쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Традиции и адаты » Адаты ингушей


Адаты ингушей

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Адаты - это неписанный свод законов народов, носителями которых у ингушей были цей-нах и каждый взрослый человек в них разбирался.
Адат в переводе с арабского - обычай.
В последнем тысячелетии адатом на Кавказе стали называть те обычаи, где запрещалось то или иное деяние и за нарушение запрета определялось наказание.

У ингушей существовал институт Мехк-кхел, члены которого избирались из вайнахских обществ.

Мехк-кхел ежегодно собирался близ Тхаба-Ерды, все желающие так же могли присутствовать на этом собрании. Здесь решались вопросы, касающиеся всего народа, также решались и вопросы судебного порядка.

При необходимости Мехк-кхел принимал закон (ва1ад), который был обязателен для всех.

Такой закон впоследствии так же мог называться ингушским адатом.

Надо заметить, что адаты народов Кавказа имели отличия, т.е. имели национальные признаки, хотя основополагающая суть заключалась у всех в главном: адаты запрещали убийство, воровство, насильственное умыкание, клятвопреступление, кровосмешение, прелюбодеяние и другие негативные проявления в обществе.

Первый признак адатов - это запрещающая суть, как закона с последующей мерой наказания. Можно утверждать, что адаты являются частью духовной культуры наряду с традициями. Несведущему будет трудно определить, что является адатом, что обычаем, а что традицией, ориентируясь только на запреты.

Есть в культуре ингушей элемент, называемый эздел (этика). Этика запрещает вход мужчины в жилище, если в доме нет хозяина, или старика. Или другой пример: запрещалось сквернословить близ реки или водоёма, запрещалось справлять нужду, загрязнять воду.

В этих случаях не было предусмотрено наказание и можно сказать, что эти запреты не относятся к разряду адатов.

Можно констатировать, что адат, обычаи, традиции и другие элементы культуры взаимосвязаны, а все вместе выполняют задачу регулятора жизнедеятельности. При этом адаты обозначают жёсткие нормы поведения, являясь предостережением от постыдных поступков.

Учитывая, что все мужчины до 20 века носили оружие с пятнадцатилетнего возраста, адат запрещал обнажать это оружие, если оно не будет использовано по назначению. Также существовала и норма наказания за такой поступок. Здесь срабатывал инстинкт сдерживания и до последнего не браться за оружие.

Позором считалось наносить колотые удара, кинжалом полагалось бить как мечом или саблей. Этот случай относится к этике. В традиции ингушей можно выделить особое отношение к женщине. Ещё со временем матриархата существует выражение ц1ен-нан (мать-огня). Также уважительное отношение к девушке. Девушка вне двора не могла появляться одна. Если девушка шла на свадьбу, на праздник ее сопровождал близкий родственник с оружием. Посторонний не имел права коснуться её. Во время танца было единственное исключение, когда партнёр мог коснуться пяткой или каблуком каблука девушки, но для этого джигит должен был быть виртуозным танцором. Тут четко проступает и норма адата, а в последнем случае и традиция. Если среди дерущихся появлялась женщина и, обнажив голову, бросала платок или другой головной убор между ними, дерущиеся расходились, иногда с желанием выяснить отношения в другом месте.

Адат ингушей запрещал женитьбу на родственницах, даже когда родство уходило вглубь нескольких веков. У некоторых народов Дагестана разрешалось жениться на двоюродной сестре. Для ингуша это немыслимо и сегодня.

При умыкании (насильственном) любой посторонний обязан был пресечь это, даже с применением оружия, рискуя жизнью. Этот факт можно отнести к разряду обычаев, т.к. за невмешательство наказание не предусматривалось, хотя впоследствии в глазах окружающих такой человек становился посмешищем, и никакие подвиги не могли его реабилитировать. Жестко осуждалось клятвопреступление. Клялись ингуши могилой отца, золотым солнцем и богом. Преступивший клятву нёс наказание-изгнание, игнорирование окружающими и близкими, и это была норма адата.

Адат запрещал брать на опасное дело, грозящее смертью, двоюродного брата без согласия его отца. Только в отношении брата матери и племянника сестры это правило исключалось. Здесь прослеживается и традиция отношений с родственниками матери.

За убийство женщины ингушский адат требовал две крови, у других народов только в том случае, если женщина была беременна.

За непреднамеренное убийство адат не требовал крови, тут вступали другие отношения, такие как обычаи, традиции.

При прощении убийства адат мелхестинцев не разрешал брать за кровь деньги или скот, и это его отличие от адатов других народов и племён.

У вайнахов особое отношение к гостю. Позор и осуждение тому, кто обидит гостя, кем бы тот ни был. Пропажу имущества, коня должен был возместить хозяин дома, где тот остановился. Это правило осуществлялось и у других народов Кавказа. Адат не разрешал убийство кровника до его совершеннолетия.

