쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Вокруг Света » Дагестан


Дагестан

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Респу́блика Дагеста́н (в переводе с тюркского «страна гор») (авар. Дагъистаналъул Республика, дарг. Дагъистанес Республика, кум. Дагъыстан Республикасы, лезг. Дагъустандин Республика, лакск. Дагъусттаннал Республика, азерб. Dağıstan Respublikası, Дағыстaн Республикасы, таб. Дагъустан Республика) — республика в составе Российской Федерации[4], субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Столица — город Махачкала.

Образована 20 января 1921.

Территория Дагестана граничит с Азербайджаном на юге, с Грузией на юго-западе, также с Чеченской Республикой на западе, со Ставропольским краем на северо-западе и с Республикой Калмыкия на севере.

0

2

В 2009 году Дагстат обнародовал данные численности населения Дагестана по состоянию на 1 января 2009 года, которое составило 2.711.679 человек.

Народ Численность в 2002 году,
тыс. чел.[14].
Аварцы 758,4 (29,4 %)
Даргинцы 425,5 (16,5 %)
Кумыки 365,8 (14,2 %)
Лезгины 336,7 (13,1 %)
Лакцы 139,7 (5,4 %)
Русские 120,9 (4,7 %)
Азербайджанцы 111,7 (4,3 %)
Табасараны 110,2 (4,3 %)
Чеченцы 87,9 (3,4 %)
Ногайцы 36,2 (1,4 %)
Рутульцы 24,3 (0,9 %)
Агулы 23,3 (0,9 %)
Цахуры 8,2
Армяне 5,7
Татары 4,7
Украинцы 2,9
Евреи 1,5
Горские евреи 1,1

0

3

"Возвращение Будулая" - http://tamerson.livejournal.com/210792.html

http://s2.uploads.ru/jtDfo.jpg

0

4

На 2010

Аварцы   850,0 (29,4 %)
Даргинцы  490,4 (17,0 %)
Кумыки   431,7 (14,9 %)
Лезгины   385,2 (13,3 %)
Лакцы   161,3 (5,6 %)
Азербайджанцы  130,9 (4,5 %)
Табасараны   118,9 (4,1 %)
Русские   104,0 (3,6 %)
Чеченцы(Ауховцы)  93,7 (3,2 %)
Ногайцы   40,4 (1,4 %)
Агулы   28,1 (1,0 %)
Рутульцы   27,8 (1,0 %)
Цахуры   9,8
Армяне   5,0
Арчинцы 5,0
Татары   3,7
Евреи   1,7
Украинцы  1,5
Таты   0,2

Отредактировано Цечой (2013-01-31 05:25:13)

0

5

Население Дагестана на 2013, 3 миллион чел.

