쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Эгахой

Сообщений 1 страница 20 из 37

1

http://uploads.ru/t/c/Q/F/cQFns.jpg

Бохтор-наькъан

1. Богатыревы – Эшка-Бохтарой – прож. в г.Назрань.
2. Озиевы – птр. от Эшка-Бохтарой – прож. в с.Гамурзиево.
3. Эгиевы – прож. в ауле Эги-киала.
4. Ведзижевы – птр. от Богатыревых – прож. в с.Плиево, в с.Барсуки
5. Алакиевы – птр. от Ведзижевых, прож. в с .Ср.Ачалуки.
6. Дахкильговы – птр. от Богатыревых, прож. в с.Долаково и Гамурзиево.
7. Хаматхановы – птр. от Дахкильговых, прож. в г.Малгобек.
8. Гиреевы – птр. от Богатыревых, прож. в с.Базоркино.
9. Наурузовы – птр. от Богатыревых, прож. в с.Базоркино.
10. Абиевы – птр. от Богатыревых, прож. в Ср.Ачалуки.
11. Инаркиевы – птр. от Богатыревых, прож. в г.Назрань.
12. Сакаловы – птр. от Богатыревых, прож. в с.Сурхахи.
13. Гандаровы – птр. от Богатыревых, прож. в с.Мужичи.
14. Бейговы – птр. от Сакаловых, прож. в с.Ср.Ачалуки.
15. Сосланбековы – птр. от Дахкильговых, прож. в с.Долаково
16. Гемербиевы – птр. от Богатыревых, прож. в с.Ср.Ачалуки, с.Базоркино.
17. Сискаловы – птр. от Ведзижевых, прож. в с.Ср.Ачалуки.
18. Цуровы – птр. от Дахкильговых, по имени матери.

Газг-наькъан

1. Газдиевы – прож. в г.Назрань, в с.Базоркино.
2. Базоркины – птр. от Газдиевых, прож. в с.Базоркино.
3. Баталовы- птр. от Газдиевых, прож. в с.Базоркино.
4. Базгиевы – птр. от Газдиевых, прож. в с.Экажево.
5. Газиевы – птр. от Газдиевых, прож. в с.Барсуки.
6. Джандыговы – птр. от Тангиевых, прож. в г.Назрань, в с.Н.-Корт.
7. Шишхановы птр. от Джандыговых, прож. в с.Каским.
8. Миниевы – птр. от Газдиевых, прож. в с.Барсуки.
9. Хуниевы – птр. от Газдиевых, прож. в с.Барсуки.
10. Эгиевы – птр. от Газдиевых, прож. в с. Каским.
11. Бузуртановы – птр. от Газдиевых, прож. в с.Каским.
12. Тангиевы в братстве с Газдиевыми, прож. в г.Назрань, в с.Сагопши, Бозоркино.
13. Ужаховы – Ужах-накьан в братстве с Газдиевыми, прож. в г.Назрань, с.Барсуки, Бозоркино.
14. Цокаевы – птр. от Озиевых, прож. в с.Гамурзиево

Оуш-наькъан

1. Аушевы – прож. в с.Сурхахи, г.Назрань, с.Н.-Корт, Экажево.
2. Аушевы-2 выходцы из Чечни, прож. в некоторых селах Ингушетии.
3. Майсигоевы – птр. от Аушевых, прож. в г.Назрань, с.Н.-Корт.
4. Мархиевы – птр. от Аушевых, прож. в с.Гамурзиево.
5. Толдиевы – птр. от Аушевых, прож. в с.Экажево, г.Назрань.
6. Бейговы – птр. от Аушевых, прож. в Ср.Ачалуки.

