쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Шоанхой

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

http://i055.radikal.ru/1112/99/cfb46b5c798b.jpg

1. Шанхоевы прож. в с.Экажево, с.Н.-Корт, г.Назрань.
2. Актомировы – птр. от Шанхоевых, прож. в с.Экажево.
3. Бузуртановы – птр. от Шанхоевых, прож. в с.Альтиево.
4. Гетагазовы – птр. от Шанхоевых, прож. в г.Назрань, с.Шолхи.
5. Хаутиевы – птр. от Гетагазовых, прож. в г.Назрань, с.Шолхи.
6. Мерзагановы – птр. от Гетагазовых, прож. в г.Назрань.
7. Дарбазановы – птр. от Шанхоевых, прож. в г.Назрань, Грозный.
8. Дзейтовы – птр. от Шанхоевых, прож. в с.Дарьяльском.
9. Итазовы – птр. от Шанхоевых, прож. в с.Экажевы.
10. Марзабековы – птр. от Шанхоевых, прож. в с.Экажево.
11. Сурхоевы – птр. от Шанхоевых, прож. в с.Экажево.
12. Хамкиевы – птр. от Шанхоевых, прож. в г.Малгобек.

0

2

http://s1.uploads.ru/a1OfN.jpg

Шоана(Шона)-развалины давно заброшенного аула на юге Т1орше,на правом берегу Арм-хи.Этимология названия затемнена (по одним данным,предок Шанхоевых-Шоа переселился из Баркина и основал Шоани,по другим Шоанхой получили название от ареала обитания на высокогорье от "шуо"-пропасть,обрыв-glg)

1. Маькхал(Мякхал)-урочище на с-з Шоана. Культовое место здесь сохранились развалины святилища-Маькхал.
2. Г1алг1ай бей(Галгай бей) -стадион для военных и спортивных игр на востоке Шоана.
3. Каш даг1ача(Каш дагача) "Могила находится(где)"-солнечный склеп на севере Шоана.
4. Иттар-г1ала(Иттар-гала) "Иттар(?) жилая башня"-на западе.Сохранилась жилая башня.(Иттар(Итар,Ита)-распространенное имя в вайнахской ономастике,этимологизируется,как "равный десяти"-glg).
5. Шоана лакхера кашмаш(Шона лакхера кашмаш) "Шона выше кладбища"-на севере.
6. Эг1ача сийнача Iамаршка(Эгача сийнача амаршка)-урочище на востоке Шона.Здесь обширные древние могильники.
7. Iожалешкиера хьех(Ожалешкиера хех)-имеется в виду урочище с пещерой в центре,на востоке.Рядо с местом "Iожалие".Могильники.
8. Тишоли(Тишоли)-урочище близ развалин.
9. Итаз-Ерда(Итаз-Ерда) "Итаза крест"-окраина Шоана.Ср. с "Цквитазия"-святилище в Панкисии Груз.ССР.(точнее Итаза-божество,а Итаз-вероятно,имя родоначальника фамилии,означает "в десятый раз" или же "десятник"-glg)
10. Болам-Ерди(Болам Ерди) "Скала(?) крест"-святилище,посвященное духам скал(?),близ развалин Шоана.(предположительно изначально первая часть топонима могла выглядеть,как "боа+лоам"-в наличии гора-glg).
11. Iожал бийра(Ожал бийра) "Смерти балка"-на восточной окраине.Согласно преданиям,во время чумы сюда уходили больные и умирали.
12. Ц1овгие(Цовгие)-святилище,посвященное божеству Ц1у.Урочище,на восточной стороне Шоана.
13. Шонхой малхара кашмаш(Шонхой малхара кашмаш) "Шонхойцев солнечные склепы"-расположены на восточной окраине.
14. Хьиси некъена г1ала(Хиси некена гала) "Хиси потомков(жилая) башня"- в черте развалин.
15. Гетагаза г1ала(Гетагаз гала) "Гетагаза(жилая) башня"-в черте развалин.
16. Гетагаза некъен кашмаш(Гетагаз некена кашмаш) "Гетагаза потомков кладбище"-в черте развалин.
17. Ховт некъен кашмаш(Ховт некен кашмаш) "Ховта потомков кладбища"-в черте развалин.
18. Гати некъена кашмаш(Гати некена кашмаш) "Гати потомков кладбища"-в черте развалин.
19. Хьашкар некъен г1алаш(Хашкар некена галаш) "хашкара потомков башни"-в черте развалин.
20. Эрселг некъена г1алаш(Эрселг некен галаш) "Эрселга потомков башни"-в черте развалин Шоан.
21. Гал-Ерди(Гал Ерди) "Вола(?) крест"-святилище близ Шоана.(культ божества Гал-Ерди существовал у ингушей вплоть до принятия ислама,возможно,в древности значение слова "гал" было шире и подразумевало,вообще,всех животных-glg).