0

6

http://s3.uploads.ru/t/pvJiR.jpg

Махачкала пестрит модной рекламой. Модная реклама перемежается большими плакатами-призывами «Помни о смерти — разрушительнице наслаждений». На заборах и стенах лозунги «Нет законов, кроме закона Аллаха» соседствуют с призывами чатиться и знакомиться для интимных встреч. Иногда получаются странные вывески-гибриды типа «В месяц Рамадан 50% скидок в салоне «Визаж».
Дагестанцев уже практически не существует. Людей с глубокой культурой и достоинством все больше вытесняют пассионарные маргиналы-даги с раздвоенным или даже «растроенным» сознанием. В одной и той же голове уживаются несколько моделей поведения: прозападная (охота за брендами, роскошные, фирменно «посаженные» тюнингованные автомобили, ночная жизнь, наркотики, активное поглощение поп-культа и др.), поверхностно-исламская (ревностное соблюдение религиозных предписаний, держание поста и т.д.) и кавказская (остатки национального менталитета вроде почитания дома, старших, родственников, культ спартанской выносливости и физической силы и пр.). В итоге правила пик-апа и Коран легко укладываются в одну библиотечку.
Теперь представьте, что каждая из этих моделей поведения расщепляется еще на несколько, ведь ислам в Дагестане присутствует в нескольких традиционных и нетрадиционных видах, а этнических меньшинств, языков, микроментальностей — более сотни. Разобраться в этом со стороны практически невозможно.
Впрочем, у этой неразберихи есть и свои плюсы — хоть какая-то видимость свободы слова. Обилие конкурирующих политически злободневных газет говорит само за себя. Газеты эти, в свою очередь, только и делают, что освещают конфликты. Межклановые и религиозные.
Сюжетика криминальной хроники не меняется годами: сотрудники ДПС останавливают какой-нибудь автомобиль, а в ответ из машины раздается шквальный огонь, ответным огнем сидящие в машине уничтожаются. Перечисляются жертвы среди полицейских. И так по нескольку раз на дню.
Правовое поле Российской Федерации в Дагестане почти не действует. В распределении чиновничьих кресел главную роль играет национальность: глава республики традиционно аварец или даргинец, председатель правительства — кумык. Места в Народном собрании распределяются строго по нацквотам. Какой-нибудь чамалалец, дидоец или агул, будь он хоть семи пядей во лбу, высокого места никогда не получит.
Власть и экономические ресурсы — в руках у нескольких кланов. Вся деятельность их представителей, пусть даже неправовая (убийства, присвоение земель, фальсификации и проч.) благословляется и покрывается родственниками, свояками и подкупленными пешками в судебной и полицейской системе. В то же время эти бравые феодалы компенсируют отсутствие сильной государственной власти и реально действующих законов.
Если люди убивают друг друга, нередко вступает в силу кровная месть. Был недавно случай, когда брат убитого обратился в полицию, но там отказались давать ход делу: дескать, ты разве не мужчина, отомсти сам, при чем здесь мы? А без особого рекомендательного письма от большого человека в учреждения стараются не соваться — бесполезно. Ну и формула «от души», то есть взятка, разумеется, общее место.
Способов бороться с абсолютной нефункциональностью российских законов в Дагестане несколько. Закон просто замещается (полностью или частично) либо феодальным правом силы, либо нерациональной верой в чудеса (имя Аллаха с завидным постоянством появляется то на телах детей, то на пчелиных сотах, то на боку ягненка, то на разрезанных помидорах), либо строгим шариатским законом а-ля Саудовская Аравия.
Поборники последнего (салафиты) — единственные, кто на Северном Кавказе выступают за отделение от России. В Дагестане их ненавидят и подвергают всяческим репрессиям, именно поэтому вы вряд ли встретите здесь женщин в никабах. Таких сразу берут на учет и чаще всего не ошибаются — мирный вроде бы салафит хоть каким-то боком да связан с лесным подпольем. Преследование и внесудебные расправы за убеждения или вероисповедание противоречат Конституции, и все же к ним в Дагестане прибегают активно. Полицейские мстят за своих.
В сознании российского обывателя Кавказ давно отчужден, а его жители отождествляются с боевиками (что очень и очень далеко от истины).
«Ты, наверное, как иностранка, учишься на платном? А в Дагестане какие деньги? А там говорят на дагестанском?» — эти и подобные им вопросы я слышала в Москве бессчетное количество раз. Кстати, что касается языка, люди не так уж и не правы. В городах Дагестана разговаривают на русском, но специфическом русском. Слова меняют контекст, обрастают кальками с местных наречий типа «я его бедранул, жи есть». Если вдруг в Махачкале заговорить на правильном литературном, тебя оборвут недоуменным «что за русский акцент?».
Этот вот испорченный русский и заменил дагестанской молодежи утерянные родные языки, точно так же, как суррогат западной цивилизации, смешанный с агрессивным религиозным ликбезом с Востока, вытеснил здесь собственное этнокультурное «я».
Чем более далека воспитанная на этом замесе молодежь от своих истинных корней, тем более она выпячивает собственный патриотизм в самых китчевых его формах. Чем больше выветрилось из человека то «горское», что было присуще его предкам, тем с большим самодовольством он носит майки «05 регион» и позирует с травматиком на фоне дагестанского флага.
Северный Кавказ — висящая на ниточке плоть.
Ни приращение этой плоти, ни усекновение ее власти невыгодно. Нужен постоянный медленный огонь. Точка, куда всегда можно переориентировать протестную энергию народа.
Дагестанцы все время чувствуют себя на особом положении (что проявляется и в армейских привилегиях, и в гражданской дискриминации), как будто от них в любую минуту готовы отказаться. В 90-е — во время войны в Чечне — почти было отказались. Так что происходящие здесь процессы полностью соответствуют ситуации. И бытующие среди северокавказцев фразы типа «поехал в Россию», «вернулся из России» не так уж и алогичны.
Алиса Ганиева