0

2

Кал, Хамхи и Таргим

Ингуши говорят: «Кто не знает своих предков хотя бы до седьмого колена, тот неполноценный ингуш». В цепкой памя­ти народа сохраняются не только имена предков с древней­ших времен, но и то, кто какое место занимал в обществе. До меня дошли следующие имена моих предков: Шамыр, Га, Галга, Газилг, Кинд, Шоа, Чопа, Эльберд (Альберд), Эги, Эга, Ивазд, Газд, Гейберд, Булгач, Арсмак, Эбарг, Газд, Урцхан, Кацкхал, Пачи (Базорко), Байсангур (Байсхар, Федор), Мочхо (Сергей Федорович), Андрей (Саадул), Сергей. История мое­го древнего рода неотделима от истории всего ингушского народа, который, как и другие малочисленные народы мира, вынужден вести непрерывную и неравную борьбу за выжива­ние, за право жить на своей земле.

И я горжусь, что в моем роду немало таких всенародно признанных авторитетов. Якуб Патиев - биограф известного ингушского писателя И.М. Базоркина (внука Банухо Базорки­на - героя турецкой войны 1877-1878 годов) - в своей книге «Идрис Базоркин. Жизнь и творчество», изданной в 2010 г., пишет: «Как видим, род Базоркиных только по одной линии дал народу целую когорту славных имен. Сама по себе исто­рия этого рода могла бы стать предметом интересного худо­жественного или документального исследования, на примере которого можно было бы проследить и историю ингушского народа». Действительно, мои предки всегда были в гуще исторических событий, связанных с моей малой родиной Ин­гушетией и большой родиной Россией.

В средние века жил в горах Северного Кавказа мудрый че­ловек по имени Альберд, которого ингуши почитали как свя­того. Он является родоначальником всех «кхаькхалинцев», то есть выходцев из трех башен, потомков трех сыновей Аль­берда. О нем имеются не только устные предания, но и пись­менные сведения, которые оставил нам незабвенный этно­граф Тутаев Албаст, живший в XIX веке. Потомкам Альберда принадлежит всенародно признанная заслуга в сохранении ингушского этноса и создании необходимых условий для за­рождения и развития Республики Ингушетия. Албаст Тутаев пишет про Альберда: «У него было три сына: Эги, Хамхи, Таргим и четыре дочери: Айсег, Байсег, Мислимаг, Мислинат. Женат он был на Доли - дочери грузинского дворянина, с кня­жеским гигулом, жившего по соседству с Ингушетией, ныне Телавского уезда».

Далее Тутаев пишет: «До нас дошли много преданий о нрав­ственных устоях этого человека. Он прожил около 80 лет. Вел средний образ жизни, был мужественен, трудолюбив, любил навещать родственников, соседей-грузин. В нужную мину­ту готов был прийти на помощь. Хорошо владел грузинским языком, к богатству особой тяги не имел. Исам был прав­долюбом, и тех, кто правду говорит, уважал. Его отличала набожность. Он часто посещал святое молебное место Цей. Близких родственников призывал жить в дружбе, по-доброму относиться к соседям, к старшим. Его миролюбие, щедрость души, мудрость снискали у галгаевцев (т.е. ингушей - Б.А.С.) почтение».

Перед смертью Альберд собрал родственников и сказал: «Скоро я на запряженных быках поеду в сторону Ауковцев. На обратном пути я умру. Похороните меня там, где остано­вятся и прилягут мои быки». Его предсказание сбылось: быки остановились напротив Ерды - в полуверстах от Таргима, где и похоронили его родственники как святого. Тело Альберда предали земле, а светлая память о нем и его могучий дух все­лились в сердца людей и продолжают служить народу по сей день. За несколько дней до своей смерти в кругу своих близ­ких родственников и приглашенных соседей Альберт сделал завещание, в котором указал, как и где надлежит жить трем сыновьям после его смерти. Некоторое время осиротевшие братья жили вместе в доме отца в Эги-Кале, который отец завещал старшему сыну. Эги, как старший в семье мужчина, приступил к выполнению завещания отца пункт за пунктом: всем миром построили жилье сначала среднему брату Хам­хи, а затем - младшему Таргиму на указанных Альбердом местах. Сами братья отличались трудолюбием, были ре­месленными людьми и искусными строителями. Когда жилые башни были построены, рядом возвели двух, трехэтажные боевые башни. Сыграли две свадьбы: Хамхи женился на до­чери Левана Льянова, а Таргим - на сестре Були. Разделили имущество отца согласно завещанию и стали жить каждый в своем доме. О том, какие они были труженики, можно судить по той части наследства, которая досталась Таргиму: 20 ло­шадей, 5 мул, 5 ишаков, до 300 баранов, скотина с быками до 15 голов.