(Сулейманов А.С. Топонимия Чечено-Ингушетии.Грозный,1978г.Ч2.Стр.17-38)

0

3

http://s1.uploads.ru/LNoj8.jpg

В самом деле этот башенный комплекс напоминает гнездо ласточки прилипшее к крутой скале.
По-разному произносят название этого поселка: «Шуан», «Шон», «Шуани», а сами выходцы из этого аула – Шоан. Живущий напротив башен С. Гетагазов свою новостройку увековечил, крупно написав на фронтоне «Шоан», по-видимому, он прав, и мы будем говорить Шоан.
Шоан расположен неподалеку от реки Армхи, около трех километров от с. Ольгетти. Здесь некогда была одна боевая и 11 жилых башен. Башни сегодня разрушены в обеих частях поселка.
Как и во всех башенных комплексах горной Ингушетии, имеется на втором этаже боевой башни сводчатый дверной проем, а на 1 этаже – мешки-отсеки для хранения сельскохозяйственных припасов, а также для содержания пленников.
По рассказам старожилов, в Шоани жили мастера-оружейники, девушки славились ткацким мастерством, умением вышивать золотом, серебром, бисером.
Учеными историками и археологами отмечены и описаны Шоанский одиночный полуподземный склеп, склеповые могильники, каменно-ящичный могильник. Особенно отличается так называемый «Городок мертвых» («Мохде»). Здесь находится Шоанское святилище Тушоли, поминальные камеры. На восточной стороне Шоан находится два столбообразных святилища.
На левом берегу речки, разделяющих Шоан на две части, у входа в шоанское ущелье на высоком склоне находится сторожевая башня, она сегодня почти разрушена. Рядом находится кладбище тех далеких времен. Надмогильные камни (чурташ) заросли зеленым мхом. Здесь, по словам старожилов, похоронен Эльмарза-Хьажа, признанный в Ингушетии святым.

- Мы выходцы из Оздика и имеем родственные связи с Баркинхоевцами, – рассказывает Микаил Хаутиев. – Оттуда мы переселились в эти места. Местные жители, узнав об этом, друг друга начали спрашивать: «Шоана хой лоалахой баьхкалга», т.е. вы знаете, что у нас появились соседи? Отсюда и Шоанхой, т.е. знаете ли вы? До нашего выселения в 1944 году в Шоани жили 17 семей. Прекрасно помню тот день, когда нас лишили родины и всего, что у нас было, помню издевательства над больными, немощными. Был свидетелем, как их расстреливали и сбрасывали в реку Армхи.
И со слезами на глазах называет их имена: Хаутиев Барза, Хаутиев Марза, Чахкиев Лир-Алий, Хаутиева Хохке и другие.
- Слава Всевышнему! Мы выжили и вернулись домой. В Шоани, в дорогие сердцу места вернулись и поселились 10 семей. Но и здесь не пришлось нам жить. Опять началась очередная реформа. По стране началось укрупнения населенных пунктов. Нас всех согнали с родных мест. И вот мы разъехались кто куда, – сказал с грустью старец.

0

4

http://s1.uploads.ru/iXYjc.jpg

Ингуши ислам приняли всего около двух столетий назад. До этого они молились силам природы, просили помощи у единого бога - Дяла.

Каждый народ вписывает в свою историю яркие личности. Нередко в процессе времени они обрастают легендами. Последний величественный жрец древней религии ингушей – Элмарз-Хаджи Хаутиев – легендами обрасти не успел, так как еще живы люди, соприкасавшиеся с ним и они повествуют о нем как о личности и простой, и сложной, и земной, и загадочно-космической.