0

7

Из ФБ

В Дагестане все жалуются на нехватку рабочих мест, все хотят устроиться по их купленным дипломам, хотя многие как специалисты ничего из себя не представляют. И все считают безработицу основной причиной заблуждения людей в их идеологии, а также винят безработицу в увеличении количества преступлений. Отчасти может эта и правда, но я одного не пойму. в Дагестане, где около трех миллионов человек, люди не могут найти работу, а вьетнамцы, в стране которых проживает около 92 миллионов человек, нашли работу у нас. И люди у них в два раза меньше ростом, чем наши, а почему же они находят у нас работу, а наши не находят? В Дагестане нет такой проблемы, как безработица, это всё отговорки людей, которые не хотят работать!
Посмотрите, у нас везде заброшенные поля и луга, наши же предки ими пользовались, поэтому они и не нуждались в муке из Краснодара. Никто не мешает сажать, выращивать. Есть и много возможностей научиться этому, если не умеешь. Есть любая техника для облегчения труда. Всё есть, только мы этим не пользуемся. Поэтому мы считаем, что основная проблема у нас – это неправильно расставленные жизненные приоритеты. Если мы 20 лет покупали дипломы без образования, и это считалось нормальным, то теперь где мы хотим найти применение этим купленным дипломам, которые печатались, как фальшивые монеты. Получается несостыковка, потому что без образования диплом никому не поможет в работе! Пускай каждый думает, какую же работу он бы предложил необразованному человеку с дипломом? Принял бы он такого на работу к себе? Никто же из нас не сделал бы этого. Диплом не пойдет работать за человека, эта всего лишь картонная бумага! Чтобы работать у человека должно быть или образование или способности. Невежество привело нашу молодежь к безделью, безделье к вредным привычкам, как наркотики и террор, к легкому способу заработка, и они не понимают, какой может быть финал.
Нам дагестанцам необходимо объединить все силы, руководству республики, религиозным и светским организациям, для борьбы с невежеством. В первую очередь, необходимо хотя бы восстановить образование в республике, не говоря уже об улучшении, и дать молодежи трудовое воспитание. Другой дороги просто у нас нет! Мы часто шутим, спрашивая у людей, не купили ли ЕГЭ в этом году? Нам рассказывают про это с таким важным видом и говорят еще, что в этом году больше заплатить за ЕГЭ из-за усиления контроля. Так же не пойдет!
Со сменой каждого руководителя мы начинаем подстраиваться под его глупую политику, как это было с уничтожением винограда во времена Горбачева. Мы сами должны снизу доверху построить свое общество на крепком фундаменте. Пришел какой ни будь представитель хот государственной стороны или религиозной стороны и начал бить общество, как ореховое дерево при сборе урожая, общество такой подход к себе не потерпит! Общество надо строить подобно тому, как Мичурин выращивал сад, изучая, что и как сажать и выращивать. В обществе всегда найдутся люди с разными способностями, если использовать способности каждого, прекрасно можно построить свое общество, а не мечтать о легкой добыче, оценивая чужой карман.
Самым большим уродом в обществе является ученый без воспитания. Нет разницы, в какой области он ученый, будь то в религии, в светских областях, если человек плохо воспитан, никакая учеба ему не поможет. Образованный человек без соответствующего воспитания похож на не дающие урожай кусты клубники, которые мы вынуждены прополоть, чтобы другие кусты дали урожай и развивались. Удаленными бесполезными кустами мы обычно кормим шёлковых червей, вот точно так же невоспитанные алимы становятся кормом для червей, и некоторые паразиты общества используют их для своей выгоды, как те черви клубнику. Наше религиозное образование обязывает нас определенному этикету в обществе. У человека с хорошим образованием и воспитанием есть способность притягивать к себе молодежь и влиять на них положительно.
Наша молодежь что делает? Маленькие, как только приходят домой, смотрят по ТВ мультфильмы про какого-то «Шрека», дети постарше смотрят фильмы боевики, женщины - сериалы про любовь. У мужчин, в свою очередь, каждое второе слово жене: «я тебя выгоняю». И в итоге, когда каждый в семье занят разными бесполезными делами, не понимают друг друга, и начинают жаловаться, что наступило плохое время. Так участились разводы в семьях. Конечно, как же им не участиться, если муж не может привести из леса древесину, а жена не может косить траву для коровы, мать с детьми дома транжирят деньги отца, заработанные потом в магазинах, питаясь пищей из магазина. Молодые люди, объединённые для создания семьи, находят себя неспособными создать семью и, как паразиты, ищут легкую добычу. Вот и, в конце концов, все свои беды сваливают на плохие наступившие времена, хотя не совсем понятно, что изменилось у этого времени, ведь так и остались те же 24 часа в сутки, которые были у асхабов, у имамов и у всех предыдущих поколений. А в наше время эти 24 часа в сутки оказались испорченными? Не очень хорошо, когда мы свою вину в неспособности использовать свое время рационально сваливаем на наступившее время, называя его плохим временем. В детстве мы часто слышали, как люди говорили, что проигравшие в битве сваливают свой проигрыш на плохие кони. Так все время сваливать все на кони же у нас не получится! В проигрыше в основном бывают виноваты не кони, а наездники на конях, неспособные управлять конями, как надо. В итоге мы видим, что самое главное чего нам не хватает, это образование и воспитание, как религиозное, так и светское, а образование и воспитание поможет человеку адаптироваться в любой ситуации. Образование человека поможет ему реализовать себя в обществе, поможет намного лучше освоить окружающий мир. Неграмотный человек не владеет своим нафсом и пробует все, что попадается ему на глаза. В своей книге «тахмис» Шуайбу Багини говорит, что нафс человека дружит с фискъом, помогая ему сбивать человека с правильного пути. Также Шуайбу Багини къ.с. пишет, что такой человек собирает с общества все подряд, не различая халал и харам.