Итак, выполнив завещание отца, сыновья обосновали три жилых массива: Эги-Кал, Хамхи и Таргим, расположенные в райском уголке земли.

Места эти невообразимо красивые. Когда я впервые уви­дел эти горы на фоне голубого неба с застывшими кое-где белыми облаками, очарование было столь велико, что по ще­кам потекли слезы щемящей радости: истосковавшееся по Родине сердце десятилетнего «врага народа», вернувшегося к могилам своих предков после тринадцатилетней ссылки в Северный Казахстан, физически ощутило зов родной крови. Теперь я понимаю, почему говорят, что туристы немеют от этой красоты, когда посещают эти горные крепости.

Вокруг башенных крепостей кхаьхкалинцев объединились остальные разрозненные племена ингушей, что явилось не­обходимым условием для образования в будущем ингушской государственности. Неудивительно поэтому, что народ до сих пор хранит добрую память об Альберде и трех его сыновьях: Эги, Хамхи и Таргиме.

0

3

Далекие наши предки вышли из Фяра-Эгикала1 – самых известных башен Ингушетии. Много знаменитых родов вышло оттуда. В Фяра-Эгикале находится башня Бохтара. Он является родоначальником многих родственных родов. Как я помню, его потомками являются фамилии: Богатыревы, Ведзижевы, Инаркиевы, Гандаровы, Гиреевы, Наурузовы, Сакаловы, Абиевы, Гамурзиевы, Гуражевы… Других сейчас не вспомню. К ним ко всем принадлежим и мы, Дахкильговы. Из мною перечисленных наиболее близки нам Ведзижевы и Гамурзиевы. Сегодняшнее село Гамурзиево основали Богатыревы.

Вот перечень наших прямых предков, каких я помню: первым является Эга, затем идут Бохтар, Ита, Каси, Сали, Андар, затем идет наш Дахкильг. У него были сыновья Гостемир, Солтамак, Оза, Беттиг и Марзбик. Наша родовая ветка идет от Гостемира. Его сыновья, Долак и Кайтук, были царскими офицерами2. Мой отец Боскар, сын Кайтука, также был офицером. Уже на старости лет Боскар взял с собою своего старшего сына Эльберда и совершил паломничество в Мекку. С тех пор их стали называть Боскар-хаджи и Эльберд-хаджи. У моего деда Кайтуко и отца Боскар-хаджи были свои отряды, которые охраняли Владикавказ и Назрановские поселения от черкесов и от шамилевских воинов. Мой дед и отец славились по всей Ингушетии и они были дружны с такими известными мужчинами, как Мочко Базоркин и Малсаг Долгиев.

Поскольку ты хочешь знать про старинное, я тебе для начала расскажу про Андара, отца нашего предка Дахкильга. В те времена еще не говорили - ты Дахкильгов, а ты Ведзижев, – всех называли Богатыревыми. И вот, шестеро из них, а с ними и наш Андар, пошли в сторону Эльхотово к черкесам3, которые тогда там жили. Поехали они купить коней и потому прихватили с собою вдоволь золота и серебра. Шли они к черкесскому князю Ахло. Не доезжая до его владений, они увидели хороший табун коней. Их охраняли хорошо вооруженные пастухи. Приехали наши к князю Ахло и попросили продать им двадцать или тридцать коней. Ахло был чрезмерно спесивым и не любил ингушей, поэтому он и не собирался продавать им коней. Чтобы не сказать «я коней вам не продам», он заломил цену, в два-три раза выше положенной. Наши знали цену коней и потому сказали, чтобы князь не заламывал цену, а вел торг по справедливости. Однако князь уперся на своей несбыточной цене. Он даже не пригласил в дом уставших с дороги гостей4. В те времена, не то, что сегодня, мужчины не торговали цену.

