쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » История Кавказа » Лорса Лида Грузинская царица Тамар


Лорса Лида Грузинская царица Тамар

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://sg.uploads.ru/t/dg8Ih.jpg
http://s5.uploads.ru/t/iRHaj.jpg
ЛОРСА ЛИДА ГРУЗИНСКАЯ ЦАРИЦА ТАМАР

( продолжение )Гостеприимство -   Свидетельство древности народа,
Авраам пророк который ставил заповедь гостеприимства выше многих других заветов. и построил гостевой шатер

Ингушские ( кабаки) Кхабакха - буквально "Приятная Весть", первыми встречали гостей, торговцев

Сага о красавице Лорса Лида из Ларсового Кхабакха кабака
Предание гласит, что в ней (крепости) скрывалась какая-то царица Дария. Давшая имя свое ущелью — сказка. Дариал, на древнем персидском языке значит — ворота». (А.С.ПУШКИН. «Путешествие в Арзрум»).Въ грузинскихъ лѣтописяхъ эта тѣснина извѣстна подъ различными названiями (Ралъ-Ани, Даргани, Даргала, Даргали, Даргалани, Дарианъ, Дарiаламни, Дарiалѣмапи, Дарiалани), изъ которыхъ наиболѣе употребительны Дарiель и Дарiалъ, подавшiя въ наше время поводъ къ сочиненiю нельпой басни о какой-то царицѣ Дарьѣ, жившей въ тѣснинѣ и грабившей купеческiе караваны. Выдумка эта перешла въ книги подъ видомъ грузинской народной легенды».М. Ю. Лермонтов 1837г. Дарьяльское ущелье с замком
В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.
В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила...

Легендарная Лида , дочь владелеца Кхабакха кабака  Ларса — Салтан-мурза — одного  из первых представителей нашего народа, заложивших фундамент исторически прогрессивного процесса вхождения ингушей в состав России.
Для многих Ахмед Хамхоев - это, в первую очередь, автор легендарной песни «Лорса Лида». Впервые она прозвучала по радио, в далеком Казахстане. Примечательно, что многие считают, что у песни нет автора. Немало тех, кто убежден, что песня народная, что служит лишним свидетельством огромного таланта ее сочинителя.

Верхний Ларс/Marla Лаьрс -
древнее поселение к северу Гири-Эка. (Дарьяльского прохода). Издревле эти земли принадлежали различным ветвям ингушского кровного братства Оарц-хой, которые контролировали здесь стратегические ворота Кавказа. Село, вероятно, названо по имени Лорса, сына легендарного Дзарахмата и родоначальника одной из ветвей братства Орца-хой - Лорса-наькъан. По преданию, записанному Ч.Ахриевым в 19 веке, одного из сыновей легендарного основателя Джарахского общества Джарахмета (Дзарахмата) звали Лорсин. К потомку Лорса очевидно принадлежал и «владелец Ларсового кабака Султан-мурза Окуцкий», который упоминается в российских источниках 16 века. В Ларсе проживали представители различных ингушских фамилий, в частности Хути-наькъан (Хутиевы), которым принадлежал здесь замок М1амат-г1ала. На склоне у Ларса сохранились развалины системы древних оборонительных сооружений, прикрывавших теснину Дарьяла с севера.
Нижний Ларс/Эг1а Лаьрс-
современное поселение на левом берегу р. Терек в 5 км. к северу от Верхний Ларе, у устья р. Чалхи (р. Тагаурка). В 19 веке здесь стоял казачий пост. «Эг1а Ларе» - «нижний Ларе».

Гаппдук/Г1апп-дукъ/ Гаппдагь -
невысокий горный хребет, возвышающийся над с. Верхний Ларе, надалеко от Ларских укреплений. Название переводится с ингушского как «замковый хребет», где «г1апп» -укрепление, замок, «дукъ» - хребет. У А.Д.Цагаевой название дано в несколько искаженном виде - Гаппдагь.