0

8

В Госдуме посоветовали участнице конкурса "Мисс Россия - 2016" не упоминать, что она из Дагестана

http://image.newsru.com/pict/id/large/1989192_20160413153025.gif
Гаджимет Сафаралиев

http://image.newsru.com/pict/id/large/1989197_20160413153309.gif
Исмаил Бердиев

Депутат Госдумы, председатель Комитета по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев раскритиковал участницу конкурса "Мисс Россия" Альбину Ильдарову, снявшуюся в фотосессии в нижнем белье, и рекомендовал ей не упоминать о том, что она из Дагестана.

"Пусть она не упоминает Дагестан, пусть говорит, что она вообще не дагестанка. Ничего хорошего этим ни Дагестану, ни дагестанкам она не приносит", - заявил депутат LifeNews.

"То, что она так выставила, - не стоило этого делать, какой бы она мисс ни хотела стать. Надо соблюдать какие-то нормы", - отметил он.

Ранее аналогичное мнение высказал председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев. "Я считаю, что представительницы Кавказа не должны фотографироваться в купальниках, а тем более в нижнем белье. Если это обязательное условие конкурса, то мусульманки не могут в нем участвовать. Это идет вразрез с нашей религией. Да и вообще, я бы девушкам всех национальностей рекомендовал быть скромнее", - цитировала его "Комсомольская правда".

Напомним, ранее участница конкурса "Мисс Россия" от Дагестана Альбина Ильдарова рассказала, как стала объектом травли в соцсетях за фото для официального сайта конкурса. 21-летняя дочь известных спортсменов - тренера по кикбоксингу Магомедрасула Ильдарова и двукратной чемпионки Европы по кикбоксингу Ульяны Юсифовой - позировала фотографу в нижнем белье, и ее земляки сочли эти снимки слишком откровенными.

В ответ на критику девушка рекомендовала недовольным навести порядок в республике и посмотреть, "что происходит у них вечером в различных заведениях и как одеваются девушки".

"Там по-разному одеваются. Есть и закутанные. А так - обычная европейская одежда, как в Москве и в любом другом городе", - заявил Гаджимет Сафаралиев.

По его словам, дагестанская "молодежь одевается более современно, старший возраст - более консервативно". "Нет никаких больших декольте и супермини. Я не понимаю, зачем она так говорит. Не стоит так делать никогда. Мало ли кто ей пишет, есть люди недовольные, очень религиозные. У нас не принято делать такие фотосессии", - сказал народный избранник.

"В каком бы мы современном обществе ни жили, не надо нам воспитываться на западной контркультуре, нам надо свою культуру развивать, расширять. А то, что делается с этими конкурсами, - это западная контр-культура, которую мы восприняли. Не лучшее мы взяли, к сожалению", - заключил депутат.

Гаджимет Сафаралиев посоветовал Альбине Ильдаровой посетить Дагестан и посмотреть, как там обстоят дела, однако отказался ее приглашать.