Опозоренными ушли оттуда наши мужчины. Тамада сказал, что и черкесские князья бывают разные; поедем к другому князю. Когда закончилось обсуждение, тогда Андар, как младший, сказал свое слово. Он предложил угнать у Ахло его табун. Считая себя оскорбленными, наши порешили наказать князя – угнать его табун.

Пастухи ахлоевского табуна на ночь напивались «масхамом5» и, выставив одного стража, мертвецки засыпали. Наши дождались времени после полуночи и до рассвета накинулись на пастухов и всех их связали. Погнали они табун к Тереку. Двое гнали табун справа, другие двое – слева и двое сзади.

Пригнали табун к Тереку и остановились. Тамада приложил ухо к дороге и услышал конский топот. Тамада сказал Андару, что за ними мчится погоня и ее необходимо отражать, пока табун не перегонят через реку. Почему ему, да потому, что он был младшим и был умелым стрелком.

Погнали табун через реку, а Андар затаился на каком-то кургане. Лишь перегнали половину табуна, как приспела погоня. Андар выстрелами стал отражать ее. Погоня остановилась и затаилась. Тем временем весь табун перегнали через реку. И только Андар попытался оторваться от погони, как вражья пуля настигла его. Он погиб и тело его осталось у врагов.

К Ахло послали некого осетина спросить, за что он вернет тело Андара, а также предупредить, что если будет телу нанесено увечие, – за это князь поплатится6. Ахло потребовал вернуть табун и, сверх этого, доплатить тройную стоимость табуна. Парень из Ведзижевых (помнил я его имя, но забыл) сказал: «Я возьму в плен кого-нибудь из дома князя Ахло».

Ночью он прокрадывался, днем таился и, наконец, затаившись вблизи жилища Ахло, стал следить за уходящими и приходящими. Так прошло несколько дней. Увидел он племянника князя Ахло, ведущего коня к реке. Подойдя к ней, племянник оставил оружие на берегу, вошел в реку и стал купать коня. Внезапно выскочивший парень из Ведзижевых ударом по голове оглушил его, сунул в мешок, вместе с ним вскочил на коня и припустился вскачь. Затем вновь послали к Ахло сказать: «Если вы не вернете тело нашего человека, то у нас будет труп вашего человека».

А что делать? Вернули тело Андара, но без одного глаза. Лишивши одного глаза, этого племянника князя вернули им. Ведь было же им сказано, чтобы они не издевались над трупом.

В то время наши предки жили то в Эгикале, то в Ангуште7. Тело Андара повезли в горы и положили в склеп8.

Когда Андар погиб, дома осталась его молодая жена из Евлоевых. Никто не знал, что она в положении.

В тот день, когда братья начали делить отцовское наследство, она в конюшне родила мальчика.

Делят братья наследство и видят, что их молодая сноха подошла к росшей на краю двора груше и обвязала ее ствол веревочкой. Ей было неудобно сказать деверям, что у Андара появился наследник и потому она так поступила. Кто-то послал свою жену спросить ее, почему она так поступила, на что получила ответ: «Там в яслях лежит какой-то мышонок-дахкильг». Она стыдилась сказать, что родила мальчика и потому иносказательно назвала его мышонком9.

