— Нет. Я русский, родился и вырос тут, в городе Белореченске. Материнская линия на Кубани с 30-х годов прошлого века. По отцовской — из Волгограда, он наполовину из немцев Поволжья. Там такая драма была в начале 30-х… голод, выселение, потом тяжелые военные годы, не смогли найти никакой информации о родственниках.

И тогда что сподвигло вас на популяризацию черкесской темы?

— В школьное время я сначала интересовался историей народов, древнего мира, мегалитами, дольменами. А дольмены — это в первую очередь Кавказ. Позже я увлекся историей и культурой адыгов (черкесов), стал читать много литературы. В какой-то момент я обнаружил, что некоторые мои знакомые, если не имеют в своем кругу адыгов, представляют их очень отвлеченно, примитивно даже, шаблонами. Какие-то фрагменты культурные, может быть… История Кубани ими воспринимается исключительно как казачья. То есть сначала древнегреческие полисы, а потом — раз! — и тут появились по велению императрицы казаки.

Меня этот вакуум сильно задел, возмутил даже. Стал копать информацию. Собирать материалы. Где-то лет семь назад. Прочитал книги о Кавказской войне. Старые документальные, вроде генерала Василия Потто и мемуаров поляка Лапинского, современные художественные — «Громовый гул» Михаила Лохвицкого и «Последний из ушедших» Баграта Шинкубы. Даже по материалам, собранным царскими офицерами, было понятно, какая трагедия происходила несколько десятилетий на этих землях.

Почитаешь иные публикации или форумы, и складывается впечатление, что Кавказская война не закончилась.

— Тема до сих пор больная. Вроде бы хорошо исследованная, но всегда были умолчания какие-то. После развала СССР — обострение, всплеск. Кстати, эта тема — «водораздел» Краснодарской исторической школы и Майкопской. Это условные названия, конечно. Но в научной среде серьезные баталии идут.

Читали о претензиях адыгов к учебникам по кубановедению?

— Да, и они во многом справедливы. Там есть Горгиппия, Фанагория, скифы, половцы, кочевники, но почти не встречаются адыги. Аборигены упоминаются совсем редко, только в связи с Кавказской войной и с упором на мусульманских деятелей. Непонятно, что миграции из России на Кубань начались только в 60-х годах XIX века. Зато можно решить, что эта территория исключительно казачий край. Но откуда у нас такие названия — Пшиш, Туапсе, Агой, Лоо, Натухаевская и т.п.?

Предположу, что вам «прилетает» и от историков, и от казаков...

— По-разному... Сталкиваюсь и со скепсисом, и с высокомерием. Но есть и те, кто понимает, зачем я это делаю. Консультируют, я записываю. Предлагают материалы, публикации. Разъясняют противоречия. И я разными источниками пользуюсь, сравниваю. В своих статьях историки оперируют сложными терминами, излагают академическим языком. А мне нужно донести доходчиво, заинтересовать зрителей. И я знаю, как сделать интересно. Я популяризатор, краеведом себя называю, чтобы людям было хотя бы примерно ясно, чем занимаюсь.

Казаки открыто не интересуются. Знаю, что смотрят, иногда коротко благодарят в комментариях за раскрытие темы, конфликтов у нас нет и не было. Как-то ко мне обращались из сочинского казачества, их интересовала тематика появления первых русских поселений в XIX веке на побережье, история Сочи. Я читал, что только губернатор Николай Кондратенко напоминал кубанцам, что они живут на черкесской земле. Кстати, на лекции приходит большинство русских, много недавно переехавших, они самые заинтересованные в местной истории.

Вот комментарии под видео иногда бывают очень злые, причем не из нашего региона. Вступаю в диалог. Если попадается тролль, отправляю в черный список. Часто споры возникают по любому поводу, спор ради спора, у каждого свой взгляд на вещи.

Из-за рубежа есть комментарии?

— Да, из разных стран. Черкесов же по всему миру разбросало. Особенно много стало откликов после того, как стал снабжать ролики субтитрами на английском. Но это трудоемкий процесс. Отнимает много времени. Обещали помочь с переводом на турецкий и арабский.

Разве все остальное — съемки, поездки, обсуждения, переписка — не требует сил и денег? Вы как-то зарабатываете на блоге?