Альбине Ильдаровой 21 год, рост 173 сантиметра, вес 58 килограммов. Она учится в Московском технологическом институте. Как говорится на странице участницы на сайте конкурса, ее любимое литературное произведение "До встречи с тобой", любимый фильм - "И все-таки я люблю". А еще она увлекается кулинарией, фитнесом и любит путешествовать.

Финал конкурса "Мисс Россия - 2016" пройдет 16 апреля в Москве. Всего в нем примут участие 50 претенденток со всей страны. Победительница получит 3 млн рублей и эксклюзивную корону из белого золота, украшенную бриллиантами и жемчугом. Также она получил автомобиль Hyundai Solaris и шанс представлять Россию на международных конкурсах "Мисс Мира" и "Мисс Вселенная", пишет "Московский комсомолец".

Как отмечали СМИ, помимо Дагестана, в этом году в число финалисток конкурса вошли девушки из Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. При этом отмечалось, что представительницы регионов Северного Кавказа участвуют в конкурсе впервые.

"Раньше из-за менталитета и осторожного отношения к конкурсам красоты девушки с Кавказа практически не участвовали, а в этом году три очень красивые девушки к нам присоединились. Мы этому очень рады", - рассказывала гендиректор конкурса "Мисс Россия" Лариса Тихонова (цитата по ТАСС).

сама фотосесия

http://www.newsru.com/russia/13apr2016/nedag.html

0

9

Республика Дагестан в восприятии простых российских граждан давно считается зоной, где законы Российской Федерации извращены до неузнаваемости. И, как правило, республиканские надзирающие органы любого уровня на деле являются просто прибыльными конторами для своих руководителей. Вероятно, такое положение дел, явилось причиной образования интересного социально-политического феномена.

более подробно http://crimerussia.ru/gover/mvd-dagesta … i-razvrat/

0

10

Принадлежал ли Дагестан Азербайджану, или Азербайджан принадлежал Дагестану?

http://onkavkaz.com/upload/001/u110/003/00b648ed.jpg

Недавно случилось несколько интересных событий в Азербайджане и России. То, как они были восприняты и там, и здесь, вызывает большое недоумение и даже чувство стыда за нашу страну. Почему-то Россия безропотно терпит идеологическую агрессию своего южного братского соседа. Во всяком случае, российская власть не видит, что они наносят серьезный вред стране и отнюдь не свидетельствует о дружеских и даже нормальных отношениях между странами.
РИА «Дербент» уже писал о том, что в дагестанский Дербент приехала съемочная группа из Азербайджана. Ее участники открыто писали в различных азербайджанских СМИ и соцсетях, что собираются снимать фильм о Дербенте как об одном из древних городов Азербайджана.

И, конечно, съемки были проведены без каких-либо помех, им даже помогал в этом директор «Нарын-калы» Али Ибрагимов, да и в Джума-мечети их встретили с распростертыми объятиями. Всем известно, что Дербент никогда никакому Азербайджану не принадлежал (зато Куба, Кусары и Шабран составляли часть исторического Дагестана и даже входили в состав административной единицы под эти названием), (см. фото), зато этот миф успешно распространяется и у нас в России среди азербайджанцев Дербента. И такая наглая диверсия, как и много других, совершенных до этого, не была пресечена. Из нее даже выводов не было сделано соответствующими госструктурами федерального и республиканского уровня.

http://riaderbent.ru/images/banners/gallery_4_19_3951764.jpg

Зато научная деятельность  дагестанских ученых вызвала настоящую истерику в Национальной академии наук Азербайджана. Звучали такие выражения, как вмешательство во внутренние дела Азербайджана и научный террор! Хотя никакого конкретного объяснения для таких громогласных заявлений сделано не было.

Можно как угодно относиться к работам Шахбана Хапизова, но для того, чтобы утверждать об искажениях истории Азербайджана (опять же, какого именно?) и предъявлении территориальных претензий с его стороны, следовало привести конкретные доказательства. И эти грубые нападки на российскую науку, Институт этнологии и антропологии РАН почему-то тоже остаются совершенно без внимания со стороны нашего государства.

А вчера появилась информация  о том, что Министерство национальной безопасности (МНБ) Азербайджана продолжило политическую травлю талышей, которые в одной из групп соцсети Фейсбук боролись с тем, что историческое название «Талышский регион» целенаправленно искажалось на «Южный регион». Участнику этой группы по нику Сеймур Талыш сообщили, что против него возбудили уголовное дело, так как в них усмотрели призывы к сепаратизму и сотрудники МНБ уже увезли его брата и отца.