Пошли посмотреть и увидели в яслях спящего мальчика-крепыша. Тут же ему выделили равную со всеми долю наследства. Евлоевы забрали его мать к себе. Мальчика воспитывали его дяди. Жили они в Ангуште. Сельская детвора дразнила мальчика именем «Больг-Дахкильг», т. е. «Сирота-Мышонок». Но мальчик не обращал на то внимания. Как-то его дядя услышал это прозвище и возмутился: «Что я слышу? Телом ты крупнее и сильнее их, а ведешь себя как слабак. Ударь одного из них, другие станут тебя бояться». «Я этого не делаю потому, – стал оправдываться Дахкильг, – что наверняка нанесу им увечье, а их родители со своими претензиями будут обращаться к вам». Дядя сказал: «Ударь так, чтобы не было увечья».

Играли дети и один из них подразнил его, сказав «Сиротка-Мышонок». Тогда наш ударил его по заду, да так, что он целый месяц не мог ни садиться, ни на спине лежать. С тех пор никто не мог его дразнить сироткой, а имя мышонок так за ним и закрепилось. Вырос он и в отместку за своего отца убил трех князей. Черкесы боялись ангуштинцев, и вражда на этом заглохла.

Дахкильг был крупного телосложения и был «буга» – борцом10. Любого борца он хватал и в момент валил наземь. Как-то на праздник в Ангушт приехали грузины и привели с собою здоровенных трех борцов. По одному их всех троих Дахкильг одолел. Присутствовавший там грузинский князь попросил его пойти с ним к грузинскому царю. Царь сделал его военачальником. Семь лет прослужил там Дахкильг и вернулся с большим богатством11. У Дахкильга было шестеро сыновей. Пятеро из них перешли жить туда, где сейчас находится село Гамурзиево. Затем Дахкильговы перешли жить в село Долаково.

________________

В 1970 г. от 66-летнего жителя села Долаково Ахмета Боскур-Хаджиевича Дахкильгова записал И. Дахкильгов.

1 «Фяра» – архаизм. Имел значение «благодатный».

2 Они были командирами милицейских отрядов начала и середины 19 века. В то время милицией называли платное ополчение.

3 Здесь имеются в виду кабардинцы, которых ингуши попеременно называют и черкесами.

4 Не пригласить приезжего в дом считалось бестактностью и оскорблением.

5 По-кабардински «масхама» – алкогольный напиток, типа «браги», «медовухи».

6 Согласно ингушской этике, не допускается издевательство над трупом врага.

7 Горные жители, перейдя на жительство в Ангушт («Большие ингуши»), продолжали сохранять свою связь с древними горными владениями.

8 В доисламский период ингуши клали тела усопших в родовые склепы.

9 Не было принято говорить «мой сын», «мой муж», «моя жена» и т. д. Вместо них употреблялись описательные названия или иносказания. Здесь мать вместо того, чтобы сказать «мой мальчик (сын)», иносказательно назвала его мышонком.

10 Тюркское и русское слово «бугай» имеется и в ингушском языке с тем же значением. Помимо него, этим словом ингуши называют и борца.

11 Одним из доходных промыслов некогда было наемничество ингушей в грузинские войска. Воинственность ингушей отмечена многими исследователями.

И.Дахкильгов

0

4

Ашка Бохтар

Как рассказывают, род Богатыревых ведется от Ашка Бохтара. На коне как-то ехал Бохтар и у родника увидел пришедшую по воду девушку. А было ему в то время поболее ста двадцати лет.

– Ты такой старый, а очень пристально смотришь на меня. Разве не стыдно тебе? – девушка укорила его.

– Так смотрю я, желая увезти тебя замуж за себя, – сказавши, нагнувшись схватил ее, посадил на коня сзади и увез к себе.

Затем произошло примирение, закатили пир и они стали мужем и женой. Через год у них родился мальчик, которому дали имя Дахкильг. От него и пошел род Дахкильговых. Брата Бохтара звали Ведаж и он стал родоначальником Ведзижевых. Богатыревы, Ведзижевы и Дахкильговы и по сей день чтут свое родовое братство.

