쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » История Кавказа » Об этнической принадлежности алан ( Газиков )


Об этнической принадлежности алан ( Газиков )

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

http://s017.radikal.ru/i422/1202/93/bd48e3f85298.jpg

Алагирское ущелье, по мнению многих исследователей, считается центром формирования осетинского (иронского) народа. Процесс этого формирования закончился с походом Тимура на Центральный Кавказ в конце XIV века, когда ираноязычное племя вторглось через «АргIи наар» в Алагирское ущелье и истребило живших там местных жителей – алан. Есть точка зрения, что иранцы появились здесь значительно раньше – во времена монгольских походов XIII века. «Во всяком случае, – считает Б. А. Калоев, - после монгольского наше­ствия иронцев оказалось намного больше, чем дигорцев».(1)

Не отвергая эту точку зрения и утверждение В.Х. Тменова, что «здесь в го­рах и происходит в XIII-XIV вв. окончательное оформление этнического типа и основных черт культуры и быта осетин»(2), мы все же склонны считать, что именно поход Тимура в 1395 году привел к формированию осетинского народа. Об этом свидетельствуют и генеалогические предания осетин. Так, по данным Б. А. Калоева, «появление многих родов в Центральной и Южной Осетии датируется не ранее, чем XV-XVI вв.»(3)

В осетинском фольклоре в дигорских вариантах имеются легенды о борьбе народа с полчищами Тимура, у иронов таких легенд нет, хотя всем известно, что Тимур был на территории Осетии и принес страшные разрушения, что не должно было остаться вне поля зрения и не зафиксироваться в памяти народа, который здесь жил, как, например, у дигорцев.

Отсутствие легенд у иронов о противостоянии Тимуру может означать: пер­вое, что они были лояльны Тимуру, если в то время уже жили в Алагирском ущелье; второе – были в обозе у Тимура. Из обоих случаев вытекает, что они не участвовали в борьбе с Тимуром, тем более, что в дигорских сказаниях присут­ствует даже мотив родства с Тимуром, который женился в Осетии на трех сест­рах. Согласно одному из сказаний, «от старшей сестры родился у Тимура сын – Дигор, от которого произошли осетины-дигорцы, от средней сестры родился сын Ирау – от него произошли осетины-иронцы, от младшей сестры родился у него сын Туалла, потомками которого являются осетины-туальцы».(4)

Обращает внимание и тот факт, что результатом похода Тимура явилось многократное увеличение населения Алагирского ущелья, что привело даже к иммиграции части иранцев в Двалетию и занятию новой территории, в то вре­мя, как там, где прошел Тимур, страна опустошалась, поселения сметались, люди брались в плен или уничтожались, т.е. жизнь прекращалась. А тут, в нашем случае, наблюдается и увеличение населения, и новое жизненное простран­ство, причем на территории, где до этого не отсутствовала жизнь.

В отличие от грузинских хроник, арабские, византийские и другие источни­ки именуют жителей Центрального Кавказа аланами. Существует несколько точек зрения об их этнической принадлежности. Одни исследователи связывают их с предками осетин, другие – с предками балкарцев и карачаевцев, третьи – с пред­ками ингушей.

Соглашаясь с осетиноведами в том, что до прихода татаро-монголов в Осе­тии жили аланы, мы категорически не согласны с тем, что аланы были предка­ми осетин-иронцев, следовательно, под термином аланы-овсы, по нашему мне­нию, следует понимать предков ингушей и дигорцев.

Сам термин «аланы» мог иметь более широкий смысл и включать в себя предков карачаевцев, балкарцев, дигорцев, ингушей и чеченцев.

По карте, составленной С.Т. Еремяном на основании армянских источни­ков, Аланское царство на рубеже XII-XIII вв. локализуется на территории от истоков р. Кубань на западе до р. Самур в Дагестане на востоке.(5) С этим согла­суется и вывод Э. Эйхвальда, полученный на основе анализа византийских ис­точников: «У других византийцев совершенно исчезает имя Албанов и только Аланы все чаще называются на их месте, под которыми они главным образом понимают кавказские горские народы, как чеченцы, аварцы, кисты, вообще лез­гины и схожие тюркские племена; теперь они чаще называют только Абхазов и Алан, как жителей Кавказа, как Прокопий, и понимают под ними живущих на западных склонах его Абхазов, в то время как все народы высокогорья, живу­щие восточнее их, понимаются под общим именем Аланы, среди них не только осетины, как считает г. Клапрот, но также считаются чеченцы, ингуши, аварцы, вообще все лезгино-тюркские народы Кавказа, которые своим языком, также как и обычаями и нравами отличаются друг от друга».(6)