8 октября поклонники творчества выдающегося поэта и композитора Ахмеда Хамхоева отмечали столетний юбилей своего кумира. В читальном зале Сунженской районной библиотеки собрались друзья, родственники и те, кому просто очень дорого творческое наследие этого незаурядного человека, которого нет с нами вот уже 18 лет.

  Сага о красавице Лорса Лида из Ларсового Кхабакха кабака
Предание гласит, что в ней (крепости) скрывалась какая-то царица Дария. Давшая имя свое ущелью — сказка. Дариал, на древнем персидском языке значит — ворота». (А.С.ПУШКИН. «Путешествие в Арзрум»).

Легендарная Лида , дочь владелеца Кхабакха кабака  Ларса — Салтан-мурза — одного  из первых представителей нашего народа, заложивших фундамент исторически прогрессивного процесса вхождения ингушей в состав России.
Для многих Ахмед Хамхоев - это, в первую очередь, автор легендарной песни «Лорса Лида». Впервые она прозвучала по радио, в далеком Казахстане. Примечательно, что многие считают, что у песни нет автора. Немало тех, кто убежден, что песня народная, что служит лишним свидетельством огромного таланта ее сочинителя.

Ведь так могут подумать лишь о произведении, абсолютно точно отвечающем представлениям людей о национальной музыкальной эстетике, о культурной и духовной идентичности.[align=left][/

   
КАК  СТАТЬ ДРЕВНИМ НАРОДОМ? «Греческие Союзы гостеприимства».

Бессмертный  - гостеприимный  человек,  трижды превосходит храброго."

Главная степень , основа древности кавказцев -  гостеприимство..поскольку Кавказ являлся священной землей в древних традициях, потому что это то место, где возродилось Человечество после катастрофы Потопа, благодаря огню, похищенному Прометеем.
Гостеприимство -   Свидетельство древности народа, отличительная особенность священных мест где имело место древнее  массовое паломничество ...Горы Ингушетии, с тысячами памятниками древности, музей под открытым небом, являлся сакральным местом, как божественные Иерусалим и  Мекка.Гостеприимство приносит чудо в жизнь людей. Это природный дар заложенный в человеке спокон веков. Это секрет счастья и источник вдохновения.  
Авраам построил шатер на перекрестке торговых путей, чтобы встречать путников и рассказывать им о Б-ге. Это был первый человек, который ставил заповедь гостеприимства выше многих других заветов. Он приглашал в свой дом кого угодно – торговцев, бедуинов, странников, наемников, – с единственной целью: чтобы они, отдохнув и пообедав в его шатре, сказали спасибо Вс-шнему. Тем самым Авраам рассказывал о Едином Творце всем делающим.

Ингушские Кабаки( Кхабакха) , как и шатёр Авраама стоял отдельно на торгом пути встречая гостей
Вспомним Ларсов кабак, Черебашевых (Чербижевых) из Гвилети, вспомним Ларс и Чми, основанных ингушскими поселенцами и контролировавшаяся ими вплоть до конца XIX века в Дарьяльском ущелье , Военно-Грузинская дорога, а ранее знаменитая дорога Щитоносцев ингушей..
КХАА – приятная весть, в отличии от бала-дурная весть
Кхаабала ! мистическое учение иудаизма..
Кхаабувций-древний посох приятных вестей, посох с набалдашником в виде удода ! символа весны.

Происхождение слова гостеприимство удивительно. Удивительно с точки зрения Священных писаний , т.к. в греческом тексте используется слово φιλοξενίαν (филоксения). Корень этого слова ФИЛО означает любовь. В греческом слове есть явное указание на то, что гостеприимство есть отражение любви между людьми.  Слово «филоксиния» можно перевести как «страннолюбие, странноприимство, радушие». 
Большей частью греки пользовались гостеприимством родственников и знакомых, а иногда даже незнакомых людей. Гостеприимство было естественной составной частью быта. Во всех домах состоятельных людей были особые комнаты для гостей.
Права гостеприимства находились под покровительством Зевса. Гомер называет его «Зевс-гостеприимец».