0

5

Эгикал

Почти у вершины Цейлом жила древняя фамилия Забиевых. Это далекие предки жителей Эгикала.

Однажды у Забиевых пропало семь баранов.

Дело было осенью.

Весною несколько мужчин ушло на охоту.

И вот один из охотников увидел баранов, исчезнувших осенью. Они жили в пещере.

Внимательно осмотрев пещеру, охотники заметили не только баранов и овец, но и приплод – родившихся у них ягнят.

Охотники, вернувшись домой, рассказали об этом своим родственникам.

Тогда старики, удивленные тем, что скот уцелел в течение всей зимы и даже дал приплод, спустились вниз, в то место, где сейчас находится аул Эгикал.

Приблизившись к пещере, они опознали своих баранов, возвратились домой и сообщили обо всем жителям.

Сельчане выслушали рассказ стариков, посовещались и переселились на землю, занятую в настоящее время селением Эгикал, ибо все нашли климат весьма благоприятным для развития здесь скотоводства, в особенности – овцеводства.

0

6

В поселении Эги-кал издревле различали два основных квартала: восточный квартал - Аьшк-бера и западный квартал - Ошк-бера. В двух кварталах жили, соответственно, потомки двух братьев: Аьшк и Оашк (имеется предание о них). Возвышенность, которая их разделяет именуется Пхьа-Керте. Основными достопримечательностями их являются: Бохтар-хьаст и Чилик-хьаст, Сурт-г1ала и др. в Эшк-бера; Хаза-хьаст, Болат-г1ала, Г1азда-г1апп, Ауш-Села и др. в Ошк-бера. А над Пхьа-Керте возвышается замок Гураж-г1апп, с прочной боевой башней с плоским покрытием. В Эги-кале про Гураж-г1апп говорили: "На восходе Солнца, оттеняющий Хаза-хьаст, на закате Солнца, оттеняющий Бохтар-хьаст"! Но самым монументальным сооружением сохранившимся в главной крепости Галгаев является боевая башня, которую именуют по разному: Аьги-в1ов, Оз-в1ов, Эшк-Бог1тар-в1ов. Очень живописны окрестности Эги-кала: поляна в сосновом бору на склоне Ц1ей-лоама - Сей-ловзарге; долина с сосновым бором - Кураз-т1е, в центе которой возвышается куполообразный холм Зувре; пахотная долина по правому берегу Эги-хи, именуемая Овлар-т1е, на которой расположены развалины древнейших башен - Къинда-г1алаш; лесные угодья эгикальцев Аьги-хьу на склоне Такан-дукъ и т.д.

0

7

Къовда написал(а):

В поселении Эги-кал издревле различали два основных квартала: восточный квартал - Аьшк-бера и западный квартал - Ошк-бера. В двух кварталах жили, соответственно, потомки двух братьев: Аьшк и Оашк (имеется предание о них). Возвышенность, которая их разделяет именуется Пхьа-Керте. Основными достопримечательностями их являются: Бохтар-хьаст и Чилик-хьаст, Сурт-г1ала и др. в Эшк-бера; Хаза-хьаст, Болат-г1ала, Г1азда-г1апп, Ауш-Села и др. в Ошк-бера. А над Пхьа-Керте возвышается замок Гураж-г1апп, с прочной боевой башней с плоским покрытием. В Эги-кале про Гураж-г1апп говорили: "На восходе Солнца, оттеняющий Хаза-хьаст, на закате Солнца, оттеняющий Бохтар-хьаст"! Но самым монументальным сооружением сохранившимся в главной крепости Галгаев является боевая башня, которую именуют по разному: Аьги-в1ов, Оз-в1ов, Эшк-Бог1тар-в1ов. Очень живописны окрестности Эги-кала: поляна в сосновом бору на склоне Ц1ей-лоама - Сей-ловзарге; долина с сосновым бором - Кураз-т1е, в центе которой возвышается куполообразный холм Зувре; пахотная долина по правому берегу Эги-хи, именуемая Овлар-т1е, на которой расположены развалины древнейших башен - Къинда-г1алаш; лесные угодья эгикальцев Аьги-хьу на склоне Такан-дукъ и т.д.