— Нет. Открыли интернет-магазин с книгами и предметами культуры и быта адыгов, но это для поддержания интереса скорее, денег он приносит разве что на покрытие транспортных расходов.

Вы же юрист по образованию?

— В этой сфере я уже не работаю, хотя по-прежнему часто приходится практиковать, реальность такая у нас в стране. Несколько лет владел с партнером крупной клининговой компанией, потом разделились, и сейчас продолжаю небольшой бизнес в этой нише. Бросить не могу — это основной заработок. Мне здорово помогает жена. Катерина фотографирует, снимает видео, занимается продвижением в социальных сетях — у нас еще и инстаграм есть, ЖЖ остался, телеграм-канал и канал в «Яндекс.Дзен».

А дальние «командировки»?

— В республики меня часто приглашают. Кстати, первый выезд был в Черкесск в апреле 17-го. Пригласил Владимир Пшеноков на презентацию книги про абазинские фамилии в Кабарде. Приехал, а меня в президиум сажают. Там вообще сложно плану следовать — знакомят со всеми, поговорить с каждым надо… Но встречают очень хорошо — жилье, питание, еще и на бензин могут подкинуть. Просто в гости зовут, уже много хороших знакомых. Сложнее с Сочи. Там проживание недешевое и черкесов немного. А по краю и Адыгее я стараюсь управиться за световой день.

В вашем блоге и в пабликах часто обсуждаются топонимы. Вы знаете адыгский?

— Сейчас вокруг меня создалось такое крупное сообщество, что любой вопрос идет к специалистам. И я всегда сравниваю три-четыре источника. Переводы с любого языка уже возможны. У меня есть словари, понимаю структуру. Могут быть вариации. Я озвучиваю ряд версий, потому что глубоко не погрузишься, у разных племен могут быть варианты в диалектах. Советуюсь. В Кабарде у меня есть знакомые лингвисты.

А вообще, думаю составить что-то вроде публицистического издания «Путешествие из Тамани в Адлер», где о топонимике будет речь идти в том числе, основные версии. Туристам будет интересно, и местным тоже. А то сейчас столько фантазий накручено вокруг названий, еще и в коммерческих целях придумывают. В поездках по краю много интересных находок. С археологами и музейными работниками ищем потерянную Белореченскую церковь XV века, работа бурно идет, много добровольцев, СМИ подключились. Туристы, кто по горам часто ходит, теперь мне присылают все необычные памятники, которые там встречают, и мы вместе ищем авторов памятников, родовые фамилии адыгов, если они к ним относятся. Так что в планах еще много тем для роликов.

Виталий, а почему бы не сделать книгу и о Бжедуг-кале? Так же адыги называли Екатеринодар?

— Именно так. Крепость, или город, бжедугов. Казаки пришли в июне 1793-го основывать войсковой град в Карасунский кут не в пустыню, здесь было довольно обжитое место. Владение закубанского мурзы Гаджина Оглу Батыр-Гирея (тюркское имя Хаджимукова Батчерия), тут жили и хозяйствовали черкесы. Сообщалось, что ими даже «хлеба насеяно множество». Никто друг другу «противностей» делать не хотел. Уже потом отношения были разные. Войсковое поселение разрасталось, но было закрытым. Когда Екатеринодар стал открытым городом в 1867 году, предприимчивые люди разных национальностей стали развивать его экономику, заботиться об общем благе. Самые известные и влиятельные адыги конца XIX — начала XX века: Лю Трахов, Батырбий Шарданов, Шеретлуковы, Довлет-Гиреи, Улагаи, черкесогаи Богарсуковы и армяне Тарасовы. Эти очень богатые люди занимались благотворительностью, помогали взрастить адыгскую интеллигенцию. Вот просто метки: необычные дома инженера-путейца Шарданова (Краснодарский художественный музей им. Коваленко) и купцов Богарсуковых (нынешний бизнес-центр «Централь» (ранее «зеленый гастроном»), здание Краснодарского историко-археологического музея им. Фелицына стали визитными карточками Екатеринодара-Краснодара. Сохранилось жилище Лю Трахова на нынешней улице Мира, его дом на Красноармейской — тот, где «Дранки-бар». Интересных историй и судеб много. И про революцию, Гражданскую войну.