Значительная часть Алании приходилась на территорию Ингушетии и Чеч­ни, начиная с границ царства Серир (Авария) на востоке и до Дигории на запа­де, включая Йоалхоте. На это указывает сообщение арабского автора Ибн-Рустэ (X в.): «Выйдя с левой стороны владений царя Серир, идешь в течение трех дней по горам и лугам и, наконец, приходишь к царю аланов. Сам царь аланов христианин, а большая часть жителей царства его кяфиры и поклоняются идо­лам. Потом ты проходишь десятидневный путь через реки и леса, пока не достигнешь крепости, называемой Баб-ал-Лан. Она находится на вершине горы. Стену этого укрепления охраняют каждый день 1000 человек из ее обитателей; они располагаются гарнизоном на день и ночь».(7)

Другой восточный автор ал-Бекри (XI в.) писал: «Налево от крепости царя Серира есть дорога, ведущая путешественника по горам и лугам в страны царя ала­нов. Он христианин, а большинство жителей его государства поклоняются идо­лам».(8)

Из этих сообщений вытекает, что столица Алании находилась на земле ингушей и по нашему мнению, могла располагаться в долинах pp. Сунжи и Терека. Обращает на себя внимание и то, что большая часть алан поклоняются идолам. Поклонение идолам – характерная черта древней языческой религии ингушей. Так, А.Н. Генко, ссылаясь на Я. Потоцкого, писал: «Ингуши, имеют также маленьких идолов из серебра, не имеющих определенной формы. Их называют chuv (Tsououm) и к ним обращаются с просьбами о дожде, детях и прочих благах неба».(9) Поклонение идолу Гушмали существовало в плоскостной Ингушетии до середины XIX века.

Описываемый Ибн-Рустэ «десятидневный путь через реки и леса», по наше­му мнению, это древний торговый путь по долине р. Сунже, в которую с ее южной стороны впадают многие реки, и местность эта ранее была лесистой. Маршрут этот шел до современного Карабулака, здесь разветвлялся на два: один шел в западном направлении через территорию современной Назрани на Йоалхоте, другой – к селению Средние Ачалуки, откуда одна дорога шла на север через Ачалукское ущелье, вход в которое охраняла крепость у с. Нижние Ачалуки (Баб-ал-Лан?), остатки которой сохранялись до недавнего времени на горе, на правом берегу р. Ачалук,(10) а другая шла на гору Бабало (у с. Гайрбик-Юрт),где был сторожевой пост, название которого сходно с Баб-ал-Лан. Следует ска­зать, что арабы могли называть Баб-ал-Ланом любой проход в земле алан, вклю­чая и «AргIи наар» у Йоалхоте, который заключен между вершинами ЗaгIе-барз и Ассокай.

Следует отметить и многоплеменность алан. Так, Ибн-Рустэ сообщает, что «аланы делятся на четыре племени. Почет и власть принадлежит племени Дах-сас, а царь аланов называется багаир».(11) Многоплеменность также является от­личительной характерной чертой ингушей. Это деление сохранилось до сих пор. Так, ингуши делились на г1алг1ай, далой, маьлхи, аьккхий и др. Вот почему и в исторической литературе и в различных хрониках, в древности и в средневе­ковье ингуши отражались под различными наименованиями, как-то: саки, халибы, дзурдзуки, кенды, унны, овсы, аланы, асы, гергары, гелы, глигвы и т.д.

У современных осетин такого племенного разделения нет. Дигорцы и туальцы не являются иранскими племенами, а есть результат ассимиляции местных жителей – дигорцев и двалов – иранским племенем, осевшим в Алагирском ущелье, а куртатинцы и тагаурцы – более поздние переселенцы из того же Алагирского ущелья. Следует обратить внимание на то, что в междуречье Терека и Сунжи, архео­логами выявлены катакомбные могильники III-IX вв. н.э. – в районе современ­ных населенных пунктов Брут, Беслан, Зильги, Владикавказ, Ангушт, Али-Юрт, Алхасте и др., – инвентарь которых близок по форме между собой. Так, по данным М.П. Абрамовой, «раскопки нескольких катакомб Бесланского могиль­ника» содержали «инвентарь того же периода, в частности, близкий к инвента­рю подкурганных катакомб IV в. у Октябрьского (Тарского) на Среднем Тере­ке».(12)