То есть в России можно безнаказанно сочинять небылицы про «Дербент, принадлежащий Азербайджану», и сеять на ровном месте семена сепаратизма, а также открыто проявлять симпатию к террористической пантюркистской группировке «Серые волки». А в Азербайджане любые попытки сказать правду об историческом прошлом регионов, входящих ныне в его состав, является преступлением против государства. И не важно, где это происходит - в самом Азербайджане или в России.

Что это за дружба такая странная между Россией и Азербайджаном, пропитанная садомазохизмом, и почему это нормально воспринимается нашим правительством?

Нажмудин Алиев

РИА Дербент
http://onkavkaz.com/blogs/1338-prinadle … stanu.html

0

11

Аварцев Грузии хотят переселить в Липецкую и Калужскую области

http://sf.uploads.ru/t/BHvwa.jpg
Село Чантлискури

На той стороне Кавказа

Около 400 дагестанских семей проживает на востоке Грузии Свой рассказ об аварцах в Грузии руководитель общественной организации «Переселенцы» Бадрудин Ибрагимов для наглядности подкрепляет, обращаясь к географической карте: — Вот, смотрите. Это наш сосед – Грузия. На ее востоке, у самой границы с Дагестаном, расположена Кахетия – скажем так, это одна из грузинских губерний (официально – край в составе Грузии). В свою очередь, эта самая Кахетия включает в себя несколько районов, в том числе и Кварельский муниципалитет.

— Здесь и проживают компактно горцы Дагестана?

— Совершенно верно. Речь идет о трех селениях – Тиви, Сарусо и Чантлискури. Это официальные грузинские названия населенных пунктов, но у них есть и аварские наименования – соответственно Гургин-росу (Круглое селение), Хъаладухъ (У крепости) и Росохъ (В лощине).

Во избежание путаницы я буду употреблять официальные грузинские названия сел.

http://s6.uploads.ru/t/e2sk0.jpg
Бадрудин Ибрагимов

— Судя по карте, по фотографиям – красивые места.

— Да, согласен. Как пишут в книгах, живописные уголки природы. Субтропики. Алазанская долина (аварское название — ЦIор) – межгорная долина у самого подножия Кавказских гор. Только не со стороны северного склона Большого Кавказа (к примеру, как Дагестан), а с противоположной южной стороны.

Много свежей зелени, сразу у селений начинаются горно-лесистые склоны.

— И сколько аварцев проживает на сегодня в этих грузинских краях?

— В общей сложности в трех названных селениях – около 400 хозяйств. Это анцухцы и выходцы из Бежтинского участка.

Основной род занятий – сельское хозяйство. Есть учителя в местных школах. Небольшое число уроженцев этих мест перебралось в Тбилиси, занимается там бизнесом. Это если говорить о тех, кто на сегодня продолжает жить в Грузии.

— Вы упомянули школьных учителей. Видимо, речь о грузинских школах?

— Да, преподавание предметов ведется по-грузински. Но в учебную программу включено изучение аварского языка.

— Получается, что жители этих мест владеют сразу…

— Ну, давайте считать. Они тщательно хранят свой родной диалект (анцухцы) или язык (выходцы из Бежтинского участка). В школе также изучают аварский литературный. Свободно говорят по-грузински. И многие, особенно те, кто часто ездит в Дагестан, понимают и русскую речь. Получается, три, а то и четыре языка.

— Насколько я понимаю, кварельским дагестанцам пришлось пережить двойное переселение?

— Это было связано с депортацией чеченцев в 1944 году. Туда, на опустевшие чеченские земли, и были отправлены наши земляки. А когда в 1957 году был решен вопрос о возвращении чеченцев на родину, кварельские аварцы, в свою очередь, потянулись обратно в Грузию…

Но вернувшись, они обнаружили, что их дома и земельные участки заняты грузинами. Горцам пришлось фактически начинать всё заново: очищать и распахивать землю, возводить себе новое жилье, обустраивать хозяйство и т.д.

— Как кварельские аварцы общаются с родственниками и земляками в Дагестане? Ведь прямого транспортного сообщения между нашей республикой и Грузией нет?