Родился он в ауле Шоан, что у входа в райски живописное Шоанское ущелье. Справедливо считалось, что жрец должен быть внешне красивым, с отменным здоровьем, так как он служит посредником между Богом и людьми. Таким и был Элмарз: красивый, высокий плотный мужчина с незаурядным умом. Он тщательно следил за своим внешним видом и здоровьем. Часто повторял: сладкое укрепляет кость, - и ел мед; жирное дает силу, - и умеренно лакомился копченым (сам коптил) курдюком годовалого нехолощенного барана, обмакивая его в цу (толокно), или ел баранину, сваренную в молоке. Из напитков считал лучшим студеную родниковую воду. Курил любимую трубку, набитую табаком, подаренным соседями-хевсурами.

0

5

http://s1.uploads.ru/XHRmV.jpg

В те времена ингуши и хевсуры враждовали. Угоняли друг у друга скот, устраивали западни. Элмарз же с хевсурами дружил, часто ходил в Хевсуретию – примирял враждующих, вершил жреческие обряды. Он имел авторитет и огромное влияние среди ингушей, и среди хевсуров. В трудные минуты и те и другие обращались к нему за помощью и советом. Наделенный глубоким, проницательным умом, он часто предрекал исход затеваемых ингушами мероприятий. Сохранилась история Гопорхоевых. Несмотря на предупреждение Элмарза, богатый и надменный Байали Гопорхоев отогнал пастись свою отару овец на хевсурские земли. Жрец предсказал ему, что хевсуры устроят им засаду. Но Байали не придал значения его словам и послал туда своего сына Магомеда и Ибрагима, сына Биги. И, как и предсказывал Элмарз, хевсуры убили их из засады и, что хуже, не отдали их тела. Пришлось Элмарзу послать к ним своего сына Берда с ультиматумом: или хевсуры отдадут тела убитых или у них сожгут три села. Авторитет ингушского жреца оказался непререкаемым и так бывало неоднократно.

В конце концов, Элмарзу удалось наладить длительный мир между ингушами и хевсурами. Он поставил своих братьев Йоржорга и Албаста охранять дорогу, идущую из Хевсуретии по Шоанскому ущелью на плоскость. Теперь хевсуры могли безбоязненно и беспрепятственно провозить по ней свой скарб, скотину и пр. За это хевсуры точно в срок платили ежегодную дань: по одной корове в каждую семью Шоана (а их было 17) и одному барану для Элмарза. Нарушать это соглашение Элмарз не позволял ни хевсурам, ни своим родственникам.

Его любили. В часы застолий хевсуры пели песню, посвященную Элмарзу. В ней они желали ему долгой жизни, но при этом добавляли: «дай Дяла, чтобы у ингушей никогда второй такой Элмарз не родился».

О раннем периоде жизни Элмарза рассказов не сохранилось, и достоверно не известно, как он стал жрецом. Известно только, что жрецом мужчина мог быть только в зрелом возрасте, не ранее сорока лет. Жрецом Шоанского ущелья он пробыл около 80-ти лет. Уже давно все ингуши приняли ислам, а Элмарз все продолжал соблюдать древние обряды. Он в одиночестве выносил на площадку перед храмом свой священный белый флаг на шестигранном шесте увешанном колокольчиками – земной символ верховного бога Дяла и возносил древние молитвы, или уходил в Хевсуретию, где молился вместе с хевсурами. Он исступленно повторял, что не предаст веру предков до смерти. Но в 1873 году Элмарз, ста семнадцати лет от роду, замуровал свой священный флаг в стены святилища и долго молился, прося прощения и пощады у древних богов, которым он служил 77 лет. Затем Элмарз выкинул свою любимую трубку и удалился в потайную горную пещеру. Там он пробыл сорок дней в совершенном одиночестве, ничего не ел и только пил студеную родниковую воду. Так он, подобно древним пророкам, прошел очищение. Выйдя из пещеры Элмарз объявил народу, что принимает ислам. Последний ингуш, последний величественный жрец (цув-инг.) Элмарз Шоанский оставил религию предков и стал мусульманином.

Об Элмарзе память людская живо рассказывает как о человеке необычном, щедро одаренном Всевышним. Ему было доступно провидение, неведомые нам и сегодня космические знания. Он часто повторял, что связь времен исчезла навсегда, похоронив знания древних. Ему доступна лишь крошечная пылинка на кончике иглы этих знаний. Но даже эту пылинку он не может показать людям, так как они не готовы к восприятию. И постоянно предупреждал: «Берегите горы, не покидайте их. Если у вас будут горы – будет и равнина». Недвусмысленно это звучит как «если расстанетесь с горами – со своими истоками, - исчезнете с лица земли». Элмарз предупреждал, что придет время, когда по горам будут ходить военные. От них народу будет большое горе – они будут разрушать башни. Жрец предсказал выселение ингушей в Сибирь и их возвращение, и даже срок их пребывания в изгнании. Кстати, в это выселение 1944 г., его хромого сына Берда Хаутиева, вместе с другими немощными, людьми, выселявшие горцев, расстреляли в Шоанском ущелье и сбросили в пропасть.