В греческих полисах создавались «Союзы гостеприимства». Каждый член такого Союза – ксен – брал на себя защиту интересов жителей другого полиса в своем государстве. Со временем в Древней Греции даже установился институт проксенов и евергетов (благодетелей), когда иностранец заключал договор о гостеприимстве уже не с отдельным человеком, а с городом-государством.
При этом обе стороны должны были соблюдать следующие условия: проксен обязан был защищать в своем городе интересы прибывших сюда граждан государства, давшего ему звание проксена, подобное современному званию консула; государство обязывалось, со своей стороны, предоставить проксену в случае, если он пожелает прибыть или поселиться в нем, все гражданские права, кроме политических. Проксен мог приобрести землю или другую недвижимость, судиться в общем порядке, занимать наиболее почетные места в театре или на спортивных состязаниях и т. д.

      В сезон хаджа гостеприимство мекканцев достигает апогея. Кланы племени Курайш разделили между собой обязанности по организации хаджа по следующим направлениям: обеспечение паломников питьевой водой (сикайя), рифада – обеспечение их едой бесплатно или за скромную плату, и сидана – уборка и ремонт Каабы и Запретной мечети.
Сегодня эти функции выполняют различные государственные агентства, благотворительные организации, частные лица и – особенно в случае сиданы – потомки родов, унаследовавших ту или иную почетную обязанность. Единственный род, сохранивший за собой одну из этих почетных обязанностей еще с доисламских времен – это род Бану-Шайба, из которого из века в век назначаются хранители ключей от Каабы.

http://s3.uploads.ru/t/OV0Q3.jpg

Отредактировано Сергей Сергеевич (2018-12-10 17:44:47)

0

2

До Лермонтова никто не называл обитавшую в старинной башне царицу Тамарой. Напротив, все путешественники по Военно-Грузинской дороге в 20–30-х годах упоминают при этом совершенно другое имя.
«По преданию, – пишет автор «Писем о Грузии» Платон Зубов, – в старину обитала тут женщина Дарья, атаман разбойников, наполнявших ужасом окрестные страны», – и сообщает, что сохранившиеся на скале развалины называются «Дарьин дом»[535].
Другой путешественник точно так же утверждает, что замок принадлежал какой-то Дарье, но называет ее при этом «царицей». «Достойно удивления, каким образом можно было строиться на такой неприступной высоте, – пишет он и тут же добавляет: – Впрочем, туземцы решают это легко: царица была в связи с окаянным, а для последнего нет ничего невозможного»[536].

В книге французского путешественника Гамба говорится: «Если верить местному преданию, Дарьяльский замок принадлежал в средние века какой-то княжне Дарье, которая взимала со всех путников огромную мзду, а того, кто ей нравился, задерживала, чтобы разделить с ним ложе, и приказывала бросать в Терек любовников, которыми была недовольна»[537].
Четвертый путешественник сообщает, что «в замке сем жила молодая царевна»[538].
Пятый уверяет, что это было жилище «волшебницы Дарии»[539].

В действительности имя настоящей горянки и  красавицы из легенды рознятся , последнее возникло от самого названия Дарьяла, где пролегал шёлковый путь.. ( даьри - шёлк ). 
Жанр илли, о красавице Лорса Лида возник не на пустом месте, а «на плечах» предыдущих жанров ингушского фольклора и песен. Тысячи путешественников, купцов и служивых людей которые видели неприступную как горы  красавицу , в шёлковом платье с золотой отделкой становились носителями сказании и легенд, не потому ли столько общего о девичьих замках, о царевнах в высоких тесных башнях
http://s9.uploads.ru/t/P8gnN.jpg

0


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » История Кавказа » Лорса Лида Грузинская царица Тамар