Из всех этих фамилий на карте города не отражена ни одна, есть только улица имени Шахан-Гирея Хакурате — первого секретаря Адыгейского обкома ВКП(б)…

— Да, в 1967 году переименовали улицу Крестьянскую. Есть несколько мемориальных досок в честь советских деятелей. Хакурате посмертно (!), в 1938-м, сделали «врагом народа», стерли все названия с его именем, уничтожили могилу. И хоть оправдали в 60-х, но полноценно память о нем не вернули, а ведь это человек, чьими усилиями была создана современная Адыгея. Бюст Лю Нохлуховича Трахова установили на его бывшем доме около трех лет назад, и то, кажется, на средства потомков, которые живут и работают в Краснодаре и Майкопе.

Еще у нас полтора года назад по инициативе депутатов ЗСК (атамана Громова в первую очередь) открыли в Краснодаре памятник казаку и горцу. Внешне они почти неразличимы.

— Это очень гармоничный памятник, по-моему. Некоторые забывают, что кубанские казаки одеты в черкески, носят папахи. А в Первую мировую и те и другие пошли на фронт защищать Россию. Была сформирована Туземная (Дикая) конная дивизия. В ее составе были только добровольцы, так как кавказцев по закону в армию не призывали. А среди офицеров были и русские дворяне. Тогда казачьи батальоны сражались заодно с черкесскими.

https://www.yuga.ru/articles/society/8340.html

0

6

В "Адыгэ Хасэ" требуют от краснодарского блогера удалить националистические комментарии

Черкесский активист требует от популярного блогера удалить националистические комментарии под видео об Адыгее.

Член совета "Адыгэ Хасэ" Адам Богус (Адыгея) пожаловался в Следственный комитет на комментарии под одним из видеороликов популярного краснодарского YouTube-блогера Евгения Ширманова.

Ширманов занимается темой правонарушений на дороге - как со стороны водителей, так и со стороны представителей ДПС. У него 220 тыс. подписчиков. В апреле блогер выложил на свой канал видео под названием "Адыгея. Хороший понт дороже денег".

В ролике показан инцидент, который произошел на Тургеневском шоссе в районе "Мега Адыгея-Кубань". Ширманов в течение некоторого времени следил за одной иномаркой, затруднявшей движение. Те, кто в ней сидел, знакомились в процессе движения с девушками в соседней машине, и блогер сделал им замечание. После этого автомобиль резко остановился, и произошло небольшое столкновение, а далее - продолжительная словесная перепалка между Ширмановым и вышедшими из иномарки адыгами. Конфликт удалось уладить миром, однако блогер выложил запись с видеорегистратора в YouTube.

За неделю видео посмотрели почти 200 тыс. пользователей, к нему оставлено более 3,1 тыс. комментариев, целый ряд из которых носит националистический характер. По мнению Богуса, комментаторы "своими высказывания разжигают межнациональную рознь между адыгами и славянскими народами".

Как пояснил "Кавказ.Реалии" адвокат Богуса Заур Татлок, им не удалось связать с Ширмановым, у которого есть возможность "почистить" комментарии. В итоге они подали заявление в СКР по статье 282 УК РФ ("возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства") - безадресно, по факту нарушения. Ширманов пока никак не отреагировал на происходящее, корреспонденту "Кавказ.Реалии" связаться с ним также не удалось.

https://www.kavkazr.com/a/29202451.html

0

7

За каменты ответишь?

https://gdb.rferl.org/E396EFA1-CA2A-4F29-80B2-3501EF65A4FA_w1597_n_r1_s.jpg
Черкесские активисты винят российские СМИ в том, что результатом их пропагандистской работы стала ненависть

Черкесские активисты требуют привлечь к ответственности кубанского блогера и его комментаторов

Группа черкесских активистов обратилась в Следственный комитет с требованием установить и привлечь к ответственности лиц, которые оставили оскорбительные комментарии в адрес черкесов под видео "Адыгея. Хороший понт дороже денег" известного блогера Евгения Ширманова на канале YouTube.

Также заявители требуют проверить не имеется ли в действиях самого Ширманова признаков состава какого-либо преступления или правонарушения.

Из того самого ролика видно, что конфликт возник из-за дорожной ситуации, произошедший на Тургеневском шоссе в районе "Мега Адыгея-Кубань".