— Нет, и это больной вопрос для кварельцев. Снова взглянем на карту: от Бежтинского участка Дагестана до мест проживания аварцев в Грузии, как говорится, рукой подать – каких-то 50 — 60 км. И автомобильная дорога здесь имеется: ее ранее проложили по инициативе местного энтузиаста Магомеда Кебедова.

Я не скажу, что это трасса уровня федерального шоссе, нет. Но для внедорожников типа «Нивы» она вполне проходима. Однако столь удобный по небольшому расстоянию вариант сейчас закрыт: между Российской Федерацией и Грузией установлена государственная граница, а пограничного перехода в этой местности нет.

— И каким образом, к примеру, анцухцы из Тиви добираются до своих земляков в Дагестане?

— Знаете, чтобы читателям из других мест было понятно, я приведу такое сравнение. Представьте себе, что каспийчанин, желая попасть в Махачкалу, вместо короткого путешествия совершал бы огромный крюк: он сначала бы переплывал Каспий, попадая в Казахстан, затем перебирался бы в другой порт на том же побережье и только оттуда снова морем следовал бы к месту прибытия.

Кварельцы в Грузии находятся в похожем положении. Дагестан так близко, что его, как говорится, в бинокль видно. Но человек вынужден ехать в противоположную сторону – на запад в Тбилиси, поворачивать на север, пересекать грузино-осетинскую границу в местечке Верхний Ларс, далее через Осетию, Ингушетию, Чечню он попадает на трассу «Хасавюрт–Махачкала»… Но и это не всё: ему ведь еще добираться до родного села в Тляратинском районе или Бежтинском участке.

— До родного села, которое расположено либо у самой грузинской границы, либо недалеко от неё.

— Да! И вместо упомянутых 60 км получается 600. Есть и другой объездной вариант (из Кварели через Лагодехи и Белоканы в Баку и далее в Дагестан), но он еще длиннее.

— А самый простой вариант – установление пограничного перехода – между Дагестаном и Грузией (на дороге «Бежта–Кварели») не рассматривается?

— Мы только за. Но положение непростое. Сегодня взаимоотношения Российской Федерации и Грузии, мягко говоря, весьма прохладные. Есть идея аваро-кахетинской дороги – с туннелями, асфальтированием и серьезными денежными вложениями. Но, опять же, реализация связана с потеплением российско-грузинских отношений.

— Те 400 кварельских семей в Грузии, они хотели бы оставаться там и далее?

— В общем-то, да, тем более что нынешние грузинские власти не ведут политики выдавливания дагестанских горцев. Вот при Звиаде Гамсахурдии ситуация в начале 1990-х годов была совершенно иной: этот президент выдвинул тогда лозунг «Грузия для грузин», и тамошние власти готовы были даже финансировать процесс отъезда горцев в Дагестан.

— Однако отток дагестанцев продолжался в течение двух последних десятилетий?

— Да, если 400 семей предпочли пока оставаться в Грузии, то около 1 200 семей всё же перебрались сюда. Поначалу существовал план обоснования переселенцев в Южно-Сухокумске, но сами кварельцы категорически с этим не соглашались: чем там заниматься, в этих солончаках?

В итоге выходцы из Бежтинского участка осели в населенных пунктах Кизилюртовского и Кизлярского районов – Стальское, Шушановка, Рыбалко, Заречное.
С анцухцами ситуация иная. Какого-то одного населенного пункта, в котором бы сосредотачивались все или большинство анцухских переселенцев, нет. Многие строят дома или снимают квартиры в Махачкале. Мы-то как раз хотели бы, чтобы такая возможность появилась – получить определенные земельные площади, сконцентрировать там наших переселенцев, жить сообща, держать под общим контролем воспитание нашей молодежи и так далее.

— А что с идеей переезда грузинских аварцев на сельскохозяйственные земли, к примеру, в Липецкую или Калужскую область? В соответствии с «Государственной программой переселения соотечественников»…

— Да, есть и такой вариант. Под этот проект выделяются и земли в указанных регионах, и финансирование с возможностью обустройства на новом месте.