Связь между находками в районе условного треугольника Брут – Ангушт – Алхан-Кала имеет для нас принципиальное значение, т.к. по преданиям Ангушт является одним из древнейших местом расселения народа «г1алг1ай».(13)

Данные археологии свидетельствуют о том, что каждая новая культура, приходившая на смену друг другу, начиная с кобанской и до походов Тимура, была в целом единой для всей территории, заключенной между Йоалхоте и р. Аргун, включая и более позднюю башенно-склеповую культуру, распространенную в горах Центрального Кавказа, что может свидетельствовать, учитывая преем­ственность этих культур, об однородности этнического состава населения этого региона.

Э.С Кантемиров и Р.Г. Дзаттиаты отмечают, что «могильники, напо­минающие даже в деталях погребальный инвентарь Тарского могильника, давно известны в Чечне и Ингушетии и также, без всякого сомнения, относятся к аланским памятникам… То, что памятники аналогичные Тарскому могильнику, неоднократно будут обнаруживаться на Северном Кавказе от равнин до высокогорья, не подлежит сомнению, ибо еще средневековые авторы отмечали большую скученность, плотность аланского населения. Тарский могильник показывает, что он этнически однороден и связывать его еще с каким-нибудь этносом нет никакой необходимости».(14)

О том, что в долине реки Сунжи жили ингуши, свидетельствуют и фольклорные данные. Так, в легенде о Бексултане Бораганове, записанной в XIX описывающей события XV века, говорится: «Когда доехали они до реки Насыр, там встретили они много своих кунаков, т.е. галгаев. По берегам реки Сунжи и Назрана были дремучие леса… Бексултану Борганову понравилось место это, т.е. назрановское. И он спросил у ингушей: «Чьи это места?» Ингуши ответа: «Место это принадлежит нам», – и указали границей далекое место».(15)

О той отдаленной эпохе напоминает и песня-легенда «Махкинан»: «Когда это было – никто не помнит… должно быть лет 300 назад. Народ наш в то время богатый, живущий в долине Доксольджи (букв.: «Большая Сунжа». – Б.Г.) размножился быстро до гор Ачалукских и жил бы доселе, если б не дьявол, которому стало досадно, что людям привольно живется…»(16)

Ф.И. Горепекин подчеркивает, что «за свое долгое существование они (ингуши, – Б.Г.) были известны под различными именами… например: ин, ан, биайни, саки, алароды, гели, амазоны и др., а последние, из них происшедшие и существующие теперь: галга, ангушт. Из рода их – Хамхой – произошло до 25 поколений, давших поселенцев в Чечню и на Кумыкскую плоскость, образовав там сел. Андре или Эндери»(17)

Итак, до нашествия татаро-монголов, ингушские поселения на равнине занимали практически всю долину pp. Терека и Сунжи. Т.о., Ингушетия являлась наиболее значительной по размерам территорией Алании. Ингушские поселения, кроме гор, занимали на равнине, до нашествия татаро-монголов практически всю долину рек Терека и Сунжи.

Возвращаясь к этнониму «аланы» приведем цитату из работы Ю.С. Гаглойты «Аланы и вопросы этногенеза осетин»: «В своей работе «К истории передвижения яфетических народов с юга на север» Н.Я. Марр решительно утверждал, что за осетинами, собственно иронами, ученые поторопились закрепить название кавказских аланов и что осетин нельзя отождествлять с аланами, так как «алан, как теперь выяснилось, есть одна из форм множественного числа коренного кавказского этнического термина, в основе звучащего «ал» или, с сохранением спиранта – «хал».

( Марр Н.Я. К истории передвижения яфетических народов с юга на север Кавказа. -

Известия Императорской Академии наук. VI серия. Птг. 1916. № 15, с.1395.)

Эти сделанные мимоходом замечания в действительнос­ти не имеют ничего общего с фактическим положением вещей, ибо как иранс­кий характер термина «алан», восходящего к древнеиранскому «ариана» откуда и самоназвание осетин ирон, так и отсутствие этого термина среди коренных кавказских этнических наименований, совершенно очевидны».(18)

На наш взгляд, Ю.С. Гаглойты не прав, утверждая об отсутствии термина «алан» среди коренных кавказских народов. Напротив, так как по Н.Я. Марру этот термин является производным от Хал (Ал), то, следовательно, из всех кав­казских этнических названий ему соответствует единственно ингушское – «гIa-л(гIа)», что было аргументировано в работах Н.Д. Кодзоева.(19)

Мы считаем, что древний термин «алан» не имеет отношение к древнеиранскому «ариана», а потому и связь между терминами «ир» и «алан» несостоятельна.