интересные подробности

0

8

Спускаться на равнину было непросто, потому что в XVIII веке эта земля была занята кабардинцами. Процветала работорговля, поэтому всех, кто был недостаточно защищен, могли похитить и угнать в рабство. Но постепенно Аушевы все-таки спустились на равнину и основали село Сурхахи. Сейчас в Сурхахах живет 500 семей Аушевых. Мы все потомки одного из сыновей Ауша-Чирко. А потомки других сыновей Ауша поселились в других селах. В результате мы рассредоточились по селам Экажево, Карабулак, Ачалуки. После депортации, уже в 1957 году, мы пытались вернуться в родное село Сурхахи. Но не все смогли вернуться, потому что туда уже заселились представители многих других тейпов. Нашим пришлось уйти в другие населенные пункты. Сейчас в Сурхахах проживают представители разных тейпов»

0

9

Цечой написал(а):

Но не все смогли вернуться, потому что туда уже заселились представители многих других тейпов. Нашим пришлось уйти в другие населенные пункты

Ты хочешь сказать, что представители других ингушских тайпов занимали жилища депортированных Аушевых? Может, ты что-то другое хотел выразить?

0

10

Самая крупная фамилия среди Ингушей, Аушевы - 5,670 чел. (3,070 муж. 2600 жен.). 

Евлоевы - 4,900 чел. (2,370 муж. 1,530 жен.).
Барахоевы - 2, 540 чел. (1,450 м. 1,090 ж.)
Баркинхоевы - 2,070 чел.  (1,140 м. 920 ж.)

Отредактировано Джорджик (2014-06-09 02:19:03)

0

11

Джорджик написал(а):

Самая крупная фамилия среди Ингушей, Аушевы - 5,670 чел. (3,070 муж. 2600 жен.). 

Евлоевы - 4,900 чел. (2,370 муж. 1,530 жен.).
Барахоевы - 2, 540 чел. (1,450 м. 1,090 ж.)
Баркинхоевы - 2,070 чел.  (1,140 м. 920 ж.)

Отредактировано Джорджик (Сегодня 04:19:03)


где ты берешь это?))

0

12

Swenson написал(а):

где ты берешь это?))


Вот здесь смотри --

0

13

Есть какая-нибудь информация или что-нибудь интересное про Озиевы – прож. в с.Гамурзиево
Просто хотелось больше знать про своих предков

0

14

Che Guevara написал(а):

Есть какая-нибудь информация или что-нибудь интересное про Озиевы – прож. в с.Гамурзиево
Просто хотелось больше знать про своих предков


В 1780 г. Гаркаж Итонович, Тенарбот Озович, Эдал Озович и Желберд Гасарович (Итон, Оз и Гасар – три родных брата – правнуки Леега-Лейга) переселились со своими семьями из Таргима на плоскость. У Гаркажа было двое сыновей: Сямпи 27 лет и Гоби 24 лет; у Тенарбота был сын Элжарко 9 лет, у Эдала – сын Майрби, а у Желберда было 3 сыновей: Жима, Гойтако и Долтако. Там они прожили 23 года. За это время их сыновья обзавелись семьями, заимели своих детей. Население Шолхи увеличилось за счет выселявшихся на равнинные земли горцев, и жить там стало тесновато.