Много невероятного для простых людей было в Элмарзе. Так, Гетагазов Сулумбек из с. Шоан рассказал, как у его отца однажды отбились от отары и пропали 20 баранов. Он искал их по ущельям и лесам и не находил. Когда в поисках прошел день, он обратился к Элмарзе. Элмарз его успокоил, сказав, что овцы найдутся. Он взял шнур, завязал на нем двадцать узелков и предупредил: «Когда ты найдешь баранов, если не будут развязаны узелки на шнуре, развяжи их, иначе волки будут голодны». Бараны как и сказал Элмарз-Хаджи, нашлись на вершине горы Бешкорт на третью неделю, но про шнур отец забыл. Он вспомнил о нем поздно вечером, и когда вытащил шнур с удивлением увидел, что все узелки развязаны…

Элмарз-Хаджи предсказывал исход болезни, а женщинам – бесплодие или материнство (сохранились свидетели).

Эту историю рассказывает 88-летняя Наси Хаутиева – дочь Чанти. «Утром Элмарз-Хаджи увидел, как моя мать Беллмасх, нарядившись, куда-то собиралась…

- Далеко ли собралась? – спросил ее Элмарз.

- На свадьбу – ответила Беллмасх.

- Не ходила бы ты туда, а то без ребенка останешься… (У моей матери был грудной ребенок, мой брат).

Мать не послушалась и пошла с ребенком на свадьбу, а когда вернулась, ребенок внезапно заболел и умер в тот же вечер».

Вот еще одно чудо, о котором рассказывают многие, кто помнил о последнем жреце.

«Однажды Элмарз вместе с двумя спутниками шел в хевсуровское село Шатили. Дело было осенью. Как часто бывает в горах, опустился густой туман и сразу стемнело. Каждый шаг по невидимой тропинке в скалах мог быть шагом в пропасть. Люди растерянно замерли. Тогда Элмарз взял с них клятву, что они никому при его жизни не расскажут об увиденном. Он долго стоял, отрешенно обратив взор к чему-то видимому только ему, а потом вытянул руку, от которой пошел яркий свет, озаривший все ущелье. Путники благополучно добрались до Шатили.

Не все верили в то, что Элмарза принял ислам. Хотя он вместе со всеми ингушами и соблюдал мусульманские обряды, но в языческие празднества уходил в Хевсуретию и там совершал древние языческие обряды. Видно это перепутье между двумя верами мучило его и в 1905 году он решает совершить хадж в Мекку. Средства для осуществления этой цели он собрал, продав на дорогу более ста баранов и двух быков. Перед хаджем Элмарз опять совершает свой обряд очищения. В течение двадцати пяти ночей близкие каждую ночь помогают ему становиться под ледяные струи бурной горной реки. Он сбрасывает половину своего веса. В селение Мецхал, где собирались горцы, отправляющиеся в Мекку, на коне прискакал красивый, легкий, стотридцатидевятилетний мужчина. На прекрасном любимом своем скакуне Элмарз сделал несколько кругов перед селянами. Затем, без чьей-либо помощи сошел с коня, заложил плетку за луку седла, отдал уздцы внуку Мами и велел отвести коня домой. Людям сказал, что он прощается с конем, так как больше никогда его не увидит. Присутствующие поняли его слова как предсказание его собственной смерти. Всю дорогу до дома конь Элмарзы плакал, роняя слезы. А вскоре, не дождавшись хозяина, умер.

Элмарз весь положенный путь в Мекку прошел, не утруждая никого из более молодых паломников. По дороге им встречались толпы нищих и Элмарзу потрясло совершенное безразличие к ним турков и арабов. Сам он еще на пол пути раздал бедным почти все, что имел. Месячное плавание по морю перенес спокойно, не считая морской болезни, которой мучились и другие его спутники.

В Мекке он познакомился с шейхом Мекки курейшитом Джамалейлом. Это знакомство было очень интересно и одному и другому. Позже Джамалейл присылал Элмарзе письма. Одно из них долгое время хранилось у племянника Элмарзы.