Термин «алан» («Halani» античных и европейских авторов), являющийся общим собирательным названием для предков карачаевцев, балкарцев, дигорцев, ингушей и чеченцев, мог возникнуть от названия божества «Хал» (вариан­ты: Ал, ГIал, Гал, Гел). Людей, почитавших это божество могли называть ала­ны, халаны, халибы, халы, хелы, гелы, гIалгIай.

Почитание бога ГIал было наиболее распространено у ингушей и существо­вало вплоть до конца XIX века. Языческий храм ГIал-Ерд находился у с. Шоан, вершина горы на правом берегу р. Ассы называется ГIал-Ерд-Корт («Вершина ГIал-Ерда»). река Г1алми-хи протекает через страну «ГIалгIай». Чеченцы в прошлом также почитали бога «ГIал».

Что касается термина «ас» («яс»), то им практически обозначались те же племена, т.е. предки карачаевцев, балкарцев, дигорцев, ингушей и чеченцев, т.е. аланы. В зависимости от места действия асами могли быть предки любого народа из перечисленных выше. Но так как территория ингушей была более значительной, то под именем «ас», вероятнее всего, подразумевались именно ингуши. Это вероятность тем более увеличивается, если учесть, что в ингушс­ком ономастиконе встречаются имена асов средневековых авторов: Кулу, Таус, Утурк, Полад, Ханхи, Борахан, Берд и др. Имеется также и ряд топонимов: р. Асса, р. Аджь (Ачалук), р. Севенец (Сунжа), Дедяков и др.

Средневековые авторы указывают, что «название (Алания) произошло от народа алан, которые на их языке называются ас».(20) Этноним «алан», т.о., является собирательным, которым арабские и другие авторы средневековья обозна­чали коренных жителей Центрального Кавказа. По нашему мнению, этими жителями являлись предки ингушей, известных под различными названиями. Учитывая, что одним из самоназваний народа является «ас», покажем, что под асами (ясами русских источников) подразумеваются предки ингушей.

Во-первых, из всех северокавказских народов, единственным кто именует себя «ас», является некогда многочисленное галгайское (ингушское) колено Асдой (Оздой), которое после ухода с равнины в горы под натиском монголов и Тимура, проживало в Горной Ингушетии и имело более двух десятков аулов.

О войне монголов в стране ингушей говорят множество фактов. Так, Рашид-ад-Дин сообщает, что «Орда и Байдар, двинулись с правого крыла, пришли в область Илавут; против (них) выступил с войском Барз, но они разбили его»(21)

По информации старожила с. Ангушт Джабраила Кахармовича Илиева, 1910 г.р., гора к западу от с. Ангушт называется Иловге а местность у ее подножья носит название «Баьрс вийначе» («Место, где убит Бярс») или «Баьрсанче». По рассказам старожилов, в частности Чахкиева Лом-Лячи, скончавшегося в 1934 г. в возрасте более 100 лет, местность, прилегающая к с. Ангушт, являлась од­ним из древнейших мест проживания ингушей.(22)

В слове «Илавут» из хроники корнем является «Илав», а «-ут» обычное монгольское окончание, которое часто встречается в монгольских летописях (ср. асут, оросут, серкесут и т.д.). В топо­ниме «Иловге» также корнем является «Илов», а «-ге-» – направительный топо­нимический суффикс.

Т.о., можно сделать вывод, что «область Илавут» являет­ся не чем иным, как местность, прилегающая к горе Иловге, а «Барз» – предво­дитель одного из ингушских отрядов, ведших борьбу с монголами, – Баьрс.

Во-вторых, по территории ингушей протекает река Асса (Ас-хи или Эс-хи -»река Ас (Эс)»‘), в названии которой имеется элемент «Ас (Эс)». Жители долины р. Асса вполне могли именоваться асами.

В-третьих, левым притоком р. Сунжи в районе сел. Ахки-Юрт является реч­ка Эсей. где располагалось и одноименное селение.(23)

Также необходимо отметить, что в осетинском языке отсутствуют этнони­мы, соответствующие этнонимам «алан» и «асы»/»осы»/»ясы». Даже слово «осе­тин» не является по происхождению осетинским.