Прелюбодеяние осуждалось у всех народов и жёстко каралось законом адата.

Надо заметить, что адаты не были тождественны у народов. Ингуши славились строительством башен и тут появляются свои адаты.

Строитель боевых башен, выезжая за границы Родины (Мохк), не имел права строить классическую ингушскую башню. Строительство башни не могло продолжаться более года даже на один день. При строительстве также учитывалось мнение первого поселенца, т.е. второй, третий должны были согласовывать место, высоту башни, расположение окон и бойниц. Господствующее положение в селении было у первого поселенца.

В первой половине 19 века ингуши приняли ислам, и с этого времени начинается использование шариатских норм отношений. Надо сказать, что большая часть адатов не противоречит нормам шариата. В основе того и другого права лежат законы не убей, не воруй, не лги, не прелюбодействуй, не загрязняй экологию и т.д., т.е. общечеловеческие ценности.

Были нормы адата и шариата несовместимые, когда речь шла о мере наказаний.

По адату ингушей за пощёчину или удар кнутом полагался в ответ удар кинжалом, тогда как по шариату за пощечину полагается пощечина, за удар плеткой только удар плеткой. Тут у ингушей учитывался факт оскорбления и нанесения позора.

За кражу скота по адату ингуши требовали до трех голов за украденную одну. Шариатская норма - одна к одной.

За выбитый глаз по адату можно было ослепить обидчика. Шариатская норма - один к одному и даже с учетом левый за левый и т.п.

Приведение норм адата в соответствие с шариатом по некоторым пунктам, касающимся штрафных мер, не представлялось сложным. Но на практике это оказалось не так просто и легко.

Адаты выполняли свою задачу по сплачиванию народа, определяя регламент отношений в обществе, руководствуясь ментальностью, характером этого народа, его психологией, народа, который в суровых условиях стремился выжить и сохраниться. История мира рассказывает, как исчезали с лица земли многочисленные народы и цивилизации. Исчезали государства и империи, насытившись, обленившись, оторвавшись от своих корней. Эти уроки надо помнить, необходимо сохранять язык, свою культуру, знать историю.

Можно констатировать, что адаты, как и традиции и обычаи, выполняли роль объединяющего фактора, а близость норм адата и шариата послужила толчком принятия ислама ингушами добровольно и по историческим меркам в короткий срок.

Автор: Р. А.Эльдиев

0

2

У ингушей, с моей точки зрения есть адат который надо исключить из правила, это когда зять не видеться, а соответственно не общается с тестем и тёщей. Такого адата не у кого нет. С точки зрения Ислама это нонсенс и в любом обществе такое правило не приветствуется.

0

3

Тимерлан написал(а):

У ингушей, с моей точки зрения есть адат который надо исключить из правила, это когда зять не видеться, а соответственно не общается с тестем и тёщей. Такого адата не у кого нет. С точки зрения Ислама это нонсенс и в любом обществе такое правило не приветствуется.


Кто-то сильно хочет встретится с тещей))).

0

4

Тимерлан написал(а):

У ингушей, с моей точки зрения есть адат который надо исключить из правила, это когда зять не видеться, а соответственно не общается с тестем и тёщей. Такого адата не у кого нет. С точки зрения Ислама это нонсенс и в любом обществе такое правило не приветствуется.

а зачем? кому то это мешает? если есть желание, и сейчас можно встретиться с тещей вполне официально. многие так и делают. а так...не видятся, и всем спокойнее)))

0

5

0

6

0

7

Застольный этикет ингушей

Мы продолжаем публикацию этнографических записей доктора исторических наук Зейнеп Дзараховой. Сегодняшняя тема особенно актуальна в связи с тем, что на дворе месяц Рамадан, предполагающий аскетизм в приеме пищи.

Приглашение к столу у ингушей звучит аналогично общеизвестным выражениям «отведайте хлеб-соль» (тух-сискалах кхета), «приглашаем на чай» (чудовла, чей маргда вай).

В каждой семье имелись большие пло­ские деревянные чаши, с чашечкой для острого соуса в центре. Вокруг чашки с чесночным соусом клали галушки и куски мяса. Подавали блюдо на тренож­ном столике.

Обычная трапеза ингушей состояла из завтрака (маарт) – кукурузный чурек с молоком (шура-сискал) или с сывороткой (морз-сискал). Для тех, кто должен был выполнять физическую работу, готовили хлеб из ячменной муки и пахты, оставшейся после сбивания масла (балаш-шаар).

Обед (моак) чаще всего состоял из раз­нообразных кисломолочных напитков.