Также нам разъясняют, что Дагестан (где мы хотели бы окончательно осесть) не входит в эту программу. Цель программы — перенаправлять потоки людей в менее заселенные регионы. Но и мы, в свою очередь, напоминаем: еще задолго до программы переселения соотечественников было принято постановление Правительства РФ от 30 ноября 1992 года (в отношении нас, и там речь шла именно о Дагестане).
Мы всё же склоняемся к проживанию в родной республике. За неполные сто лет наши земляки уже пережили столько перемен. Грузия, Чечня, снова Грузия, затем последовало переселение в Дагестан. И вот теперь отважиться на еще один массовый переезд в незнакомые края? Опять всё начинать сначала, опять тревожиться о том, как будет впоследствии складываться отношение там к гостям с юга…
В общем, дали ответ, что хотели бы остаться в Дагестане.

Беседовал Альберт Мехтиханов

0

12

В массовой драке в Ленинауле пострадали 12 человек

Двенадцать человек, в том числе трое полицейских, пострадали в массовой драке в дагестанском селе Ленинаул, сообщил бывший глава села Сира Саипов.

Как сообщал “Кавказский узел”, массовая драка в селе Ленинаул Казбековского района произошла 25 июня на бытовой почве, сообщил представитель МВД Дагестана. По данным ведомства, после драки были задержаны 10 человек. При этом в соцсетях распространена информация, что в массовой драке участвовали чеченцы и аварцы.

По словам бывшего главы села Ленинаул Сиры Саипова, 25 июня в массовой драке в селе пострадали 12 человек, в том числе трое полицейских. “Нередко бывает, что одни подростки обижают других, после чего стихийным образом получается драка. То есть, у этого конфликта чисто бытовые причины”, - заявил Саипов.

При этом он отметил, что село “уже посетили представители Совета безопасности Республики Дагестан, министерства по национальной политике, администрации главы и правительства республики, а также правоохранительных органов”.

“Они выслушали обе стороны, на этом конфликт был исчерпан. Что касается вопроса о присоединении Ленинаула к Ауховскому району, то чеченское население продолжает выступает за, а аварское — против. Отдельные люди используют это противоречие, чтобы извлечь для себя какую-то политическую выгоду, дурманят населению мозги, но страдают в итоге ни в чем не повинные люди”, — цитирует сегодня Сиру Саипова издание Regnum.

Разнимать драку прибыл наряд полиции на БТРе. Жизни пострадавшим в драке ничего не угрожает, они отделались ушибами, сообщает со ссылкой на свои источники издание “Комсомольская правда - Северный Кавказ”.

История современного села Ленинаул начинается с 1944 года, когда на освободившиеся после выселения в Среднюю Азию чеченцев территории насильственным путем с обжитых мест были депортированы аварцы из разных сел Казбековского района, в основном из с. Алмак, отмечается на сайте администрации села. В 1957 году депортированные чеченцы и ингуши начали возвращаться на Северный Кавказ. Подробности этих событий приведены в справке "Депортация чеченцев и ингушей" в разделе "Справочник" на "Кавказском узле". В апреле 1991 г. в Москве был принят Закон "О реабилитации репрессированных народов", согласно которому чеченцам-аккинцам было предоставлено законное право вернуться на свои земли.


Источник: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/305110/
© Кавказский Узел


Дагестанец Рашид Салахбеков погиб при спасении тонущей девушки в Москве

http://s5.uploads.ru/t/yhXP4.jpg

Выходец из села Карланюрт Хасавюртовского района Рашид Салахбеков вечером 29 июня героически погиб, спасая тонущую девушку на пляже в Серебряном Бору Москвы.

Как рассказывают очевидцы происшествия, Салахбеков помог девушке, которая тонула в реке, выбраться на берег. Вызвав и дождавшись приезда врачей, мужчина исчез. Девушку после инцидента госпитализировали.

«Услышав крики о помощи, Рашид немедля ни секунды, бросился в воду. Доплыв до тонущей девушки, Рашид схватил ее и потащил к берегу, но вскоре, видимо устав, он сам стал звать коллег на помощь. На помощь другу бросился Насим Эраназаров, который доплыв до Рашида с девушкой, стал тащить их к берегу. Оценив ситуацию, Рашид передал девушку Насиму и сказал, чтобы он плыл с ней к берегу. Уже доплыв до берега, Насим и спасенная девушка оглянулись на Рашида, но он уже ушел под воду», – рассказал журналистам друг погибшего Абдулла Алыпкачев.

Тело погибшего дагестанца было найдено водолазами утром следующего дня.

riadagestan.ru
https://onkavkaz.com/novosti/2708-dages … oskve.html

0


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Вокруг Света » Дагестан