Б. ГАЗИКОВ

Примечание:

1. Калоев Б. Л. Осетины. М., 1967. с.25

2. Тменов В.Х. Несколько страниц из этнической истории осетин – Проблемы этнографии осетин. Орджоникидзе, 1989. с. 114.

3. Калоев Б.А. Указ.соч. с.26

4. Алсах – Темир. – Газета «Терские ведомости». 1911.,№ 268, 21 декабря.

5. Еремян С.Т. Атлас к книге «История армянского народа». Ереван, 1952.

6. Eichwald E. Reise auf dem Caspischen Meere und in den Kaukasus. Berlin, 1838, Band II. S.501. Перевод Б. Газикова.

7. Ибн- Рустэ. Книга драгоценных камней. Пер. Н.А. Караулова. – CMOMИK,XXXII, с.50-51.

8.Куник А., Розен В. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Ч.1, СПб. 1878, с. 64.

9.Г енко. А.И. Из культурного прошлого ингушей. ЗКВ. Т.V. М. -Л., 1930. С.745.

10. Карта автономной области Ингушетии. 1928.

11. Ибн- Рустэ. Книга драгоценных камней. С.50-51.

12. Абрамова М.п. Катакомбные могильники III-V вв.н.э. центральных районов северного Кавказа. – Аланы: история и культура. Владикавказ.1995., с.73

13. Информация Джабраила Кахармовича Илиева, 1910 г.р., записано автором в апреле 1997 г. Аудиокассета с записью хранится в личном архиве автора.

14. Кантемиров Э.С., Дзаттиаты Р.Г. Тарский катакомбный могильник VIII – IX вв. н.э. Аланы: история и культура. Владикавказ. 1995. с. 272.

15. Тутаев Албаст. Князь. – «Сердало». 1997. № 8. 31 декабря.

16. Газета «Кавказ». 1895. № 98.

17. Горепекин Ф.И. Об открытии существования письменности у ингушей в древности. ЦФА РАН, ф. 800,оп.6, д.154, л.11

18. Гаглойты Ю.С. Аланы и вопросы этногенеза осетин. Тбилиси. 1966, с.27.

19. Кодзоев Н.Д. Происхождение этнонимов «алан» и «г1алг1а». – Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. (Тезисы докладов II Международного Конгресса 15-20 сентября 1998 года). Симпозиум III «Языки народов Северного Кавказа и других регионов мира». (Часть I). Пятигорск. 1998. с. 4 7-50; Его же. Аланы. (Краткий исторический очерк). – М.. 1998. с.3-5: Его же. Очерки истории ингушского народа с древнейших времен до конца XIX в. Назрань, 2000. с.80-81

20. Путешествие в Тану Мессера Джозефа Барбаро, венецианского дворянина. –Осетия глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе. 1967. с.23

21. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. II. М.-.Л., I960. с.45.

22. Информация Джабраила Кахармовича Илиева, 1910 г.р., записано автором в апреле 1997 г. Аудиокассета с записью хранится в личном архиве автора.

23. Карта Кавказа 40-х гг. XIX в. Отдел карт РНБ. СПб

0

2

Доксольджи ?

0

3

Дохке Солжа?

0

4

Можно много чего писать ,генетические экспертизы ,всевозможные гаплогруппы и тд. Но сам народ в своём языке даёт очень понятные названия. На Вайнахском языке, а я не разделяю ингушский и чеченский на два разных языка,так как мне не нужен переводчик когда я общаюсь с ингушом ,так вот вернёмся к мысли : Осетин на вайнахском языке называют Хьири ,что переводится как чужой ,неродной ,не родственный . Я думаю дальше писать ничего не нужно 🤔

Отредактировано Булат (2017-06-23 22:28:10)

0

5

Булат написал(а):

Можно много чего писать ,генетические экспертизы ,всевозможные гаплогруппы и тд. Но сам народ в своём языке даёт очень понятные названия. На Вайнахском языке, а я не разделяю ингушский и чеченский на два разных языка,так как мне не нужен переводчик когда я общаюсь с ингушом ,так вот вернёмся к мысли : Осетин на вайнахском языке называют Хьири ,что переводится как чужой ,неродной ,не родственный . Я думаю дальше писать ничего не нужно 🤔

Отредактировано Булат (Вчера 23:28:10)


Хьири = ирон

0


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » История Кавказа » Об этнической принадлежности алан ( Газиков )