Ужин (пхер) был самым сытным. Его принимали после заката солнца, обычно — мясо с галушками (дулх-хьалт1ам) или сискал с соусом из топленого масла и тертого творога (сискал-кIодар).

Гостей встречали богатым угощением, было принято всег­да иметь в запасе продукты, предназначенные для встречи гостей (хьаьша даар). О том, как угощали гостей в 20-е годы прошлого столетия, пишет Н.Ф. Яковлев: «Вносят маленький круглый низкий треногий столик с разложенным на нем угоще­нием и торжественно ставят перед вами. Очевидно, вам предстоит на практике ознакомиться с особенностями ингушской кухни. Хозяин извиняется и просит закусить, пока не поспеет более солидное и почетное, с точки зрения ингуша, кушанье — баранина».

«Вскоре заносят «угощение: в середине — блюдо с вареной бараниной, тут же в миске жидкая, сильно посоленная подливка из бараньего бульона с луком или чесноком. На втором блюде — вареные, со­вершенно пресные на вкус клецки-хьалт1амаш из кукурузного теста… Госте­приимный хозяин стоит поодаль и приглашает откушать» (Яковлев).

Ингуши в любой ситуации были очень умеренны в приёме пищи. «Надо вставать из-за стола немного голодным» (шу тlapa к1езига меца волаш хьалг1атта веза) – гласит народная мудрость. Этикет приема пищи (шун эздел) всегда был особо значимым.

Проявлением этикетного символизма является рассаживание сотрапез­ников за столом в соответствии с возрастом и статусом гостя. Особен­но почетными гостями являются представители других народов, фамилий, родственники снохи и замужней дочери.

Прежде чем сесть за стол, все уступают друг другу более почетные места. Близкие родственники садятся ближе к дверям. В любом застолье — от рядового до праздничного — обязательно наличие тамады.

Тамадой у ингушей избирается старший, но с обязательным знанием ингушских застольных традиций и желательно традиций тех лиц (представители других национальностей), которые могли оказаться за сто­лом. Тамада же и открывает процесс трапезы.

Существует определенная последовательность подачи различных блюд, способы их подачи, этикет приема пищи. Более почетные, престижные куски мяса (голова барана, грудинка и курдюк), как и в старину, предлагают гостям. Их подача на стол освящена особым ореолом торжественности. Во время трапезы при­нято есть сдержанно, немного.

Застольный этикет предполагает внимание к сотрапезникам. Поддержи­вая беседу за столом, не полагается увлекаться длинными рассказами. Сле­дует отметить, что составной частью застольного этикета ингушей является благоговейно-уважительное отношение к пище. Это благодарственные сло­ва-молитвы, возносимые Всевышнему перед и после приема пищи, обя­зательное произношение религиозных формул при прикосновении к пище.

Отношение к хлебу, воде и соли было всегда благоговейным. Хлеб со стола положено брать рукой, не отщипывать; прежде чем выпить воду (или другой напиток), каждый предлагает выпить сидящим рядом; перед началом еды принято вкусить щепотку соли. Конец застолья венчают слова тамады.


газета ИНГУШЕТИЯ

0

8

Интересно,в принципе основные позиции из этого есть и сейчас,даже добавления появились в советские времена)))))застолье с алкоголем добавилось и смешалось с традициями))типа когда тамада регулирует кого штрафануть ,а кто пропускает тост))даже такой "изысканный" этикет добавился когда пьющему водку уважаемому желали-"аът халт"))))по русски говоря -шоб хорошо пошла))))))))))))))Незнаю как сейчас ,а в совковые времена такое было
А ещё помню мать рассказывала во время войны они в горах жили там с посудой напряга была))так тарелки были выдолблены в столе))))такой стол из цельного дерева и в нём углубления в центре большое и по сторонам маленькие для бера видимо))

0

9

Тимерлан написал(а):

У ингушей, с моей точки зрения есть адат который надо исключить из правила, это когда зять не видеться, а соответственно не общается с тестем и тёщей. Такого адата не у кого нет. С точки зрения Ислама это нонсенс и в любом обществе такое правило не приветствуется.

Дал хостами бакх, хьае, хьаер му ийл мел йолч Галг1ай да тхо яхж  лелаж болч наьахий из хоз Дик Г1алг1ай 1адат хувца а д1ад1акха а хьам кардоацач, Алхьамдулиллаьахь! Датлахь из ше долч ч1ог1 дик да хьун из. Дукх дик хоз Г1алг1ай 1адатаж юкъер д1адаьахад вайн юкъер, цхьац болч вай мостаг1аж ,уж моастаг1аж ба вай нах, бакъ дар аьалач ц1ан вайнаьх баларий доахаддацар !

0

10

Салам алейкум, а1дат означает закон, а не обычай !

0


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Традиции и адаты » Адаты ингушей