Согласно титрам на видео, Ширманов в течение некоторого времени наблюдал за иномаркой, двигавшейся со скоростью ниже среднего потока.

Сидевшие в иномарке знакомились в процессе движения с девушками в соседней машине, на что блогер сделал им замечание. После этого автомобиль резко затормозил, и произошло столкновение. Последовала словесная перепалка между Ширмановым и вышедшим из иномарки уроженцем адыгейского аула Псейтук Муратом Уджуху.

Адвокат Краснодарской коллегии адвокатов Заур Татлок в беседе с "Кавказ.Реалии" пояснил, что блогер совершил наезд на впереди стоявшую машину Уджуху.

"Мурат пытался уладить конфликт мирно, сказав, что за 'въезд' в его машину он не имеет к блогеру претензий. Оба договорились, что ролик не будет выложен в интернете", - поясняет адвокат заявителей.

По его словам, видео имеет признаки монтажа и что момент столкновения также вырезан. Сам участник инцидента Уджуху сказал адвокату, что из видео были вырезаны и другие провокационные действия Ширманова.

Адвокат Татлок расценивает реакцию комментаторов под видео преступными: "Живя в республике мы никогда не сталкиваемся с подобными шовинистическими, экстремистскими высказываниями в адрес черкесов. В данном случае - это большой шок. Мы живем дружно с народами региона и добрососедствуем. Национальный вопрос вообще здесь не стоит".

Обращение в Следком сам блогер Ширманов приветствует.

"Мне, конечно, жаль, что они оскорбились. Но раз уж они считают, что их права были нарушены, то, конечно, пусть обращаются в правоохранительные органы. Молодцы, совершенно правильно поступили. Надеюсь, органы разберутся и дадут всем этим действиям оценку", - сказал блогер в интервью "Кавказ.Реалии".

Ширманов считает, что никакого общественного резонанса видео не получило, ведь ролик посмотрели даже не все его подписчики: их у него 220 тысяч человек, а видео просмотрели чуть больше 200 тысяч раз.

Блогер объяснил, что разместил видео на YouTube, чтобы добиться "общественного порицания такого поведения водителя".

"Это открытое обращение в контролирующие надзорные органы (я знаю, что они наблюдают за мной) для прояснения ситуации и привлечения к ответственности этого человека, который нецензурно выражался в мой адрес", – заявил Ширманов.

По словам нашего собеседника, комментарии под видео он не читал и не знаком с их содержанием. Однако блогер отметил, что за оскорбительные выражения нужно привлекать к ответственности, даже его самого, если следствие посчитает это нужным.

"Я за то, чтобы закон соблюдался всеми и везде. Но меня привлекать не за что, и правоохранительные органы так и посчитают, если проведут объективное и полное расследование", - уверен блогер.

По мнению черкесского общественного деятеля Адама Богуса, одного из инициаторов заявления в Следственный Комитет, вся эта история является очень ярким показателем процессов, происходящих в российском обществе последние годы.

"Перед началом известных украинских событий на центральных каналах ТВ долго шла компания по очернению и дискредитации кавказских народов, а затем и всех нерусских народов. Российские СМИ усердно обрабатывали сознание сограждан, внушая им ненависть к кавказцам. Сейчас мы видим плоды этой пропагандистской атаки. В комментариях к видеоролику блогера Ширманова столько националистической, шовинистической злобы и ненависти к черкесам, что в пору уже говорить о массовом психозе в российском обществе", - заявил общественник.

Он считает, что вся эта злоба ничем особенно не спровоцирована, поводом послужило совершенно незначительное ДТП.

"Причем надзорные органы, силовые структуры, ведущие тотальный контроль за информационной средой и вообще за гражданами, никакой реакции до сих пор не проявили на массированную акцию уничижения, попирания чести и достоинства целого народа. Уж сколько известно случаев, когда за 'лайки' и перепосты возбуждают уголовные дела, преследуют людей, а тут ...", - посетовал Богус.

По его словам, все это говорит о том, что это не случайное недоразумение, а четко обозначившийся вектор во внутренней политике или, как минимум, в сфере межнациональных отношений в стране: "И это страшно. Страшно для всех народов РФ, а не только для адыгов".

https://www.kavkazr.com/a/29204159.html

0