Имя существительное характеризуется грамматическими категориями класса, числа и падежа. В ингушском языке шесть грамматических классов. В качестве показателей класса выступают звуки в, й, б, д. Класс существительного определяется синтаксически – по классному показателю глагола, прилагательного, числительного, с которым оно сочетается. В составе самих существительных класс не выявляется, но в современном ингушском языке есть существительные, которые имеют в своем составе омертвевшие классные показатели: воI ‘сын’ - йоI ‘дочь’, ‘девушка’; воша ‘брат’ - йиша ‘сестра’, букъ ‘спина’ – йукъ ‘середина’, ‘талия’ – дукъ ‘ярмо’ и др. Классные показатели встречаются в начале, середине и конце слова: велавеннав ‘засмеялся’.

К 1-му классу относятся имена существительные, обозначающие лиц мужского пола (показатели: ед.ч. в, мн.ч. б): къонах ва ‘мужчина есть’ – къонахий ба ‘мужчины’.

Во 2-ой класс входят существительные, обозначающие лиц женского пола (показатели: ед.ч. й, мн.ч. б): нана йа ‘мать есть’ – ноаной ба ‘мамы’. Существительные, обозначающие неразумных существ, предметы, отвлеченные понятия, распределяются по остальным четырем классам. Установить принципы распределения существительных по этим четырем классам до сих пор не удалось. Каждый из этих четырех классов объединяет различные по семантике и фонетическому составу слова.

3 класс (показатели: ед.ч. и мн.ч. й): говр йа ‘лошадь есть’ – говраш йа ‘лошади’, топ йа ‘винтовка’ - топаш йа ’винтовки’.

4 класс (показатели: ед.ч. и мн.ч. б): берхIа ба ‘рассол есть’ - берхIаш ба; бала ба ‘горе есть’ – балаш ба.

5 класс (показатели: ед.ч. и мн.ч. д): гIалат да ‘ошибка есть’ - гIалаташ да; гIан да ‘стул есть’ – гIандаш да.

6 класс (показатели: ед.ч. б, мн.ч. д): устагI ба ‘баран есть’ – устагIий да; хьаст ба ‘родник есть’ – хьасташ да.

4 класс охватывает незначительное количество слов. В этом классе в настоящее время не оформляется ни одно новое слово. Новые заимствования из русского языка или через русский, не относящиеся к членам общества, в большинстве случаев входят в 3 класс (й, й): идея, галстук, трактор и др.; реже – в 5 класс (д, д): истол ‘стол’, бензин и др.; очень редко в 4 класс (б, д): паровоз. Употребление существительного не в своем классе выражаются оттенки пренебрежения, презрения: доккха мераж (вместо йоккха мераж) ‘очень большой нос’, ‘носище’.

Самым распространенным аффиксом множественного числа имен существительных является –аш/-ш: гIанд ‘стул’ – гIандаш, киса ‘карман’ – кисаш. Некоторые существительные, имеющие в исходе а, аь, уо (о), образуют формы множественного числа присоединением –й: гIалгIа ‘ингуш’ – гIалгIай, болхло ‘рабочий’ – болхлой. Большинство существительных на иэ (е) и уо (о), некоторые существительные с конечным кратким а, а также существительные, оканчивающиеся на согласный, образуют формы множественного числа с –ий в исходе: эрсе ‘русский’ – эрсий, нохчо ‘чеченец’ – нохчий, маха ‘игла’ – маьхий. От некоторых существительных множественное число образуется присоединением –рч/-арч: ча ‘медведь’ – чарч, мугI ‘ряд’ – мугIарч. При преобразовании множественного числа наблюдаются и случаи наращивания слов: -ар/-р: наб ‘сон’ – набараш, ло ‘выкройка’ - лараш.

В ингушском языке существует развитая система падежей. З.К.Мальсагов в “Ингушской грамматике” выделил шестнадцать падежей, из которых десять назвал основными, а шесть – малоупотребительными. В школьной грамматике представлено всего восемь падежей. Здесь опускаются производные формы местного падежа. В именительном падеже единственного числа существительные представляют чистую основу. В именительном падеже имена выступают в роли подлежащего при сказуемом – непереходном глаголе: нIана лаьтта кхоачаденна, балар кхийраб ‘червь боялся умереть из-за недостатка земли’, и в роли прямого дополнения при сказуемом – переходном глаголе: йийначо йиаьй пхьагал ‘зайца съел убивший (его)’.

Родительный падеж обозначает принадлежность, отношение: наьна коч ‘платье матери’. Наиболее распространенные его аффиксы: краткое а (мотт ‘язык’ – метта); -и (воI ‘сын’ – виIи:); -а: (ворда ‘арба’ – ворда:); -н присоединяется к именам существительным, оканчивающимся на гласный (гаргало ‘родство’ – гаргалон, арахье ‘равнина’ – арахьен).

Имена существительные, обозначающие лиц по профессии, национальной принадлежности, месту жительства и т.д., в косвенных падежах перед падежными аффиксами принимают –чу/-ч: наьсархо ‘назрановец’ – наьсархочун, яздархо ‘писатель’ – яздархочун. Изменение корневого гласного при образовании родительного падежа произошло в результате вставки внутрь корня аффиксального и от общенахского ин.

Существительные в дательном падеже выступают в роли логического субъекта при глаголах чувственного восприятия (нанна бер деза ‘мать любит ребенка’) и в роли косвенного дополнения (говра ланаш тоха ‘подковать лошадь’). Окончанием дательного падежа является долгое а: - йоIа: < йоIана ‘дочери’, ‘девушке’. Формы дательного падежа от односложных и даже от некоторых двусложных имен сохраняют аффикс –на: Iана (Iа ‘зима’), дина (ди ‘конь’).

В эргативном падеже ставится подлежащее при сказуемом – переходном глаголе. Аффиксами эргатива служат –с//-ас, -о(-уо), -е(ие). Аффикс –с//-ас присоединяется к существительным, обозначающим разумные существа: нана ‘мать’ – нанас, Ахьмад (собств.имя) – Ахьмадас. Аффикс –о(-уо), в основном, служит для образования эргативного падежа от существительных, обозначающих неразумные существа и неодушевленные предметы: Iатто (етт ‘корова’), пено (пен ‘стена’). Аффикс эргатива –иэ образовался в результате усечения в данной форме целого слога –нуо: галоэ: (эрг.падеж от гали ‘мешок’) < галиэнуо.

Основными значениями творительного падежа являются орудность и совместность действия: урсаца теда ‘ножом резать’. Формы творительного падежа образуются чаще всего от основы родительного или именительного падежей с помощью аффикса –аца//-ца: новкъостаца от новкъост ’товарищ’, говраца от говр ’лошадь’.

Вещественный падеж имеет много функций. Этот падеж выражает направление действия, нахождение внутри предмета, материал, из которого сделан предмет, предмет речи и др. Аффикс вещественного падежа –х, который в конце слова озвончается в гI: лаьттах > лаьттагI (лаьтта ’земля’).

В сравнительном падеже ставиться название предмета, с которым сравнивается другой предмет. Аффикс сравнительного падежа –л//-ал: даьл (да ’отец ’), пастал (паст ’дыня’).

В ингушском языке имеется целая система местных падежей. Основная форма местного падежа образуется присоединением к именной основе аффикса –га: Ала йоагIа, хаза несийна букв. ’ Говори дочери, (а) услышь сноха’.

В зависимости от характера основы в ингушском языке выделяется четыре типа склонения.