В 1784–86 гг. и 1803–1804 гг. между Владикавказом и Моздоком царскими властями были образованы военные укрепления и значительно уменьшилась опасность набегов кабардинских разбойников. Потомки Леега решили перебраться на постоянное место жительства на равнинные Назрановские земли. И в 1810 г. Гаркаж, Эдал и Желберд со своими семьями поселились возле реки Камбилеевки на землях нынешнего сел. Кантышева, а Тенарбот со своими 5 сыновьями (среди которых только старший Элжарко был женат) поселился на землях нынешнего сел. Гамурзиево Назрановского района Республики Ингушетия.

В 1810 г. потомки Леега Гаркаж, Эдал и Желберд поселились на землях нынешнего сел. Кантышево. Спустя год Гаркаж умер, и старшинство рода Итоновых перешло к Сямпи Гаркажевичу. В то время он пользовался большим авторитетом у односельчан как прекрасный наездник и воин, в совершенстве владеющий джигитовкой и оружием. Когда бы ни приходили с набегами кабардинцы, Сямпи умело организовывал им отпор, собирая вокруг себя таких же храбрых и отважных мужчин. Благодаря этим качествам он пользовался большим авторитетом и уважением среди односельчан. Но эти же качества вызывали зависть и злобу у некоторых недоброжелателей, не способных на такие поступки. Однажды ночью двое из этих недоброжелателей решили забраться к нему в конюшню и украсть его скакуна, чтобы как-то уронить в глазах односельчан его достоинство. Ему удалось обоих задержать в конюшне и с восходом солнца отпустить на глазах у всего села. Из-за этого его популярность еще возросла, укрепив за ним прозвище «Сямпи, задержавший в одну ночь двух воров», а те двое задержанных совсем опозорились в глазах односельчан. В те далекие времена за определенные действия люди давали отличившимся прозвища в соответствии с их поступками. Так, мирно и пользуясь уважением односельчан, потомки Леега прожили там 10 лет. Однако случилось так, что у Губаха, сына Гоби, произошла стычка с представителями одного из родов, проживавших там, которая могла перерасти в длительную вражду. Тогда, чтобы избежать кровопролития между представителями двух фамилий, Сямпи вместе со своей семьей и семьей брата Гоби переехал жить к своим двоюродным братьям Озиевым, проживавшим в сел. Гамурзиево. Это произошло в 1820 г. С тех пор потомки Итона проживают со своими ближайшими двоюродными братьями – потомками Оза – на территории сел. Гамурзиево и носят фамилию Озиевы.

Источник - АХ.У. МАЛЬСАГОВ. ИНГУШИ: ИСТОРИЯ И ВЕКА РОДОСЛОВИЙ

0

15

Салам аллейкум!
Я слышал, что у Шукри Дахкильгова помимо книги об ингушских тейпах была еще отдельная работа по родословной Богатыревых-Дахкильговых. Не знаете как называется?

0

16

Derzkiy Vinchenzo написал(а):

Салам аллейкум!
Я слышал, что у Шукри Дахкильгова помимо книги об ингушских тейпах была еще отдельная работа по родословной Богатыревых-Дахкильговых. Не знаете как называется?


Ва алейкум салам. Не знаю.

0

17

Асалам Алейкум Swenson!
У тебя нету гениологического дерева Газдиевых?
Или может можешь подсказать где взять?

0

18

Газд написал(а):

Асалам Алейкум Swenson!
У тебя нету гениологического дерева Газдиевых?
Или может можешь подсказать где взять?


Ва алейкум салам. Вот сейчас с наскоку не помню даже. Посмотрю на днях.

0

19

Derzkiy Vinchenzo написал(а):

Салам аллейкум!
Я слышал, что у Шукри Дахкильгова помимо книги об ингушских тейпах была еще отдельная работа по родословной Богатыревых-Дахкильговых. Не знаете как называется?

Ва алейкум салам.
"Генеалогия братства Эшка-Бохтарой и родословная Дахкильговых"

Отредактировано АбаД (2015-03-12 12:50:02)

0

20

http://se.uploads.ru/T2gLu.jpg

0