Возвращавшегося из Мекки Элмарзу приветствовали толпы людей из ингушских сел, а Хеси Льянов зарезал быка в его честь. Теперь уже никто не сомневался, что Элмарз на самом деле принял ислам. Но что происходило в душе у Элмарза, отпустили ли его древние боги, ведомого только ему. Через два года после своего возвращения из Мекки Элмарз вдруг объявляет: ему было видение, где прозвучало, что его предыдущий хадж не совсем полноценный, так как якобы при расчете за 100 баранов при прошлом хадже он получил денег на одного барана больше. И потому надо совершить второй хадж.

В 1908 году стосорокадвухлетний Элмарз совершает второе паломничество в Мекку вместе со своим родственником Андихаджи Дзауровым. В Мекке его приглашает погостить у себя шейх Джамалейл. В течении трех месяцев Элмарз и Джамалейл с интересом общаются друг с другом. Элмарз подробно изучает правила ислама. Много интересного от Элмарза узнает и Джамалейл. В Мекке Элмарза хорошо подлечили лучшие мекканские лекари. Потом по распоряжению Джамалейла его довезли до моря и посадили на корабль. На этот раз Элмарз вернулся домой умиротворенным.

Хаутиев Исрапил Эскиевич (ему около 90 лет) из села Гайрбек-Юрт рассказывал, что ему было около 5-6 лет, когда умер Элмарз. Элмарз и его отец Эски любили беседовать друг с другом и часто виделись. В последние годы Элмарз жил тяжело, неухоженный, оставленный без внимания своей жадной и злой невесткой. Наверху селения Шоан, где они жили, было местечко, которое называлось Мохде. Там был солнечный могильник, в котором покоилось 80 черепов. Чей это могильник было неизвестно, и потому жители Шоана ежемесячно делали «сагIа» (пожертвования) за похороненных нем людей. Собрался народ и на этот раз, но не было среди них Элмарза. Старейшины не сомневались – без Элмарза нельзя. Послали за ним людей во главе с Эски. Ослабленный, больной Элмарз плел из прутьев корзину под кукурузу – доа (сапетка). Его спросили, зачем он это делает. Элмарз ответил. Что не может сидеть без дела. Посланным за ним гонцам сказал, что болен, но с ними пойдет. По этому случаю он одел свою синюю абу (верхняя мусульманская одежда без пуговиц), привезенную из Мекки. На пол дороге он очень устал и сообщил людям, что в последний раз встречается с ними: через неделю он умрет. Добравшись до места назначения, жрец, как бы заклиная народ, опять повторил: «Любите горы. Сумеете сохранить их, будут у вас и они, и равнина. Люди, которые имеют землю и не проживают на ней, потомство имеют короткое».

Как и предчувствовал, через неделю Элмарз умер. В Шоане ему установили чурт (надмогильный камень). После выселения ингушей в 1944 году хевсуры сломали чурт с его могилы и приспособили под мельницу. Сбылись пророчества Элмарза: солдаты расстреливали наши башни, могильники. А они, прострелянные артиллерийскими снарядами, не падали, а ждали своих хозяев 13 лет. Не сразу нас к ним допустили. А когда допустили чурт Элмарза вытащили из реки и восстановили. Сегодня все новые и новые семьи перебираются на жительство в горы.

Завет Элмарза любить горы ингуши осознали сполна. Но многие вопросы остались без ответа: какую «пылинку» знаний унес с собой Элмарз? Какой ключ к чему потерян? Каким образом он эти знания получил, и касались ли они только его народа или всего человечества? Какая миссия была у этого стопятидесятисемилетнего старца?

0

6

В Чечне есть тайпа Шоаной(Шуоной, Шоной), как бы думаете они родствены или нет ?

0

7

Asam написал(а):

В Чечне есть тайпа Шоаной(Шуоной, Шоной), как бы думаете они родствены или нет ?


думаю нет, но всё может быть. одно из преданий доводит:

- Мы выходцы из Оздика и имеем родственные связи с Баркинхоевцами, – рассказывает Микаил Хаутиев. – Оттуда мы переселились в эти места. Местные жители, узнав об этом, друг друга начали спрашивать: «Шоана хой лоалахой баьхкалга», т.е. вы знаете, что у нас появились соседи? Отсюда и Шоанхой, т.е. знаете ли вы?

0

8

0